СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ – 03.04.2020
_____________________________________________________________________
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЛОК _____________________________________________________________________
Тема: «Защита от манипуляции».
План
1. Манипуляция в деловом общении.
2. Манипуляции в деловом общении и способы их нейтрализации.
3. Типы манипуляции в общении.
4. Методы манипуляции в общении.
5. Группы психологических защит в зависимости от защищающего субъекта и от
направленности.
6. Базовые защитные установки.
МАНИПУЛЯЦИИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
В деловом общении очень важно уметь распознать психологическую позицию партнера и занять такую, которая обеспечит конструктивное решение вопроса.
Манипуляции – скрытое управление поведением человека, совершаемое ради какой-либо выгоды того, кто управляет.
Человека, который в своих интересах управляет поведением другого помимо его воли, называют манипулятором.
Психологическая защита – это употребление субъектом психологических средств устранения или ослабления ущерба, грозящего ему со стороны другого субъекта.
Способы манипуляции
| Способы защиты
| 1. Навязывание роли. Угадав желания человека, манипулятор начинает навя-зывать роль Незаменимого Работника, Бескорыстной Сотрудницы, Всеми Обожаемого, Неотразимой и т.п. Например, «Верочка, мы все прекрасно знаем, что если вы этого не сделаете, это никто не сделает…»
| Отказ от роли
К примеру: «К сожалению, люди любят преувеличивать…»
| 2. Вас делают другом. Манипулятор доверительно рассказывает о себе, а затем обращается с какой-нибудь об-ременительной просьбой: «Я вижу, вы мне так сочувствуете….вот спаси-бо…я думаю., вы не откажетесь…»
| Не проявлять дружеского участия в разговоре с малознакомым человеком, не замечать намеков.
| 3. Доброжелатель. Чрезвычайно лю-безно и доброжелательно расспраши-вает о личных делах, трудностях, затем
обращается с просьбой, в которой после
| Не быть откровенным с человеком, которого вы не считаете другом, и не считать себя обязанным делать то, о
чем просит участливый человек.
| Способы манипуляции
| Способы защиты
| такого разговора трудно отказать.
| | 4. «Дружим против общего врага». Манипулятор доверительно сообщает о том, как плохо высказался о вас руково-дитель или коллега. Он возбуждает не-
приязнь к «недоброжелателю», подтал-кивая к определенным действиям.
| Задайте себе вопрос: «С чего это вдруг он стал открывать мне глаза?»
| 5. Вас делают соратником по общему делу. Например, посетитель довери-тельно, с расчетом на понимание и со-чувствие, посвящает вас в свой замеча-тельный проект реорганизации работы фирмы. И тут же просит именно его бумаги показать директору в первую очередь.
| Подумайте: «А мое ли это дело?» Не поддавайтесь пафосу собеседника, от-давайте себе отчет в том, насколько вы сами считаете этот проект первооче-редным.
| 6. Туманные намеки. Манипулятор не высказывает прямо свою бестактную просьбу, а ходит вокруг да около.
| Прервать его высказывания вопросом: «Вы это о чем?»
| 7. Берет измором. Манипулятор с об-ворожительной улыбкой снова и снова повторяет одну и ту же просьбу, выпол-нить которую вы не можете или не хо-тите.
| «Заезженная пластинка»
Каждый раз в ответ на просьбу следует повторять: «Рад бы вам пойти навстре-чу, но ничего не могу сделать»
|
Распознавание эго-состояний осуществляется через анализ интонаций, поведения, выражения лица, жестов и положения тела, а также речевые клише, присущие конкретному типу ролей.
| Родитель
| Ребенок
| Взрослый
| Общее поведение
| 1. Автоматически оценива-ющее, ироничное, порица-ющее, наказывающее, об-виняющее, ищущее винов-ного, приказное, авторитар-ное.
2. Доброе, ободряющее, признательное, озабочен-ное, сочувствующее, помо-гающее, сверхзаботливое.
| 1. Не заботясь о реак-ции окружающих, игривое, любозна-тельное, творческое, хитрое, злорадное, излучающее избыток энергии, мечтатель-ное.
