|
|||
Тема: Инструменты государственного управления лесами.Тема: Инструменты государственного управления лесами. Вопросы: 1. Экономический механизм в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. 2. Инвестиционная деятельность в области освоения лесов. Бюджет времени - 2 часа Задания по освоению темы: 1. Самостоятельно ознакомьтесь с Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 (ред. от 06.01.2020) "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и сделайте краткий конспект. 2. Дайте ответы на следующие вопросы: а) Назовите основные направления инвестиционной деятельности в области освоения лесов. б) Охарактеризуйте основные положения инвестиционной деятельности по лесному законодательству. в) В чем сущность принципа платности пользования лесными ресурсами и где данный принцип закреплен? г) Перечислите виды платы за лесные объекты.
1. Экономический механизм в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Под понятием экономического механизма в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов понимается правовой институт, который включает в себя совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за использование лесных ресурсов и вредные воздействия на леса, финансирование мер по охране, защите и воспроизводству, а также экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот. Задачами экономического механизма в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются: § планирование и финансирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов; § установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов; § установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия; § возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека. Использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений, размеры которых определяются в соответствии со ст. ст. 73 и 76 Лесного кодекса РФ. Принцип платности имеет важное значение, поскольку призван обеспечить повышение заинтересованности природопользователей в эффективном и рациональном использовании природного ресурса, сохранении и воспроизводстве окружающей природной среды. В сфере природопользования применяются два вида платы: 1. плата за природные ресурсы (земли, воды, леса и иную растительность, недра, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы); 2. плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредных воздействий. Принцип платности природопользования установлен ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Законодатель регламентирует порядок платежей за пользование землей, недрами, участками лесного фонда и другими природными ресурсами в виде налогов, арендной платы и иных форм, предоставленных законом в зависимости от права на использование природного ресурса. Платность использования лесов является основным принципом лесного законодательства в соответствии с подп. 11 ст. 1 Лесного кодекса РФ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЛЕСА, денежное выражение максимально возможного экономического эффекта, получаемого с единицы площади лесных земель в результате рационального использования лесных ресурсов. Леса как объект природопользования обладают различными потребительскими свойствами и используются для удовлетворения многих общественных потребностей. Прежде всего леса служат источником получения древесины и др. продуктов (живица, осмол, кора, хвойная лапка, плоды, орехи, ягоды, грибы и т. д.). Кроме того, они обладают защитными функциями (водоохранными, противоэрозионными, санитарно-гигиенич.). Леса используются также для отдыха населения и туризма. Оценка лесов (оценка лесных участков и оценка имущественных прав, возникающих при использовании лесов) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135- ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В соответствии с указанным Законом должна осуществляться и оценка лесов. Для целей Лесного кодекса РФ кадастровая стоимость лесных участков может определяться в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 95 ЛК РФ). Под оценочной деятельностью в соответствии с данным Законом понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями указанного Федерального закона . Законодатель подчеркивает, что кадастровая стоимость лесных участков и оценка лесов - не одно и то же. Кадастровая стоимость должна определяться в порядке, установленном Правительством РФ. Целью кадастровой оценки является определение кадастровой стоимости лесных земель для целей налогообложения.
2. Инвестиционная деятельность в области освоения лесов. Вопросы эффективного освоения лесов в настоящее время рассматриваются в контексте концепции государственно-частного партнерства, важнейшим направлением которого в л/х является долгосрочная аренда лесных участков для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Введение данного института обусловлено необходимостью гос. поддержки инвестиционных проектов, особо крупных или особо важных для российской экономики. Согласно ст. 22 ЛК РФ инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта (ФЗ от 25.02.1999 № 39-ФЗ). Приоритетный инвестиционный проект - инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Обязательным условием для признания инвестиционного проекта приоритетным является включение его в перечень приоритетных инвестиционных проектов, утверждаемых Правительством РФ. Основанием для включения инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов является решение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, принятое на основании решения заинтересованного органа об утверждении заявки инвестора на реализацию инвестиционного проекта. Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (далее - субъекты инвестиционной деятельности), являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Инвесторы осуществляют капитальные вложения с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее - иностранные инвесторы). Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Подрядчики - физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом. Пользователи объектов капитальных вложений - физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы. Согласно ПОЛОЖЕНИЯ О ПОДГОТОВКЕ И УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ПРИОРИТЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ОСВОЕНИЯ ЛЕСОВ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2018 г. № 190 к инвестиционным проектам относятся инвестиционные проекты по: а) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, включая переработку древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях, с минимальным объемом капитальных вложений не менее 500 млн. рублей; б) созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры, включая переработку древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях (при этом объем капитальных вложений, направленных на создание объектов лесной инфраструктуры, не должен превышать 20 процентов общего объема капитальных вложений), с минимальным объемом капитальных вложений не менее 750 млн. рублей. Для включения инвестиционного проекта в перечень приоритетных Инвестор направляет в заинтересованный орган составленную в произвольной форме заявку, содержащую сведения и документы, предусмотренные Положением о подготовке... Положением о подготовке предъявляются требования к Инвесторам. Критериями оценки инвестиционных проектов являются: а) создание производственных мощностей по переработке древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях; б) снижение энергопотребления производства (для инвестиционных проектов по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры); в) увеличение объемов выпуска импортозамещающей продукции; г) создание высокопроизводительных рабочих мест; д) соответствие инвестиционного проекта концепции социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. Эффективность реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов необходимо оценивать применительно к основным его участникам - государство, местное сообщество, коммерческая организация, и определять как отношение эффекта к сумме издержек каждого участника данного проекта, обеспечив сбалансированность их интересов. Экономический интерес государства - собственника лесных участков в составе земель лесного фонда - заключается в максимизации доходов в части налогов и платы от использования лесных участков, с одновременных снижением расходов бюджетов. Население, проживающее на территории реализации приоритетного инвестиционного проекта, получает выгоды в виде дополнительных рабочих мест, повышения уровня жизни за счет обеспечения устойчивого социально-экономического развития лесной территории, увеличения доходов местного бюджета, создания транспортной, социальной инфраструктуры и др. Инициатор инвестиционного проекта в области освоения лесов намерен обеспечить коммерческий эффект за счет увеличения доходов. Эффективность инвестиционного проекта определяется как категория, отражающая соответствие проекта целям и интересам его участников. Правительство РФ установило гарантии и преференции инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов: - арендаторы (инвесторы) получают лесные участки в пользование без участия в аукционе по приобретению права аренды; - на срок окупаемости проекта предоставляется льгота по арендной плате в размере 50%. Лесопользователь, получивший лесной участок в долгосрочную аренду для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, обязан разработать проект освоения лесов.
|
|||
|