УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА. Русская изба». На дете 6-7 лет (подготовительную группу).. Вариативная часть рабочей программы, формируемая участниками образовательных отношений.. Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры» «Русская из
УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
«Русская изба»
На дете 6-7 лет (подготовительную группу).
Вариативная часть рабочей программы, формируемая участниками образовательных отношений.
Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников группы, членов их семей и педагогов и ориентирована на:
эстетическое воспитание дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.
«Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры» «Русская изба».
Цель:
· Ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством.
· Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.
· Воспитание моральных ценностей, художественного вкуса, формирование у детей системы элементарных знаний о русской культуре.
Задачи:
• Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
• Освоение историко – культурного наследия России, через даты народного календаря;
• Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников.
• Приобщение к эстетической культуре;
• Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
• Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
• Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
• Обогащать словарный запас детей.
Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:
· Беседы;
· Занятия на основе метода интеграции;
· Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;
· Дидактические игры;
· Экспериментирование с различными художественными материалами;
· Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
· Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен, частушек.
· Использование народных игр, в том числе хороводов.
В работе используются различные методы и приемы:
· Самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности.
· Метод обследования - наглядности рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов и др. наглядных пособий; Словесный - беседа, использование художественного слова, указания, пояснения.
· Практический - самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения.
· Проблемно-мотивационный стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия;
Предполагаемый результат:
- Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
- Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
- Приобретение детьми практических умений по работе с различными изобразительными материалами;
- Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.
· Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду и в городе; участие детей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам.
Тематический план работы в подготовительной группе:
сентябрь
Тема
| Цель
| Содержание
| «Милости просим, гости дорогие». Первое посещение русской избы.
| Знакомство с избой.
Рассматривание предметов в русской избе, (печка, кувшин, ложки, коромысло...)
| Конструирование из бумаги «дом» оригами.
| «Вот, построена изба- без единого гвоздя».
| Продолжать знакомить детей с русской избой. Сравнить дома вчера, сегодня, завтра.
| Лепка русской избы из пластилина
| «Матушка – печка»
| Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.
Чтение отрывков из русских народных сказок «Гуси – лебеди», «Пузырь Соломенка и лапоть,» Маша и медведь «По щучьему велению».
| Дидактическая игра «собери сказку». придумывание конец сказки.
| Что летом родиться – зимой пригодиться. Восенушка осень- сноп последний косим.
| Рассказ об осенних месяцах, явлениях природы, народных обычаях и праздниках Покров и Сергиев день.
Познакомить детей с закличками, народными приметами.
| Рисование русской природы, пейзаж.
|
Октябрь
Тема
| Цель
| Содержание
| «Хлеб всему голова».
| Беседа с детьми откуда к нам пришёл хлеб. Знакомство с о старинными орудиями труда —серпом и цепом. Пословицы и поговорки о хлебе.
| Пластилинография «Колосок»
Заучивание поговорки о хлебе.
| «Хлеб да каша, еда наша».
| Беседа с детьми о видах зерна.
Продолжать знакомить с разными видами каш.
| Чтение русской народной сказки «Каша из топора».
Разучивание пословицы
| «Делу время-потехе час».
| Знакомство детей с русскими народными инструментами. (Ложки, балалайка свистулька, дудочка.
| Лепка из глины «Свистулька».
| «Живет в народе песня».
| Беседа о русской народной песней. Знакомство с потешками, пословицами, поговорками, пеструшками, частушками.
| Разучивание частушек.
Пляска под музыку народных инструментов.
Складывание из бумаги муз. инструмент.
|
Ноябрь
Тема
| Цель
| Содержание
| «Наш костюм красивей всех».
| Знакомство с русским костюмом русского народа.
Мужским костюмом от рубахи до кафтана.
Знакомство с новыми словами (зипун, епанча…)
Познакомить с материалом изготовления костюмов.
| Рисование народного мужского костюма с орнаментом.
| «Идут по дорожке русские сапожки»
| Познакомить с русской обувью от крестьян до барина.
Прослушивание песни «Валенки да валенки.»
Разгадывание загадок.
| Валяние Валенков. «Валенки.»
| «Барыня сударыня».
| Познакомить детей с женским народным костюмом от крестьянки до барышни.
Познакомить с тканью для одежды.
Познакомить с головным убором.
С украшениями барышни.
| Лепка из глины «барыня- сударыня».
| «Синичкин день».
| Заключительная беседа об осени.
Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьменка.
| Рисование русской природы пейзаж.
|
Декабрь
Тема
| Цель
| Содержание
| «Здравствуй, зимушка – зима»
| Беседа о характерных особенностях зимы, приметы, праздники, знакомство со сказками про зиму.
| Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «как на тоненький ледок»
Чтение сказки «Морозко»
| «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»
| Знакомство с празднованием Нового года.