2. Ощущение стыда, чувство вины, осто-рожное, боязливое, требующее одобре-ния, впадающее в отчаяние, скромное, неуверенное, жалу-ющееся, придержива-ющееся правил.
3. Протест против более сильных и авто-ритетных, капризное,
своенравное, непос-лушное, агрессивное.
| Раскрепощено, по-деловому, объектив-но, внимательно, при-слушиваясь к собе-седнику, без эмоций, задавая открытые во-просы, задумываясь.
|
| Родитель
| Ребенок
| Взрослый
| Типичные фразы
| 1. «Ты должен», «Ты не должен», «Это тебе нель-зя», «Как ты только мо-жешь», «Сколько тебе гово-
рить одно и то же!», «Я не позволю так с собой обра-щаться!», «Прекрати это сейчас же!».
2. «Не ломай себе голову!», «Не так плохо, как кажет-ся», «Не вешай нос», «Тебе это не по силам», «Я могу вас понять», «Иди, я сде-лаю за тебя».
| 1. «Я хочу», «Я бы очень хотел», «Пре-красно!», «Велико-лепно!», «Высший
класс!, «Мне без раз-ницы», «Так тебе и надо».
2. «Я не верю в свои силы» «Я не смогу это сделать», «Я боюсь», «Я попробую», «Я хотел только…», «По
чему всегда я?».
3. «Я этого не хочу», «Оставьте меня в по-кое», «Проклятье!»
| Все вопросы, начина-ющиеся со слов: Что? Когда? Где? Почему?
Высказывания: воз-можно, вероятно, по моему мнению, я ду-маю, я полагаю, по моему опыту, др. все, что допускает воз-можность дискуссии.
| Интонация, манера говорить
| 1. Громко или тихо, твердо, высокомерно, насмехаясь, цинично, саркастически, с нажимом.
2. Тепло, успокаивающе, сочувственно.
| 1. Громко, быстро, захлебываясь, печаль-но.
2. Тихо, нерешитель-но, прерывающимся голосом, подавленно, нудно, жалуясь, по-корно.
3. Гневно, громко, упрямо, угрюмо.
| Уверенно (без высо-комерия), по-делово-му (с личностной ок-раской), нейтрально, спокойно, без страс-тей и эмоций, ясно и четко.
| Жесты
| 1. Поднятый вверх указа-тельный палец, руки на бед-рах, руки скрещены перед грудью, ноги широко рас-ставлены.
2.Поглаживание по голове.
| 1. Напряженный или расслабленный кор-пус, рассеянность.
2. Опущенные плечи, склоненная голова, стоит навытяжку, по-жимает плечами, ку-сает губы, напряжен, дружелюбен, мил.
3. Напряженность, угрожающая поза, упрямство, опущен-ная голова.
| Корпус прямой, его положение меняется в ходе беседы, верхняя часть туловища слег-ка наклонена вперед.
| МАНИПУЛЯЦИИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
И СПОСОБЫ ИХ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ
В основе любого делового взаимодействия лежит общение. В отличие от личностного, деловое общение не является самоцелью и кроме получения удовлетворения от него самого выступает одним из средств совместной деятельности людей, ее инструментом. Эффективное использование механизмов делового общения позволяет значительно улучшить качество взаимодействия, добиться успехов в бизнесе. Но, как любой инструмент, общение можно использовать с разными целями. Использование приемов коммуникации, истинная цель которых не совпадает с декларируемой партнеру по общению и несет ему явный или скрытый урон, называется манипуляцией.
Манипуляция как способ оказать скрытое психологическое воздействие на собеседника с целью добиться выгодного для себя поведения постоянно используется в бизнесе. Различные приемы и уловки позволяют заключить более выгодные контракты, подтолкнуть партнера или клиента к нужному решению.
