Арт-педагогика
Арт-педагогика
На протяжении последнего десятилетия в педагогической науке ведется активный поиск термина, наиболее адекватно отражающего специфику практической деятельности, использующей искусство в целях оптимального решения задач воспитания, обучения, развития, формирования, поддержки и пр. Параллельно идет формирование соответствующего научного направления, изучающего природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности к решению профессиональных педагогических задач. Это направление, называемое арт-педагогикой, носит междисциплинарный, практикоориентированный характер и в полной мере отражает тенденцию к интеграции знаний, характерную для современного гуманитарного познания. Сущность арт-педагогики, которая в настоящий момент находится в стадии становления, интерпретируется авторами крайне разнообразно, что часто приводит к подмене понятий, возникновению неточностей, трансформации смысла, смешению содержания и функций различных областей научно-практической деятельности. До сих пор не существует устоявшегося термина для обозначения области знаний, определяющей природу, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности для решения профессиональных задач в сфере педагогики. В одном ряду используются такие словосочетания, как «арт-терапевтическая педагогика» (Л. А. Аметова-Давыдовская), «эстетопедагогика или психопедагогика искусства» (В. П. Анисимов), «арт-педагогический подход» (О. С. Булатова) и др. В некоторых работах современных авторов понятия «арт-педагогика» и «арт-терапия» используются как взаимозаменяемые. Вместе с тем сам поиск подходящего термина наглядно демонстрирует объективную необходимость введения в образовательный контекст некоего интегрирующего понятия, позволяющего отразить в профессиональном сознании и закрепить в научной и практической деятельности синтез как минимум трех областей человекознания – педагогики, психологии, искусства. Проблема интерпретации понятия «арт-педагогика», прежде всего, связана со значением слова «арт», пришедшего с запада (лат. – ars, англ. и франц. – art, итал. – arte), которое переводится на русский язык как «искусство». Вместе с тем в иностранном варианте в использовании этого слова существуют нюансы. В Великобритании «art» обозначает визуальные виды искусства – живопись, скульптуру, графику и пр., в то время как в большинстве других стран оно включает также музыку, драму, танец, литературу [6]. В России «АРТ» закрепилось во второй половине ХХ в. как составная часть понятий, обозначающих художественные течения современного искусства (поп-арт, оп-арт, нано-арт, соц-арт). Причем в использовании новых понятий (например, «соц-арт») прослеживался некоторый социальный под-текст, указывающий на ситуацию, когда о последних событиях в мире искусства наши соотечественники узнавали из западных журналов и книг. Сегодня компонент «АРТ» как составная часть сложных слов прочно вошел в обиход научного и разговорного языка. Интернет-поиск выявил более тридцати до-вольно часто употребляемых слов, в которых или в первой, или во второй части используется элемент «АРТ». Найденные слова можно условно разделить по смысловому содержанию на четыре группы: 1) новые художественные течения и направления современного искус-ства (оп-арт, лэнд-арт, фото-арт, джанк-арт, видео-арт, боди-арт, нет-арт, мэйл-арт и др.); 2) указания на причастность к художественной деятельности и ее продуктам (арт-критик – арт-критика, арт-директор, арт-дилер, арт-менеджмент, арт-каталог, арт-магазин и др.); 3) названия событий, выставок, литературы, имеющих отношение к искусству («Арт-Москва», «Арт-манеж», «арт-периодика», арт-словарь» и т. д.); 4) обозначение области научно-практических знаний и занятий, а также производных от них понятий (арт-терапия – арт-терапевт, арт-терапевтический процесс, арт-терапевтическое пространство, арт-методы, арт-технологии и т. д., арт-педагогика – арт-педагогический процесс, арт-педагогическая деятельность, арт-педагогический подход и т. п.). Очевидно, что в современном использовании корня «арт-» нет прежней иронии, и он употребляется вполне серьезно. Вместе с тем можно заметить, что идентификация слова «арт» с русским эквивалентом «искусство» (или со словом «художественный») ведет к определенной потере смыслового оттенка и специфики понятия. Например, в рамках