Зимние забавы.
| Разучивание колядки «Щедровочка»
Пластилинография «зимние забавы».
| «Сундучок Деда Мороза»
| Беседа «подарки Деда Мороза».
Зимние забавы деревенских ребят.
| Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос»
Изготовление ёлочных игрушек на новогоднюю елку.
| «Пришла коляда на кануне рождества».
| Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях, пение песенок,
| Изготовление подсвечника из трафарета для свечки.
Разучивание песен.
|
Январь
Тема
| Цель
| Содержание
| «Народные промыслы».
| Знакомство с народными промыслами (росписью, кружевом, резьба по дереву.)
| Чтение русской народной сказки «Два Мороза». Пересказ детей по сюжетным картинкам.
| «Гжель прекрасная»
| Знакомство с гжельским художественным промысла. Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства гжель. Совершенствование умения составлении композиции. использовать характерные для элементов узора и цветовую гамму.
| Рисование «Гжельский узор».
| «Зимние узоры».
| Знакомство с вологодским кружевом.
| Рисование вологодского кружева.
Вывязывание петель для вологодского кружева.
| «Времена года».
| Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок, повторение закличек, песенок о временах года.
| Чтение русской народной сказки «12 месяцев»
|
Февраль
Тема
| Цель
| Содержание
| «Злое истребление».
| Рассказ о монгола -татарском нашествии и придание о граде Китеже. Знакомство со старинным оружием.
| Чтение былин о русских богатырях.
| «Путешествие златогривой чудо- тройке».
| Знакомство с образом коня в русском народном декоративным искусством. Рассказ о мастерах Палехах. Прослушивание народных песен.
| Лепка из глины «Конь вороной мой»
| «На героя и слава бежит».
| Рассказ о русских богатырях.
Продолжать знакомить об оружии, защите, об одежде (кольчуга, шлем.)
Картина В. Васнецова «Три богатыря».
| Аппликация «Богатырь русский».
| «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая».
| Продолжать знакомить детей с масленицей.
Народные традиции масленичной недели.
Забавы на масленицу.
| Разучивание песенки «Блины»
Поговорки про блины.
Изготовление чучело.
|
Март
Тема
| цель
| содержание
| «При солнышке тепло – при матушке добро...»
| Беседа о маме с включением пословиц поговорок. Самостоятельный рассказ о маме. Пение песенок о маме.
| Самостоятельный рассказ о маме.
Чтение
| Весна, весна, поди сюда».
| Рассказ о старинных обычаях встречи весны, загадывание загадок о весне, заучивание
заклички о весне.
| Повторение заклички о весне. Создание из цветных лоскутков коллекционной аппликации «Пришла весна».
| «Где живет перо жар –птицы».
| Расширение представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства Хохлома.
-Совершенствование умения составлении декоративной композиции на основе, использовать характерные для них элементы узора и цветовую гамму.
| Роспись ложки.
| «Русская матрёшка».
| Продолжать знакомить детей с промыслом русского народа - матрешке. Разучивание частушек.
Прослушивание песенки «Мы милашки ..»
| Раскрашивание матрёшки по своему замыслу.
.
|
Апрель
Тема
| Цель
| Содержание
| «Шутить- людей смешить!!».
| Знакомство с потешным фольклором. Дразнилки скороговорки.
| Изготовление масок.
Разучивание дразнилок, разгадывание загадок.
| «Красная горка».
| Продолжать знакомить с народными праздниками, которые дошли до нас и остались.
Познакомить с народными приметами.
Познакомить с празднованием большого праздника.
| Мультимедийная презентация на тему «Пасха».
Раскрашивание яиц на великий праздник.
| «Сделай куклу для малышки».
| Познакомить детей с русской игрушкой, чем играли дети,
В какие игры с какими игрушками.
| Сделать игрушку самостоятельно.
| «Расскажи мне няня сказку»
| Продолжать знакомить с русскими народными сказками, былями, небылицами.
| Придумывание и рассказывание своей сказки.
|
Май
Тема
| Цель
| Содержание
| «Порадуй меня кукла»
| Разыгрывание сказки.
Чтение сказки по ролям, выразительность, мимика, игровые движения.
| Подготовка к обыгрыванию сказки, куколы би-ба-бо изготовленные детьми.
| «Литературная викторина».
| Провести посиделки с детьми для выявления знаний о русской культуре, традициях,
| Литературная викторина. Игра.
| «Край родной на век любимый».
| Заключительная беседа о русской избе.
| Коллективный коллаж
|
|