Основные приемы психологических манипуляций в деловом общении, в основе которых лежит использование свойств человеческой психики:
Ø комплимент – небольшое преувеличение достоинства, которое адресат же-
лает видеть в себе. Прием основывается на естественной для человека жажде быть положительно оцененным окружающими и позволяет создать позитивную атмосферу, расположить собеседника, а при необходимости ослабить его критику. Комплимент должен быть кратким, небанальным и иметь под собой фактическую основу, то есть подчеркиваемое достоинство должно действительно существовать. При прямолинейном или излишне сильном восхвалении комплимент превращается в лесть, которая вполне может вызвать негативные чувства: неприязнь или обиду. Комплимент является одним из самых безобидных способов манипуляции и часто используется в переговорах как способ «подготовить» и расслабить партнера по общению, чтобы тот почувствовал себя свободно, менее критично относился к словам и действиям манипулятора.
Ø «раздражение собеседника» – введение его из состояния психологическо-
го равновесия насмешками, обвинениями, упреками или иронией, что заставляет его нервничать и, в результате, принимать необдуманные решения;
Ø «ошарашивание темпом» – использование быстрого темпа речи, требова-
ние принять решение «здесь и сейчас» под угрозой потерять «уникальную возможность» (например, скидки, «последний товар на складе», «специальное предложение» и т.п.);
Ø перевод дискуссии в сферу домыслов – перевод полемики в русло обличе-
ния, чтобы заставить собеседника либо оправдываться, либо говорить о том, что не имеет никакого отношения к сути дела, тем самым тратя время и силы;
Ø отсылка к «высшим интересам» – намек на то, что позиция собеседника
затрагивает интересы тех, кого крайне нежелательно расстраивать («Вы понимаете, на что вы покушаетесь, когда не соглашаетесь с этим?»);
Ø «Карфаген должен быть разрушен» – бездоказательное повторение одной
и той же мысли так часто, чтобы собеседник к ней «привык» и принял ее как очевидную (метод оратора римского сената консула Катона Старшего);
Ø «недосказанность в связи с особыми мотивами» – намек на то, что пол-
ная информация не может быть озвучена в связи с некими «особыми мотивами», о которых нельзя сообщить прямо;
Ø «ложный стыд» – использование ложного довода, с которым оппонент не
будет спорить после заявлений, типа «Вам, конечно же известно, что наука установила…», «Вы, конечно же читали о…», «Все деловые люди в курсе, что…», опасаясь во всеуслышание расписаться в собственной некомпетентности;
Ø «использование непонятных слов в общении» – аналогично предыдуще-
му, прием построен на нежелании оппонента признать, что он не знаком с данным термином;
Ø «демонстрация обиды» – уход от ответа на нежелательный аргумент или
срыв спор изображением обиды на поведение собеседника («Вы за кого нас тут принимаете?»);
Ø «мнимая невнимательность» – потеря нужных документов, пропуск аргу-
ментов или опасных доводов оппонента;
Ø «мнимое непонимание» – повторение доводов собеседника «своими слова-
ми» с намеренным искажением полученной информации («Другими словами, вы считаете…»);
Ø «многовопросье» – включение в один вопрос несколько мало совместимых
с собой вопросов с последующим обвинением либо в «непонимании сути проблемы», либо в уходе от ответа на один из заданных вопросов;
Ø «а что вы имеете против?» – требование к оппоненту предоставить крити-
ческие доводы с последующим обсуждением его аргументов вместо аргументации предложенного тезиса;
Ø «принуждение к однозначному ответу» – давление на оппонента с целью
получить строго однозначный ответ «да или нет», причем сразу («Скажите прямо..»);
Ø «рабулистика» – преднамеренное искажение смысла высказываний оппо-
нента, преподносящее их как забавные и странные («Ваш коллега договорился до того, что…»);
Ø «сведение факта к личному мнению» – сведение основанного на фактах
аргумента оппонента к его личной позиции («Это всего лишь ваше личное мнение»);
Ø «видимая поддержка»– мнимая поддержка доводов оппонента, направлен-
ная на то, чтобы успокоить его согласием, отвлечь внимание, а затем привести мощный контраргумент, создав впечатление очень основательного знакомства с данным тезисом, которое позволяет видеть его несостоятельность («Да, но…»).