понятия арт-терапия невозможно (именно в смысловом плане) вместо «арт» поставить «искусство», потому что арт-терапевт имеет дело со спонтанным художественным творчеством клиента, результаты которого вряд ли можно назвать «искусством» в его прямом значении, как «совокупность художественных произведений». К этому стоит добавить, что в отношении современных направлений искусства использование компонента «арт» нередко связано с демонстрацией отхода от «искусства» в его традиционном восприятии, с реализацией новаторских подходов и усилением концептуальной составляющей художественного произведения. Заметим, что сегодня в применении элемента «арт» психологами и педагогами ощущается некоторая метафоричность, поскольку в данном случае искусство не является непосредственной целью деятельности, а становится лишь средством решения профессиональных задач. Это впрямую относится к арт-педагогической деятельности, которая оперирует средствами искусства для решения профессиональных педагогических задач, не преследуя при этом специальных целей серьезного художественного образования. В публикациях отечественных авторов, ориентирующихся на понятие арт-педагогика, обращает на себя внимание разнообразие вкладываемых в этот термин значений (В. Г. Анисимов, О. С. Булатова, М. В. Гузева, М. Л. Князева, Е. А. Медведева, Н. Ю. Сергеева, Е. В. Таранова, Н. Ю. Шумакова и др.). Анализ проведенных исследований позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в психолого-педагогической теории не сложилось единого мнения о сущности арт-педагогики. В наиболее общем виде она понимается авторами первого по данной тематике учебника (Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская) как «синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку тео-рии и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность» [2, 24]. Данное определение возможно расширить. На наш взгляд, применение арт-педагогических форм, средств и методов способно охватить воспитание не только проблемных, но, в первую очередь, обычных, т. е. не имеющих патологических отклонений в развитии детей. Говоря об «арт-педагогическом подходе» в образовании, О.С. Булатова рассматривает его с точки зрения соотнесенности «логико-гносеологического и художественно-эстетического планов» в образовательном процессе и связывает с «воплощением педагогом художественных ролей (драматурга, режиссера и артиста)» [3, 5]. Можно согласиться с тем, что на формирование арт-педагогики как научно-практического направления оказало влияние осознание исследователя-ми и педагогами недостаточности и узости постижения бытия и содержания Мира лишь на основе научных форм познания. Постижение – это сверхсложная система, которая включает в свой состав в виде частных случаев чувственные, рациональные, медитативные формы и мышление в целом. Использование искусства в педагогическом процессе, безусловно, увеличивает для его субъектов (учеников, учителя) вероятность проникновения в различные стороны действительности и при этом позволяет обрести личностный смысл, найти значимый аспект на эмоционально-чувственном уровне. Вместе с тем термин «арт-педагогический подход» автор использует как аналог понятию «художественно-педагогический подход». Во-первых, в целях экономии речевых средств («арт-педагогический» более краткое слово). Во-вторых, что еще более существенно, по мнению О.С. Булатовой, элемент «арт» сразу вводит в круг определенных ассоциаций и образов, связанных с артистизмом, артистичностью, артистом. «Придумать», «выстроить» и «сыграть» урок необходимо так, чтобы дети учились общаться и творить, захотели стать совершеннее и лучше, а не только постигали голые научные факты» [3, 59]. Однако стоит заметить, что арт-педагогическая деятельность лишь косвенно связана с артистизмом педагога. Это лишь грань, а вовсе не сущностная основа арт-педагогики. Слова «артистизм», «импровизация» точнее было бы отнести к понятийному полю «педагогического мастерства». Как раз в этом и состоит отличительное качество деятельности учителя от деятельности артиста (режиссера, драматурга): учитель не «играет», не создает «художественный замысел взаимодействия с учениками» [3, 54], а реально взаимодействует с ними в ситуациях «здесь и теперь», решая задачи воспитания, обучения и т. д. В последнее десятилетие появилась серия исследований, в