Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Инструменты государственного управления лесами.



Тема: Инструменты государственного управления лесами.

Вопросы:

1. Экономический механизм в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

2. Инвестиционная деятельность в области освоения лесов.

Бюджет времени - 2 часа

Задания по освоению темы:

1. Самостоятельно ознакомьтесь с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 (ред. от 06.01.2020) "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"  и сделайте краткий конспект.

2. Дайте ответы на следующие вопросы:

а) Назовите основные направления инвестиционной деятельности в области освоения лесов.

б) Охарактеризуйте основные положения инвестиционной деятельности по лесному законодательству.

в) В чем сущность принципа платности пользования лесными ресурсами и где данный принцип закреплен?

г) Перечислите виды платы за лесные объекты.

 

1. Экономический механизм в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Под понятием экономического механизма в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов понимается правовой институт, который включает в себя совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за использование лесных ресурсов и вредные воздействия на леса, финансирование мер по охране, защите и воспроизводству, а также экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот.

Задачами экономического механизма в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются:

§ планирование и финансирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;

§ установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

§ установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

§ возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений, размеры которых определяются в соответствии со ст. ст. 73 и 76 Лесного кодекса РФ.

Принцип платности имеет важное значение, поскольку призван обеспечить повышение заинтересованности природопользователей в эффективном и рациональном использовании природного ресурса, сохранении и воспроизводстве окружающей природной среды. В сфере природопользования применяются два вида платы:

1. плата за природные ресурсы (земли, воды, леса и иную растительность, недра, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы);

2. плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредных воздействий.

Принцип платности природопользования установлен ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Законодатель регламентирует порядок платежей за пользование землей, недрами, участками лесного фонда и другими природными ресурсами в виде налогов, арендной платы и иных форм, предоставленных законом в зависимости от права на использование природного ресурса.

Платность использования лесов является основным принципом лесного законодательства в соответствии с подп. 11 ст. 1 Лесного кодекса РФ.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЛЕСА, денежное выражение максимально возможного экономического эффекта, получаемого с единицы площади лесных земель в результате рационального использования лесных ресурсов.

Леса как объект природопользования обладают различными потребительскими свойствами и используются для удовлетворения многих общественных потребностей. Прежде всего леса служат источником получения древесины и др. продуктов (живица, осмол, кора, хвойная лапка, плоды, орехи, ягоды, грибы и т. д.). Кроме того, они обладают защитными функциями (водоохранными, противоэрозионными, санитарно-гигиенич.). Леса используются также для отдыха населения и туризма.

Оценка лесов (оценка лесных участков и оценка имущественных прав, возникающих при использовании лесов) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135- ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В соответствии с указанным Законом должна осуществляться и оценка лесов. Для целей Лесного кодекса РФ кадастровая стоимость лесных участков может определяться в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 95 ЛК РФ).

Под оценочной деятельностью в соответствии с данным Законом понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями указанного Федерального закона .

Законодатель подчеркивает, что кадастровая стоимость лесных участков и оценка лесов - не одно и то же. Кадастровая стоимость должна определяться в порядке, установленном Правительством РФ.

Целью кадастровой оценки является определение кадастровой стоимости лесных земель для целей налогообложения.

 

2. Инвестиционная деятельность в области освоения лесов.

Вопросы эффективного освоения лесов в настоящее время рассматриваются в контексте концепции государственно-частного партнерства, важнейшим направлением которого в л/х является долгосрочная аренда лесных участков для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Введение данного института обусловлено необходимостью гос. поддержки инвестиционных проектов, особо крупных или особо важных для российской экономики.

Согласно ст. 22 ЛК РФ инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".

Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры.

Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта (ФЗ от 25.02.1999 № 39-ФЗ).

Приоритетный инвестиционный проект - инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Обязательным условием для признания инвестиционного проекта приоритетным является включение его в перечень приоритетных инвестиционных проектов, утверждаемых Правительством РФ. Основанием для включения инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов является решение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, принятое на основании решения заинтересованного органа об утверждении заявки инвестора на реализацию инвестиционного проекта.

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (далее - субъекты инвестиционной деятельности), являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.

Инвесторы осуществляют капитальные вложения с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее - иностранные инвесторы).

Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.

Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подрядчики - физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом.

Пользователи объектов капитальных вложений - физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.

Согласно ПОЛОЖЕНИЯ О ПОДГОТОВКЕ И УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ПРИОРИТЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ОСВОЕНИЯ ЛЕСОВ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. № 190 к инвестиционным проектам относятся инвестиционные проекты по:

а) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, включая переработку древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях, с минимальным объемом капитальных вложений не менее 500 млн. рублей;

б) созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры, включая переработку древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях (при этом объем капитальных вложений, направленных на создание объектов лесной инфраструктуры, не должен превышать 20 процентов общего объема капитальных вложений), с минимальным объемом капитальных вложений не менее 750 млн. рублей.

Для включения инвестиционного проекта в перечень приоритетных Инвестор направляет в заинтересованный орган составленную в произвольной форме заявку, содержащую сведения и документы, предусмотренные Положением о подготовке... Положением о подготовке предъявляются требования к Инвесторам.

Критериями оценки инвестиционных проектов являются:

а) создание производственных мощностей по переработке древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях;

б) снижение энергопотребления производства (для инвестиционных проектов по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры);

в) увеличение объемов выпуска импортозамещающей продукции;

г) создание высокопроизводительных рабочих мест;

д) соответствие инвестиционного проекта концепции социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Эффективность реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов необходимо оценивать применительно к основным его участникам - государство, местное сообщество, коммерческая организация, и определять как отношение эффекта к сумме издержек каждого участника данного проекта, обеспечив сбалансированность их интересов.

Экономический интерес государства - собственника лесных участков в составе земель лесного фонда - заключается в максимизации доходов в части налогов и платы от использования лесных участков, с одновременных снижением расходов бюджетов.

Население, проживающее на территории реализации приоритетного инвестиционного проекта, получает выгоды в виде дополнительных рабочих мест, повышения уровня жизни за счет обеспечения устойчивого социально-экономического развития лесной территории, увеличения доходов местного бюджета, создания транспортной, социальной инфраструктуры и др.

Инициатор инвестиционного проекта в области освоения лесов намерен обеспечить коммерческий эффект за счет увеличения доходов.

Эффективность инвестиционного проекта определяется как категория, отражающая соответствие проекта целям и интересам его участников.

Правительство РФ установило гарантии и преференции инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов:

- арендаторы (инвесторы) получают лесные участки в пользование без участия в аукционе по приобретению права аренды;

- на срок окупаемости проекта предоставляется льгота по арендной плате в размере 50%.

Лесопользователь, получивший лесной участок в долгосрочную аренду для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, обязан разработать проект освоения лесов.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.