|
||||||||
Домашняя работа(прислать через ЭлЖур до следующего урока по расписанию в журнале).
Уважаемые родители и ученики, необходимо завести новые тетради по литературе (можно 12л.) за исключением тех, кто не сдал мне тетрадь, а соответственно, она находится у вас дома. Урок № 1. Тема:А.П. Платонов «Никита». Душевный мир главного героя. Быль и фантастика в рассказе. Цель:познакомиться с биографией и творчеством А. П. Платонова. Задачи: · увидеть в рассказе «Никита» грани соприкосновения были и фантастики; · раскрыть душевный мир главного героя, его отношения с природой.
Сегодня мы познакомимся с творчеством интересного писателя Андрея Платоновича Платонова. Писатель считал, что каждый ребёнок – это отдельная вселенная, особый мир. В его произведении «Никита» мы попадаем в удивительный мир маленького мальчика. Каков этот мир, в чём его волшебство? Об этом и поговорим на уроке. Теоретический материал: 1.Познакомьтесь с биографией писателя (с. 112). 2.Дополнительная информация. Рассказ А. П. Платонова «Никита» был написан в 1945 году и опубликован в журнале «Мурзилка» и в журнале «Новый мир». Всю войну Платонов работал корреспондентом в газете «Красная звезда». Он видел жизнь и подвиги русских солдат, но больше всего его беспокоили судьбы детей на войне. Никита не был свидетелем боевых действий, но они повлияли на его детскую душу: мальчик боится, что чужие займут его двор и дом. Отсюда и тема произведения - взросление ребёнка, который преодолевает страх перед окружающим миром и учится преобразовывать его. 3.Просмотреть видео «Урок 38. А.П. Платонов «Никита»: https://yadi.sk/i/Us1fp7WrKfsPWw (зажать на клавиатуре CTRL и нажать левой клавишей мыши на ссылку, автоматически откроется видео) 4.Задания: 1) Запиши настоящую фамилию А. Платонова, вспомни и запиши, кто еще из писателей пользовался псевдонимом. 2) Определи выразительное средство языка (метафора, олицетворение, сравнение, эпитет, гипербола): А) «Ноги его стали теперь, как чужие люди, и не слушались его». Б) « …ответил ему чёрным страшным голосом». В) « …пень молча улыбался Никите». 3) Соедини букву с цифрой, ориентируясь на лексическое значение слов (например, 1-Г, 2-А и тд.).
4) Укажи правильную последовательность эпизодов в рассказе «Никита». А. «Доброе солнце». Б. «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня. В. Никита «живёт один». Г. Работа с отцом. Д. Разговор Никиты с отцом. Е. Жёлтый цветок. Ж. Встреча Никиты с отцом. З. Кто живёт в бочке? И. Колодезные жители. К. Возвращение отца. Л. Мама уходит на работу.
Например, ученик считает, что правильная последовательность такая: В, Д, А, З, Б, Г,Е, Ж, Л, К, И. А как считаешь ты?
5) Распределите предметы по двум колонкам:
Солнце, гвоздь, лопух, бочка, колодец, пень, баня, колья из плетня. 5. Обобщение: Как ты думаешь (ответы запиши): - почему в воображении Никиты неживые предметы оживают? - почему Никита делит окружающие его предметы и явления на «добрые» и «злые» (ответ ищи в тексте)? -почему с возвращением отца Никиты «тайные люди» исчезают? Словарик: Рассказ – это небольшое прозаическое произведение повествовательного характера, в котором , как правило, изображаются одно или несколько событий из жизни героя. Иногда в произведении этого жанра может присутствовать рассказчик . Мастерами рассказа были А.П. Чехов, В.В. Набоков, А.П. Платонов, К.Г. Паустовский, О.П. Казаков, В.М. Шукшин. Фантастика – это одна из разновидностей художественной литературы, в которой идеи и образы строятся исключительно на вымышленном автором чудесном мире, на изображении странного и неправдоподобного. Быль (также бывальщина): в русском народном творчестве — короткий устный (суеверный) рассказ о каком-либо случае, якобы имевшем место в действительности (о невероятном происшествии, о встрече с «нечистой силой»). К героям бывалыцин принадлежат лешие, полевики, водяные, русалки, домовые, кикиморы, банники, овинники и другие существа, а также утопленники. Буду век вековать – жить всю жизнь. Ощериться – значит проявлять раздражение, злость. Просо – это хлебный злак, из которого получают пшено. Трудодень – это единица учёта труда колхозников. Сени – это нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом или разделяющая две половины дома (в деревенских избах и небольших городских домах). Передник – это одежда, защищающая перед платья от загрязнения. Горница – это чистая половина крестьянской избы.
Домашняя работа(прислать через ЭлЖур до следующего урока по расписанию в журнале). 1. На примере главного героя рассказа А. Платонова объясните (письменно в тетрадке) следующее утверждение: человек – творец окружающего его мира, только от него зависит, каким будет этот мир – добрым или злым. 2. Прочитать к следующему уроку литературы «Васюткино озеро» В.П. Астафьева (с. 124-152). 3. Начинать учить стихотворения на выбор: «Рассказ танкиста» (156-158) или «Майор привез мальчишку на лафете» (с.160-161).
|
||||||||
|