которых сделана попытка описания объектного и предметного поля арт-педагогики. М. В. Гузева в диссертационной работе «Использование воспитательного потенциала арт-педагогики в подготовке будущих преподавателей к патриотическому воспитанию» рассматривает искусство как средство арт-педагогики, которое ассимилирует в себе ценности морали, религии, науки, политики, права, переводя их в художественные формы, а затем, экстраполируя на общественное сознание, специфическим образом воздействует на них, приводя к трансформации. Е. В. Таранова под арт-педагогикой понимает «отрасль педагогической науки о специфике и закономерностях интегрирующего воздействия всех видов занятий искусством и пробуждаемых ими форм продуктивной активности личности на систему ее социальных связей и отношений, поведенческих стратегий». Главными результатами арт-педагогической деятельности, по мнению автора, являются адаптация ребенка в коллективе сверстников и овладение им художественными умениями [7, 14]. Н. Ю. Шумакова, автор монографии «Арт-педагогика как система гуманизации в формировании физической культуры личности современного школьника» делает основной акцент на физкультурном образовании и определяет сущность арт-педагогики в системе интеграции физических упражнений с элементами искусства [9, 84]. «Развиваясь на основе межнаучного подхода, - пишет Шумакова Н.Ю., - арт-педагогика заимствует некоторые фундаментальные теории и прогрессивный практический опыт педагогики, психотерапии, искусства, культурологи и др.» [9, 84]. Потребность подобного заимствования автор объясняет «деликатностью объекта арт-педагогики, ее ориентацией на повышение уровня здоровья ребенка, через его физическое совершенствование, и формирование гуманистического потенциала личности, как одного из наиболее сложных явлений современной действительности» [9, 84]. С одной стороны, рассмотрение концептуальных основ арт-педагогики и ее гуманизирующего потенциала через какое-то одно направление образования неоправданно сужает проблематику. А с другой стороны, вписывание в предметную область арт-педагогики задач физической культуры и образования непомерно ее расширяет. Во многих публикациях деятельность по своему общему содержанию педагогическая (точнее, арт-педагогическая) определяется с терапевтических позиций: «арт-терапия», «арт-терапевтические методы», «элементы арт-терапии» (работы М. Ю. Алексеевой, Л. А. Аметовой-Давыдовской, М. С. Вальдес Одрисолы, И. В. Давыдовой, А. В. Гришиной, Л. Д. Назаровой). Шевченко Ю. С., Крепица А. В. рассматривают арттерапию и артпеда-гогику в «едином интегрирующем контексте психотерапии», выделяя в качестве основных «пространственных мишеней ориентации» специалиста: сферы индивидуальных потребностей, социальных связей и отношений, само-сознания, опыта как эмоционально-чувственного познания [8, 12]. Арт-терапия рассматривается данными авторами как самостоятельное и равноправное направление психотерапии и коррекционной педагогики. Теоретический взгляд, изначально помещающий арт-педагогику в терапевтическое поле, является распространенным и, на наш взгляд, достаточно спорным. Термин «терапия» в переводе с латинского означает «лечение». Таким образом, закономерно, что, говоря об арт-терапии, мы чаще всего представляем «особых» детей (и взрослых), имеющих психические или неврологические отклонения, а также разнообразные эмоциональные и иные проблемы. Неслучайно в России практической реализацией арт-терапии занимаются в большей степени врачи-психиатры и психотерапевты (Е. М. Бур-но, А. И. Захаров, А. И. Копытин и др.). В русле такого понимания сущность арт-терапии достаточно четко выражена А. И. Копытиным. Он предлагает следующее определение: арт-терапия – это «совокупность психологических методов воздействия (выделено автором  Н. С.), осуществляемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска» [4]. Ученый справедливо настаивает на том, что применение педагогами арт-терапевтических методов при отсутствии у них достаточной специальной подготовки в области психологического консультирования и арт-терапии следует признать неоправданным из-за отсутствия у них соответствующих знаний и навыков, необходимых для решения задач сохранения и восстановления психического здоровья учащихся. Понятно, что в этом контексте педагогика не может выполнять несвой-ственные ей