Существует три основных метода нейтрализации этих и других приемов психологической манипуляции в деловом общении.
ü «Мимо ушей». Метод заключается в уходе от дискуссии, уклонении от пря-
мых вопросов или смене темы разговора. Можно что-то уронить, отвлечься на мнимый телефонный звонок или попавшую в глаз соринку.
Цель метода – выиграть время и увернуться от манипуляции.
ü «Расставить точки над i». Прямое заявление о том, что оппонент пытается
вами манипулировать с обозначением его истинного мотива. «Скажите прямо, чего вы хотите? Чтобы я разозлился и отказался от своих требований?».
ü Контрманипуляция.Использование приемов манипуляции, позволяющих
отбить атаку оппонента и вынудить его к принятию невыгодного для себя решения. Такая ситуация чревата резким обострением отношений и возник-новению конфликтов. В ситуации открытого противоборства, безусловно, выиграет тот, кто вооружен не только знаниями, но и умением реализовывать их на практике.
ТИПИ МАНИПУЛЯЦИИ В ОБЩЕНИИ
Тип манипуляции
| Характеристика
| Особенности этой манипуляции
| Манипуляция любовью
| В детстве вам говорили: «Если ты бу-дешь так кривляться, я тебя любить не буду». Хотя на самом деле имели вви-ду: «Слушайся меня». Ваш мужчина вам говорит: «Ты сначала перестань ногти грызть (работать, к маме ездить,
читать женские романы, каждое утро
| Одна из самых коварных и жестоких манипуляций, кото-рыми часто пользуются в семьях. Ребенок, привыкший к такому обращению, начи-нает понимать что самые
близкие люди не принимают
| Тип манипуляции
| Характеристика
| Особенности этой манипуляции
| | готовить солянку…), тогда поговорим про свадьбу». Хотя на самом деле имеет ввиду: «Мне не нравиться, когда ты грызешь ногти». Босс вам говорит: «Мы умеем ценить своих сотрудни-ков, у нас дружная команда едино-мышленников. Поэтому редко кто ухо-дит из нашего коллектива по своей во-ле ». Хотя на самом деле имеет ввиду: «Мы будем к тебе хорошо относиться, если ты будешь хорошо работать» .
| его целиком, любят не за то, что он есть, а за то, что он что-то делает или не делает. В партнерских отношениях, та-кие разговоры также не при-водят ни к чему хорошему. Ведь в данном случае на одну чашу весов кладется любовь, а на другую некое условие. По-лучается, что любовь – это не-кий товар, который при необ-ходимости можно обменивать на услуги или деньги.
| Манипуляция страхом
| В детстве вам говорили: «Не будешь делать уроки, станешь дворником». Хотя на самом деле имели ввиду:«Я не знаю, как тебя еще заставить делать уроки». Ваш мужчина говорит:«Если я и дальше буду работать в этой конто-ре, у меня будет инфаркт». Хотя на са-мом деле имеет ввиду:«Приготовься, я скоро уволюсь» На работе вам гово-рят:«Машенька, мне тут прислали ре-зюме одного очень перспективного молодого сотрудника. У вас с ним как раз один профиль». Хотя на самом де-ле имеют ввиду: «Незаменимых нет, соберитесь, милочка».
| Использование людских стра-хов – одни из самых любимых приемов манипуляторов всех типов и мастей. Очень часто они играют на недостаточной информированности человека. Поэтому, если вам регулярно пудрят мозги по поводу неких мифических опасностей и призывают сделать то или иное, чтобы избежать их – наведите справки.
