Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Домашняя работа(прислать через ЭлЖур до следующего урока по расписанию в журнале).



 

Уважаемые родители и ученики, необходимо завести новые тетради по литературе (можно 12л.) за исключением тех, кто не сдал мне тетрадь, а соответственно, она находится у вас дома.

Урок № 1.

Тема:А.П. Платонов «Никита». Душевный мир главного героя. Быль и фантастика в рассказе.

Цель:познакомиться с биографией и творчеством А. П. Платонова.

Задачи:

· увидеть в рассказе «Никита» грани соприкосновения были и фантастики;

· раскрыть душевный мир главного героя, его отношения с природой.

 

Сегодня мы познакомимся с творчеством интересного писателя Андрея Платоновича Платонова. Писатель считал, что каждый ребёнок – это отдельная вселенная, особый мир. В его произведении «Никита» мы попадаем в удивительный мир маленького мальчика. Каков этот мир, в чём его волшебство? Об этом и поговорим на уроке.

Теоретический материал:

1.Познакомьтесь с биографией писателя (с. 112).

2.Дополнительная информация.

Рассказ А. П. Платонова «Никита» был написан в 1945 году и опубликован в журнале «Мурзилка» и в журнале «Новый мир». Всю войну Платонов работал корреспондентом в газете «Красная звезда». Он видел жизнь и подвиги русских солдат, но больше всего его беспокоили судьбы детей на войне. Никита не был свидетелем боевых действий, но они повлияли на его детскую душу: мальчик боится, что чужие займут его двор и дом. Отсюда и тема произведения - взросление ребёнка, который преодолевает страх перед окружающим миром и учится преобразовывать его.

3.Просмотреть видео «Урок 38. А.П. Платонов «Никита»: https://yadi.sk/i/Us1fp7WrKfsPWw (зажать на клавиатуре CTRL и нажать левой клавишей мыши на ссылку, автоматически откроется видео)

4.Задания:

1) Запиши настоящую фамилию А. Платонова, вспомни и запиши, кто еще из писателей пользовался псевдонимом.

2) Определи выразительное средство языка (метафора, олицетворение, сравнение, эпитет, гипербола):

А) «Ноги его стали теперь, как чужие люди, и не слушались его».

Б) « …ответил ему чёрным страшным голосом».

В) « …пень молча улыбался Никите».

3) Соедини букву с цифрой, ориентируясь на лексическое значение слов (например, 1-Г, 2-А и тд.).

1.Трудодень 2. Передник 3. Ощериться 4. Сени 5. Буду век вековать 6. Горница 7. Просо А. единица учёта труда колхозников Б. чистая половина крестьянской избы В. одежда, защищающая перед платья от загрязнения Г. хлебный злак, из которого получают пшено Д. нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом или разделяющая две половины дома (в деревенских избах и небольших городских домах) Е. жить всю жизнь Ж. проявлять раздражение, злость

 

4) Укажи правильную последовательность эпизодов в рассказе «Никита».

А. «Доброе солнце».

Б. «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.

В. Никита «живёт один».

Г. Работа с отцом.

Д. Разговор Никиты с отцом.

Е. Жёлтый цветок.

Ж. Встреча Никиты с отцом.

З. Кто живёт в бочке?

И. Колодезные жители.

К. Возвращение отца.

Л. Мама уходит на работу.

 

Например, ученик считает, что правильная последовательность такая: В, Д, А, З, Б, Г,Е, Ж, Л, К, И. А как считаешь ты?

 

5) Распределите предметы по двум колонкам:

Добрый мир глазами Никиты Злой мир глазами Никиты
   

Солнце, гвоздь, лопух, бочка, колодец, пень, баня, колья из плетня.

5. Обобщение:

Как ты думаешь (ответы запиши):

 - почему в воображении Никиты неживые предметы оживают?

- почему Никита делит окружающие его предметы и явления на «добрые» и «злые» (ответ ищи в тексте)?

 -почему с возвращением отца Никиты «тайные люди» исчезают?

Словарик:

Рассказ – это небольшое прозаическое произведение повествовательного характера, в котором , как правило, изображаются одно или несколько событий из жизни героя. Иногда в произведении этого жанра может присутствовать рассказчик . Мастерами рассказа были А.П. Чехов, В.В. Набоков, А.П. Платонов, К.Г. Паустовский, О.П. Казаков, В.М. Шукшин.

Фантастика – это одна из разновидностей художественной литературы, в которой идеи и образы строятся исключительно на вымышленном автором чудесном мире, на изображении странного и неправдоподобного.

Быль (также бывальщина): в русском народном творчестве — короткий устный (суеверный) рассказ о каком-либо случае, якобы имевшем место в действительности (о невероятном происшествии, о встрече с «нечистой силой»). К героям бывалыцин принадлежат лешие, полевики, водяные, русалки, домовые, кикиморы, банники, овинники и другие существа, а также утопленники.

Буду век вековать – жить всю жизнь.

Ощериться – значит проявлять раздражение, злость.

Просо – это хлебный злак, из которого получают пшено.

Трудодень – это единица учёта труда колхозников.

Сени – это нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом или разделяющая две половины дома (в деревенских избах и небольших городских домах).

Передник – это одежда, защищающая перед платья от загрязнения.

Горница – это чистая половина крестьянской избы.

 

Домашняя работа(прислать через ЭлЖур до следующего урока по расписанию в журнале).

1. На примере главного героя рассказа А. Платонова объясните (письменно в тетрадке) следующее утверждение: человек – творец окружающего его мира, только от него зависит, каким будет этот мир – добрым или злым.

2. Прочитать к следующему уроку литературы «Васюткино озеро» В.П. Астафьева (с. 124-152).

3. Начинать учить стихотворения на выбор: «Рассказ танкиста» (156-158) или «Майор привез мальчишку на лафете» (с.160-161).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.