функции и претендовать на сферу деятельности медицины, психотерапии (возможно, психологии). Как справедливо отметила С. В. Кривцова, психотерапия оказывает помощь в решении уже возникших проблем, задачей воспитания является предупреждение их появления. Практика показывает, что многообразие форм, методов, приемов, которые применяются в арт-педагогике, далеко не всегда имеет отношение к «лечению», хотя бесспорен тот факт, что художественное творчество зачастую дает и терапевтический результат. Это, скорее, можно отнести к области побочных эффектов арт-педагогической деятельности. Симптоматично, что даже когда в педагогической науке делаются попытки найти нейтральное толкование использования средств искусства и художественной деятельности в образовании, подобное рассмотрение все равно остается в поле арт-терапии. Например, Л. Д. Лебедева считает обоснованным выделение особого педагогического направления арт-терапии, которое имеет неклиническую направленность и рассчитано на потенциально здоровую личность [5, 16]. В уточнении предметного поля, обозначаемого понятием арт-педагогика, хотелось бы остановиться еще на одном важном моменте. Существует мнение, что в содержание понятия «арт-педагогика» следует включить специальное художественное обучение. Нам представляется, что неправомерно сравнительно новым термином «арт-педагогика» подменять ни институциализированный, устоявшийся термин «художественное образование», ни более узкий термин «художественное воспитание». Глубина и многообразие педагогических задач арт-педагогической деятельности, ее сущностный смысл нельзя сводить к обучению навыкам рисования, пения и т. д. Более того, в арт-педагогике обучение техническим приемам рисования рассматривается лишь как средство достижения педагогических задач. Так, на-пример, умение обращаться с художественными материалами ведет к боль-шей свободе, дает новый импульс развитию, стимулирует самовыражение. В. П. Анисимов в статье «Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса» предлагает в качестве аналогичных, взаимозаменяемых терминов понятия «эстетопедагогика» и «психопедагогика искусства». В связи с этим стоит заметить, что понятие «психопедагогика» уже существует и достаточно широко используется в науке. Например, С.Д. Поляков интерпретирует предмет психопедагогики как описание психологических фактов, закономерностей воспитания, обучения, того, как они складываются, проявляются в определенных педагогических формах. О «психопедагогике искусства» правомерно говорить, объясняя потенциал психологического, педагогического, физиологического влияния искусства на человека. Данный тезис в некоторой степени подтверждается отрывком из текста Анисимова В. П.: «Предметным полем артпедагогического влияния является прежде всего чувственно-эмоциональная сфера личности: процессы восприятия и ощущений, внимание и мнемическая память, рефлексивные способности и эмоционально-волевая регуляция, невербально-коммуникативная культура. Иными словами, развитие сенсорной культуры личности – одна из основных задач арт-педагогики» [1]. Такая трактовка справедлива, но, явно не покрывает все смысловое поле использования средств искусства и художественной деятельности в образовательном процессе. Термин «эстетопедагогика», вероятно, появился под непосредственным влиянием широко употребляемых в теории и практике образования понятий «эстетика», «эстетический», «эстетическое воспитание». Возможно, он возник по аналогии с таким направлением, как «эстетотерапия», суть которого в лечении красотой, в том числе красотой природы. Однако думается, что смысловые ассоциации с понятием «эстетизм» и производными от него словами - «эстет», «эстетство» - могут привести к неоднозначной ценностно-смысловой окраске этого словообразования. Есть и еще один аргумент в пользу того, что не стоит отождествлять арт-педагогику только с областью эстетики или эстетического воспитания. Доктор философских наук Разумный В. А. определяет «эстетическое воспитание» как целенаправленное и педагогически организуемое воздействие на систему чувств человека, его вкусов и предпочтений, на ее содержание и не-прерывное совершенствование его эмоциональных реакций любого уровня. При этом средством эстетического воспитания выступает не только искусство в его узком смысле, но и труд, и спорт, и природа, и все многообразие