| Манипуляция неуверенностью
в себе
| В детстве вам говорили: «Русский ты сделала, я вижу. А давай посмотрим, что у тебя не получается?». Хотя на самом деле имели ввиду: «Ты все рав-но ни на что не способна без моей по-мощи». Ваш мужчина вам говорит: «Ты собираешься съесть на ночь пе-ченье? Ну давай-давай. Я пока в комп поиграю». Хотя на самом деле хочет сказать: «Я имею право делать, что хочу ». На работе вам говорят: «Пере-ведите, пожалуйста, небольшой текст с китайского. Вот вам словарь, у вас есть полчаса». Хотя на самом деле имеют ввиду: «Не зарывайся, я здесь начальник».
| Манипуляция – это всегда во-прос власти, а в данном слу-чае он стоит наиболее остро. «Я – начальник, ты – дурак», - так можно перефразировать большую часть приведенных здесь высказываний. Пробле-ма начальника-манипулятора (будь он мамой, папой, боссом или президентом) заключается в том, что он не обладает реальным авторитетом, не яв-ляется властью, но хочет ей быть. С ним, безусловно, мож-но начать играть в «поддавки» и льстить. Но этой лести ему никогда не будет достаточно.
Он будет ненадолго успо-каиваться, а потом вновь и вновь искать подтверждение своей состоятельности за счет чужих недостатков. Однако, манипулировать вами он смо-жет только в том случае, если вы по поводу своего недостат-
ка переживаете. Примите себя
| Тип манипуляции
| Характеристика
| Особенности этой манипуляции
| | | и свои слабости или избавь-тесь от них.
| Манипуляция чувством вины
| В детстве вам говорили: «Опять полу-чила два по химии? Тогда будешь мыть посуду». Хотя на самом деле имеют ввиду: «Мне лень мыть посуду, но неудобно тебя просить об этом». Ваш мужчина вам говорит: «С Веро-никой кофе пила, пока я тут один голодный с детьми сидел?». Хотя на самом деле он имеет ввиду: «Завтра хочу после работы встретиться с Сер-геем, но ты меня просто так не отпус-тишь, будешь пилить». На работе вам говорят: «Возьмите сегодня отгул, не переживайте я сделаю за вас вашу работу». Хотя на самом деле имеют ввиду: «Работу-то я сделаю, а потом припомню вам этот случай».
| Она очень распространена в семейной жизни, ее частое ис-пользование приводит к тому, что муж и жена начинают иг-рать в увлекательную игру – коллекционирование чужих провинностей. Кто больше насобирал, тот выиграл, чи-тай – получил права на реа-лизацию своих сокровенных желаний. Хотя совершенно непонятно, почему это само собой разумеющееся право нужно завоевывать таким странным и неприятным способом?
| Манипуляция чувством гордости (идеей «сверх я»)
| В детстве вам говорили: «Почему ты боишься прыгнуть с вышки, ты же от-личник?». Хотя на самом деле имели ввиду: «Не трусь». Ваш мужчина го-ворит вам: «Двенадцатичасовой рабо-чий день? Бедняжка. Но ты же у меня такая умница, уберись в комнате, сбе-гай за пивом, сейчас ко мне Петрович придет». Хотя на самом деле имеет ввиду: «Твой перфекционизм плюс моя лень. Мы – идеальная семейная пара». На работе вам говорят: «Мы знаем, что вы – перспективный со-трудник. Мы в вас верим, поэтому предлагаем вам повышение, правда с сохранением старой зарплаты». Хотя на самом деле имеют ввиду: «на ва-шем тщеславии мы решили немного сэкономить».
| Тщеславие возведено в ранг главной идеи западной циви-лизации. Быстрее, выше, силь-нее и дальше со всеми оста-новками вплоть до конечной. Главное не останавливаться и не задумываться. Хотя Карл Юнг, психолог, философ и во-обще толковый человек, гово-рил о том, что первая полови-на жизни – это учеба, поиски работы, женитьба. Беготня, одним словом, но беготня оп-равданная. Если во второй по-ловине человек патологически настроен на приобретение и стремление кого-то догнать – он заболевает.
