Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





БАБУШКИ. В ВАГОНЕ МЕТРО



БАБУШКИ

Огромную роль в моем детстве сыграла бабушка, и это не удивительно, ведь именно с тех пор, как бабушки стали доживать до того возраста, когда смогли пересказывать преданья рода своим внукам, произошел резкий скачок в развитии людей как сообщества разумных существ. Века, тысячелетия серой дикости да дикой серости… Каждое молодое поколение безмозгло наступало на одни и те же грабли, пока не появилась бабушка и не проверила, не мокрые ли у человечества носки, не простудилось ли оно, не напоила человечество горячим чаем с доисторическим вареньем и наконец не усадила его, набегавшегося по лужам, обсыхать у огня и слушать сказку или какую-нибудь историю – как жили-были дедушка и бабушка во времена, когда внучков еще и в помине не было, и как они за мамонтами бегали, и какую замечательную рукоятку для копья научилась делать бабушка, и как хитро дедушка заманивал мамонта дикой морковкой, и как вообще-то оказалось, что морковку эту можно сажать на грядке, и необязательно тогда носиться за мамонтами, если есть моркови вдоволь… да и целее будешь…

Так, по капелькам этих вечеров у огня стали передаваться простые истины, до которых прежде каждому поколению диких людей приходилось доходить заново своим умом. Люди сразу поняли важность этой передачи опыта, и все последующие века внимательно слушали у огня, что поведает им бабушка или дедушка, пока родители носились сначала в погоне за мамонтами, а потом за мамонами…

В последнее время человек стал терять свои корни, по большей части зная своих предков лишь до второго колена… Беседы у огня заменились громкими покемонами в телевизорах, и человечество, как это ни удивительно в наш суперквантовый век, стало дичать и мельчать, как мельчает морковка, которую перестали культивировать, постепенно возвращаясь к дикому своему состоянию, в коем пребывала в незапамятные века. Современное общество охотно рвет семейные корни и узы, ему больше не нужно крепких кланов, родов, дворянских, купеческих и фермерских семей, которые могли бы эффективно противостоять невзгодам, главным из которых для человека всегда было и осталось свое собственное государство. Но государство человека перехитрило, заманило деток его мишурой да побрякушкой, растащило их родителей по разным важным рабочим местам, а бабушкам и дедушкам осталось прозябать в свои удлинившиеся годы то ли приставкой к телевизору, то ли ненужным бременем пенсионных программ… Увели злые компьютеры наших детушек… Не слушают они больше ни наших сказок, ни наших воспоминаний. А между тем рвется связь поколений, и вот уже снова начинают молодые – дикие и необузданные, тупые и наивные – наступать на те же грабли, что и их родители, и не видят ничего дальше собственного носа. Лишить детей и внуков мудрости предков – то же самое, что отшибить память взрослому человеку. 

(Борис Кригер)

В ВАГОНЕ МЕТРО

(1)В вагоне метро на самом видном месте прилеплена рекламка: «Призыв в армию? Нет уж, спасибо! За помощью обращаться по теле­фону...» (2)Ниже - рисунок: трогательный мальчуган, сидящий на гор­шке и не ведающий, какая опасность ожидает его по достижении при­зывного возраста. (3)Женщина лет сорока, моя ровесница, поставила сумку и старательно переписывает номер телефона в книжечку. (4)Она не хочет отдавать своего сына в солдаты. (5)Трудно осуждать ее за это: один лишь кошмарный виртуальный образ современной Российской армии, творимый в телевизионном эфире, способен напугать кого угод­но. (6)Да и жестокая реальность свое дело делает.

(7)Достаточно вспомнить русский фольклор, чтобы убедиться: на­строение матери, провожающей сына в солдаты, всегда было далеко от лучезарного. (8)Да, с ее стороны это всегда была жертва, но сознатель­ная жертва, приносимая (красиво, черт возьми, выражались предки!) на алтарь Отечества. (9)Это была жертва чтимому божеству — оберегу и заступнику родного воинства! (10)Провожали со слезами - но зато как встречали победителя или просто достойно выполнившего ратный долг! (11)Сегодня многим, слишком многим, служба в армии кажется жерт­вой... Минотавру.

(12)Среди утрат последнего десятилетия есть одна, не всеми осоз­нанная, но чреватая страшными последствиями утрата. (13)Я имею в виду постепенную утрату нашим обществом патриотического сознания. (14) Патриотизм - это иммунная система народа, а если прибегать к военным сравнениям, - кольчуга. (15)Когда в обществе ослабевает патри­отизм, начинаются исторические болезни: смуты, самозванство, по-дурацки проигранные войны, презрение к ратному труду, экономическое запустение при наличии всех условий для процветания, приход во власть людей, которых и к весам-то в гастрономе нельзя подпускать — не то что к государственной казне.

(16)Почему в конце XX века, когда те же американцы засовывают в свою ребятню патриотизм вместе с первой жевательной резинкой и вбухивают в воспитание державного сознания огромные деньги, мы оказались без кольчуги? (17)Причины уходят далеко в глубь россий­ской истории. (18)Возьмем ближайшие... (19)Когда в борьбе за власть в Кремле «демократы» начали крушить СССР, советский патриотизм был обречен. (20)Само слово «патриотизм» стало ругательным, а один бард-шестидесятник даже назвал его «кошачьим чувством». (21)Более того, произошло нелепое разделение общества на «патриотов» и «де­мократов», а это примерно так же, как если делить население на рыжих и знающих иностранные языки.

(22)...Женщина вышла на «Кутузовской», спрятав блокнотик с заветным телефоном в сумку. (23)Она не виновата. (24)Она живет в такое время, когда любить свою армию - не принято. (25)Когда офицер, обвиненный в шпионаже, не стреляется, а выдвигается в народные депутаты (26)Она живет в странное время, когда принято восхищаться отважными израильтянками, служащими в воюющей армии, и насмехаться над российскими парнями, по повестке являющимися в военкомат. (27)Когда в Латвии судят партизана Великой Отечественной войны, судят именно за партизанское прошлое, а российская власть помалкивает. (28)Разруха, как справедливо заметил классик, - прежде всего, в головах. (29)Еще лет десять такой разрухи - и, вполне возможно, станция, на которой сошла моя ровесница, будет называться «Эйзенхауэровская».

По Ю. Полякову)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.