игр. Поэтому причислять арт-педагогику к области эстетического воспитания в целом неправомерно. Думается, что акцент на терапевтической, психологической или эстети-ческой основах арт-педагогики необоснованно сужает природу и содержание данного феномена, привлекая внимание лишь к одной из его сторон. В силу этого понятие «арт-педагогика» не может быть аналогом или заменой термина арт-терапия. Оно имеет самостоятельный научный статус, поскольку применение искусства и художественной деятельности как специфической формы постижения человеком окружающего мира, самого себя, как средства поддержки, воспитания, социализации, как источника самовыражения, самопознания, саморазвития возможно и за пределами арт-терапевтического процесса. Человекосозидающий потенциал искусства исторически использовался педагогами задолго до оформления «арт-терапии» в самостоятельное психотерапевтическое направление. Находясь по своему объекту и целям вне пределов арт-терапии, арт-педагогика тесно смыкается с ней в своей коррекционной функции, которая включает разработку и реализацию системы условий, направленных на своевременную диагностику, профилактику и коррекцию средствами искусства и художественной деятельности нарушений социальной, психологической, профессиональной адаптации индивидов. Все сказанное позволяет использовать термин арт-педагогика для обозначения совершенно особого направления педагогической науки, изучающего закономерности воспитания, обучения и развития человека с помощью средств искусства и художественной деятельности. При этом еще раз подчеркнем, что объектная область арт-педагогики далеко выходит за рамки работы с детьми, имеющими проблемы, а в целевом отношении не идентична сферам художественного образования и эстетического воспитания. В качестве рабочего определения предлагается следующее: арт-педагогика – современное, формирующееся практикоориентированное направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности для решения профессиональных педагогических задач. В соответствии с этим арт-педагогическая деятельность – обобщающее понятие, которое включает всю совокупность педагогических действий по реализации профессиональных замыслов и целей средствами искусства. В качестве основных сфер арт-педагогической деятельности можно рассматривать стимулирование и организацию педагогом самостоятельного художественного творчества участников образовательного процесса, а также создание в образовательном пространстве системы нравственно-эстетического взаимодействия на основе интеграции искусства, педагогики, психологии и других областей человекознания. Объективная способность искусства всесторонне влиять на человека с его сложно организованной телесно-душевно-духовной природой говорит о своевременности и актуальности развития идей арт-педагогики, которые призваны сыграть свою роль в решении задач гуманизации и гуманитаризации современного образования. ЛИТЕРАТУРА 1. Анисимов, В. П. Артпедагогика как система психологического сопровождения обра-зовательного процесса / В. П. Анисимов // Вестник Оренбургского гос. университета. – 2003. – № 4. – С. 146148. 2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева и др. – М. : Академия, 2001. – 248 с. 3. Булатова, О. С. Арт-педагогический подход в образовании / О. С. Булатова. – Тю-мень : Изд-во ТГУ, 2004. – 230 с. 4. Копытин, А. И. Определение арт-терапии [Электронный ресурс] : психол. портал Ментал.ру. – Режим доступа:http://profy.mental.ru/spmat/art/. 5. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с. 6. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ в. / Под ред. В.В. Бычкова. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОС-СПЭН), 2003. – 607 с. 7. Таранова, Е. В. Артпедагогический практикум по работе с дошкольниками: игры, упражнения, занятия / Е. В. Таранова. – Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 2003. – 95 с. 8. Шевченко, Ю. С. Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками / Ю. С. Шевченко, А. В. Крепица. – Балашов : Изд-во Балашов. пед. ин-та, 1998. – 53 с. 9. Шумакова, Н. Ю. Артпедагогика как система гуманизации в формировании физиче-ской культуры личности современного школьника / Н.Ю. Шумакова. – М. : Илекса ; Ставрополь : Сервисшкола, 2005.  216 с.
Сергеева Н. Ю. – докторант кафедры педагогики. Чувашский гос.университет (Чебоксары).
|