| Манипуляция чувством жалости
| Как это происходило в детстве: «Тебе меня совсем не жалко, я так устаю, а ты не ешь совсем ничего»! Как это происходит в семье: «У меня весь день голова болит, кстати, супруги Лютые зовут нас на уикенд. Жалко ты не смо-жешь поехать» Как это просиходит на
работе: «Помните у меня хомяк был. Белый такой. Пушистый. Умер. Мож-но я уйду пораньше?» Как это проис-ходит в политике: «Наша партия Фио-летовых, конечно же, не сможет по-лучить парламентское большинство. За нами же не стоят олигархи. И эфир-ного времени нам не предосталвя-
| Она такая, немного детская, школьная – «Мариванна, у меня зуб заболел, можно я домой пойду». Существуют очень коварные и тонкие ма-нипуляторы чувством жалос-ти – «жертвы», которые все
время жалуются на жизнь и собирают дивиденды – слова ободрение и помощь. Эти «жертвы» также являются вампирами. Они могут беско-нечно долго обсуждать с вами их жизненную ситуацию, но никогда не сделают ничего,
чтобы что-то изменить. Пото-
| Тип манипуляции
| Характеристика
| Особенности этой манипуляции
|
| ют…»
| му что они – счастливые жертвы.
|
МЕТОДЫ МАНИПУЛЯЦИИ В ОБЩЕНИИ
Название методов
| Характеристика
| Использовать слова непонятные оппоненту
| Очень часто используют для того, чтобы создать ощущения высо-кого профессионализма и знания темы беседы. Особенно эффек-тивно, когда человек делает вид, что все понимает, но на самом де-ле просто стесняется показать, то что слова ему не знакомы. Этот метод остается вполне действенным и эффективным.
| «Ты ведь мужчина, значит должен сделать»
| Самый старый метод манипуляции, который используют почти все девушки, его видели и слышали все, только вот не всегда осозна-вали, что это всего лишь манипуляция. Причем вариаций быть мо-жет много, например: «ты что не мужик? А ну иди и …(любое сло-во по вкусу: набей ему морду, забей гвоздь, заработай денег, купи цветы, все что угодно любое слово)», «ты ведь меня любишь? «просьба от купи сапожки до прыгни с моста». Слова могут быть разные, структура одна, сначала «качество»,либо «чувство», а да-лее просьба, которую нужно выполнить, чтобы подтвердить это качество. Например: «ты что не мужик? Заработай денег!» ка-чество-мужик, деньги-просьба. Чтобы подтвердить качество нужно выполнить просьбу, иначе получается, что мы не обладаем тем первым качеством. Самое смешное, что большинство действитель-но на эту уловку клюют. Это один из самых распространенных ме-тодов манипуляции. Хотя на самом деле не половая принадлеж-ность, не те чувства которые у нас (любовь, дружба) нас не обязы-вают, делать что-то чтобы это доказать. Ах ну да, раз уж говорил про девушек скажу и про парней. Есть особо умные индивидуумы, превратившие эту уловку в свой плюс и использующие ее немного иначе. Например, фраза «я ведь твой парень? Значит, ты должна слушаться меня», ввергает девушку в небольшой ступор, особенно если до этого она сама использовала подобные методы манипуля-ции.
| «Это лишь теория, на практике все иначе»
| Применение этой уловки в споре, то есть высказывание, что все, о чем говорит собеседник, хорошо лишь в теории, но неприемлемо на практике, заставляет человека искать НОВЫЕ доводы и дока-зательства, которые очень легко оспорить и доказать неверность этих доводов. Человек будет раздражен, но в итоге, скорее всего, сдаст позиции и признает вашу правоту. Пример: муж с женой ре-шают, что им лучше купить. Жена хочет дачу, а муж новую супер-пупер крутую машину, чтобы перед друзьями покрасоваться, да и женским вниманием добавиться. Фраза мужа «давай лучше ма-шину купим, вот буду тебя на ней возить на работу, представ-ляешь, как все обзавидуются?» (причем это тоже попытка мани-
пуляции, так как машина нужна ему явно не для этого), жена «ну да конечно, это только на словах, а на деле будешь баб на ней ка-тать, да все деньги на бензин тратить» Дальше муж еще пару раз ищет разные доводы и доказательства, которые легко женой оп-ровергаются и в итоге она предлагает купить дачу, а муж изму-ченный беседой либо соглашается, понимая, что сил на спор уже нету, либо пытается найти новые доводы, того, что машина лучше дачи.
| Название методов
| Характеристика
| Сведение аргумента человека к его частному мнению
| Которое может быть ошибочным, как и мнение любого другого че-ловека. Если удается, то человек начинает доказывать, что это не только его мнение. А значит, попадается на уловку. Дальше разго-вор легко направить в другое русло либо использовать любой дру-гой метод манипуляции.
| Лесть
| Да, да это тоже используют в свою пользу. Особенность этого ме-тода состоит в том, чтобы, «обсыпав человека комплементами», на-мекнуть ему, как много он может выиграть если согласится с вами. Примером лестного оборота речи может служить высказывание «Как человек умный, ты не можешь, не понимать, что…..» или же «как человек мудрый и опытный, ты обязательно должен сде-лать…..» и подобные. Но если вы заметили, что на вас пытаются воздействовать этим методом, не стоит сразу обвинять человека в попытках манипуляции, возможно, он просто очень уважает вас и не хочет конфликта.
| Чужой Авторитет
| С помощью этой уловки существенно повышается психологичес-кая значимость приводимых собственных доводов с помощью ав-торитета других. Например «мужчина должен заботиться о девуш-ке. Об этом даже писали в (название газеты популярной) и показы-вали по (название канала)» либо «Мне тут Вася сказал, что в этом году обязательно нужно покупать новые серебряные вещи, тогда будет удача.» Но опять же Васю должны уважать и его авторитет-ность не ставят под сомнение. Поэтому пользую авторитет чужих людей, человек добивается СВОИХ целей. Причем тот «авторитет» мог об этом даже не писать и не говорить. Его просто упоминают как уважаемый источник, имеющий ценность, а не просто мнение одного человека. И да, уважать источник должен, не тот кто гово-рит, а тот кому то говорят. Потому, что глупо говорить, о том, что писали в газете, которую тот кому, говорят считает полным дерь-мом, не достойным чтения.
|
ГРУППЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЗАЩИЩАЮЩЕГО СУБЪЕКТА И ОТ НАПРАВЛЕННОСТИ
Группы психологических защит
| Характеристика
| Внутриличностные защиты
| возникают в условиях внутриличностной борьбы, которые ведут между собой относительно самостоятельные личностные подструк-туры. Это могут быть, например, отдельные желания человека, его умения, предпочтения, самоуверенность, самооценка. Каждая из этих подструктур определяет особенности внутреннего мира чело-века и формирует его внешнее поведение. Каждая из них имеет свои собственные устремления, которые, по меньшей мере, не совпадают,
а иногда и противоречат друг другу. Происходит естественная кон-
куренция между ними. Когда эта конкуренция перерастает во вну-триличностную борьбу, возникает необходимость в психологичес-ких защитах, которые уберегают одни внутрипсихические образо-вания от ущерба со стороны других. Вот как говорит об этом К.Роджерс: «Когда существует несог-ласованность, но индивид не осознаёт этого, он потенциально уязвим тревожностью, угрозой и дезорганизацией. Если значимое противоречие становится столь ясно, что оно должно быть созна-тельно воспринято, то индивид будет под угрозой и его Самость дезорганизуется этим противоречием. В этом случае с целью сохра-
| Группы психологических защит
| Характеристика
| | нения структуры Самости выступает в действие защита».
| Межличностные защиты
| обнаруживаются там, где речь идёт о борьбе межличностной. Так как люди, вступающие в общение, являются носителями несовпада-ющих желаний, между ними естественным образом возникают про-тиворечия, которые вызывают стремление защищаться. Предметом межличностных защит является индивидуальная целостность, соот-носимая с индивидуальной обособленностью, и направленная про-тив силы желаний и устремлений оппонента.
| Направленность
| Специфические психологические защиты
| это защиты, которые направлены на характер угрозы. По сути, они напоминают процесс решения проблем. Они представляют собой по-исковые действия в проблемной ситуации. Такие защитные действия сориентированы на стандартный, часто повторяющийся вид угрозы. Вследствие этого, специфические психологические защиты могут превратиться в автоматические, стать привычкой. Такой вид защит обеспечивает детальный анализ характера угрозы. Результатом этого анализа будет ощущение, образ.
| Неспецифические психологические защиты
| Такие защиты имеют дело с характеристиками ситуации взаимодей-ствия. Они в наибольшей степени подвержены стереотипизации и генерализации. Благодаря этому виду защит время задержки реак-ции сильно сокращается. Факт присутствие угрозы действует как ключевой раздражитель, который запускает один из психических ав-томатизмов, состоящий из базовых защитных установок (о них я бу-ду вести речь ниже). Неспецифические защиты обеспечивают быс-трый анализ силы угрозы. Результатом их работы является эмоцио-нальная оценка.
|
БАЗОВЫЕ ЗАЩИТНЫЕ УСТАНОВКИ
Установки
| Характеристика
| Уход
| увеличение дистанции, прерывание контакта, удаление себя за пределы дося-гаемости влияния агрессора. Крайним выражением этой стратегии может счи-таться отчуждение, полная замкнутость в себе, отказ от контактов с людьми. Обычным проявлением этого вида защит является смена темы беседы, преры-вание беседы под благоприятным предлогом, уход от контактов с неприят-ными Вам людьми.
| Изгнание
| увеличение дистанции, удаление агрессора. Предельным выражением такой защиты является убийство. Часто проявляется в увольнении с работы агрес-сора, изгнание его из дома, осуждение, колком замечании, насмешке (частич-ное убиение какой-либо части агрессора: привычки, характера и т.д.)
| Блокировка
| контроль воздействия, выставление преград на его пути. Предельное выраже-ние – полная самоизоляция посредством активизирования отдельных стату-
сов и подсистем. Повседневное применение в виде смысловых и семанти-ческих барьеров («Я не понимаю, о чём Вы говорите»), ролевые барьеры («я на работе»).
| Управление
| контроль воздействия, исходящий от агрессора, влияние на него. Предельное выражение – подчинение себе другого человека. Привычные способы исполь-зования таких защит – жалобы, плач, подкуп, попытки подружиться, спрово-цировать желаемое поведение. Сюда же относиться и манипуляция, защитно-го происхождения.
| Замирание
| контроль информации о самом субъекте, её намеренное искажение или со-кращение. Крайняя форма – оцепенение. Чаще всего проявляется в сокрытии чувств, обмане.
| Установки
| Характеристика
| Игнорирование
| контроль информации об агрессоре, искажённое восприятие агрессора или угрозы с его стороны. Предельная форма выражения – утрата адекватности восприятия, иллюзии. Обычно проявляется как стереотипизация (она просто дурачится), объяснение манипуляции позитивными намерениями (мне же-лают добра).
|
Все эти базовые защитные установки можно попарно объединить между собой, опираясь на степень пассивность/активность. Получаются следующие пары: уход – изгнание, блокировка – управление, замирание – игнорирование. Каждая пара имеет своё поле действие. Уход – изгнание создаёт дистанцию с агрессором, блокировка – укрытие управляет потоком воздействия, замирание – игнорирование работает с информационным каналом.
______________________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
______________________________________________________________________
1. Что такое манипулятивное общение? В каких ситуациях допустимо использование манипуляции в общении?
2. Почему люди становятся манипуляторами?
3. Назовите по 10 характеристик людей, которые легко поддаются манипулированию и которыми трудно управлять.
СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ – 03.04.2020
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на следующее задание)
1. Составить опорный конспект.
2. Составьте рекомендации по техники безопасности при общении с манипулятором в виде кластера (схемы, таблицы, рисунка).
|