Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сравнительный анализ со­держания обновленных примерных программ дошкольного образования «От рожде­ния до школы», «Ис­токи», «Детство», «Успех»



Сравнительный анализ со­держания обновленных примерных программ дошкольного образования «От рожде­ния до школы», «Ис­токи», «Детство», «Успех»

Таблица

Название при­мер­ной обще­образо­ватель­ной про­граммы Целевые установки или Кон­цептуальные основы про­граммы Структура программы Приложения, методиче­ские материалы к про­грамме Краткие выводы
«Успех» Под редакцией Н.В.Фединой, канд.пед.наук, Москва, «Просвещение», 2009.     «Детство» Изд. 3-е, пере­работанное, Санкт –Петер­бург, «Детство Пресс», 2004 г.   «Истоки» /Под ред. Л. А. Парамоновой. - М.: Карапуз, 1997. - 288 с Цель программы: создание воспитательно-образователь­ных, коррекционно-разви­вающих и здоровьеформи­рующих условий в ДОУ, спо­собствующих полноценному развитию и социализации до­школьника, обеспечивающих равные стартовые возможно­сти и успешный переход ре­бенка к обучению в общеобра­зовательных учреждениях. За основу взята идея самоцен­ности дошкольного периода детства. Педагогический про­цесс строится на двух взаимо­связанных направлениях - за­бота о полноценном детстве и подготовка ребенка к будущей жизни. Основные задачи программы: Повысить конкурентоспособ­ность учреждения путем пре­доставления широкого спектра качественных образователь­ных, коррекционных и ин­формационно-просветитель­ских услуг разным категориям заинтересованного населения, внедрения в практику работы ДОУ новых форм дошколь­ного образования (блок «Ма­лыш»).Совершенствовать сис­тему здоровьесберегающей и здо­ровьеформирующей дея­тель­ности учреждения, с уче­том индивидуальных особенно­стей дошкольников (блок «Здоровячок»). Модер­низировать систему управле­ния дошкольным обра­зователь­ным учреждением в условиях его деятельности в режиме развития (блок «Управле­ние»). Обеспечить эффективное, ре­зультативное функционирова­ние и постоянный рост про­фессиональной компетентно­сти стабильного коллектива учреждения (блок «Кадровый потенциал»). Повышать каче­ство ра­боты с родителями воспи­танников. Содействовать повышению роли родите­лей в образовании ребенка раннего и дошколь­ного возраста (блок «Мать и дитя»).Привести в соответствие с требованиями предметно-раз­вивающую среду и ма­тери­ально-техниче­скую базу уч­реждения (блок «Безопасность и каче­ство»).     Центральными задачами об­разовательной программы «Детство» и её педтехноло­гии являются: сохранение уни­кальности каж­дого ребёнка; создание благоприятных ус­ловий для самовыражения; максимальная реализация по­тенциальных возможно­стей каждого ребёнка. Содержание программы реа­лизует принцип этнокуль­тур­ной соотнесенности до­школь­ного образования. Ав­торы стремились к тому, чтобы ре­бенок с детства приобщался к истокам народ­ной культуры своей страны. В программе уделя­ется большое внимание про­изведениям устного народ­ного творчества, народ­ным хороводным играм, на­род­ной музыке и танцам, де­кора­тивно-прикладному ис­кусству России. Одновре­менно програм­ма предпола­гает воспитание уважения к другим народам. Авторы программы «Детство» делают акцент на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошколь­ный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чув­ство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, уча­ствовать в охране окружаю­щей среды. Авторы про­граммы «Детство» являются сторонниками це­лостного развития ребенка в период до школы как субъекта посиль­ных дошкольнику ви­дов дея­тельности. Девиз программы «Дет­ство»: «Чувствовать — По­знавать— Творить».Эти слова определяют три взаи­мосвязанных линии развития ребенка, которые пронизы­вают все разделы про­граммы, прида­вая ей целост­ность и единую направлен­ность. Базой для реализации программы является осуще­ствле­ние за­дачи укрепления физи­ческого и психического здо­ровья ре­бен­ка, формиро­вания основ двигательной и гигие­нической куль­туры. Программа «Дет­ство» утверждена экспертным сове­том при Комитете по об­разо­ванию Санкт-Петербурга как авторская и рекомендо­вана для дошкольных образо­ва­тельных учреждений Се­веро-Западного региона.     Основу программы состав­ляют концепция психологиче­ского возраста как этапа раз­вития ребенка, имеющего свою структуру и динамику, а также научное положение А.В. Запорожца об амплифи­кации (обогащении) детского развития, взаимосвязи всех его сторон. Цель программы: разносто­роннее развитие ребенка; формирование у него универ­сальных, в том числе творче­ских, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обес­печение для всех детей рав­ного старта развития; сохра­нение и укрепление их здоро­вья.   Программа состоит из двух частей. Первая часть включает в себя по­яснительную записку, а также раз­делы, изложенные по возрастным подпериодам дошко­льного детства (3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет) в целях оп­тимизации по­строения образова­тельного про­цесса: «Организация деятельно­сти взрос­лых и детей по реализа­ции и освое­нию основной обще­образователь­ной программы до­школьного обра­зования»,  «Возрастные особенности детей», «Содержание психолого-педагоги­ческой работы по освое­нию образо­вательных областей» («Физическая культура», «Здоро­вье», «Социали­зация», «Труд», «Безопасность», «Чтение худо­жественной литера­туры», «Ком­муникация», «Позна­ние», «Му­зыка», «Художественное творче­ство»). «Планируемые результаты освоения Программы». Вторая часть - «Пример­ная циклограмма образователь­ной дея­тельности» - представ­ляет собой технологию (система­тизированную последователь­ность) работы педа­гогов по реа­лизации Программы. В Пояснительной записке раскры­ваются основные концеп­туальные положения Программы, в том числе основные задачи психолого-педаго­гической ра­боты по реализации ка­ждой об­ласти Программы и воз­можности ее интегрирования с дру­гими об­ластями. Решение задач психо­лого-педагогической работы по развитию личностной сферы (личностных качеств) детей яв­ля­ется приоритетным и осущест­вля­ется параллельно с решением ос­новных задач, отражающих специ­фику областей Программы.   Программа разграничена на 3 части и охватывает 3 возрастных периода развития ребёнка: младший, сред­ний, старший до­школьный возраст. В каждом периоде программы да­ётся характеристика возрас­тных особенностей психиче­ского, физи­ческого развития де­тей, опреде­лены задачи воспита­ния и развития детей конкрет­ного возраста и пре­дусмотрены формирование пред­ставлений, навыков, умений и от­ношений в процессе обучения и их развития в повседневной жизни. В конце каждого раздела программы от­мечены уровни освоения про­граммы детьми. В программе представлены про­из­ведения устного народного творче­ства, народные игры, му­зыка и танцы, декоративно-при­кладное ис­кусство России. Педа­гогу предос­тавляется право са­мостоятельно оп­ределять сетку занятий, содержа­ние, способ ор­ганизации и место в режиме дня. Выделены разделы: «Планируемые результаты освоения содержания программы»; «Интегративные каче­ства выпускника д/с»; «Детский сад и семья. Программа «Детство» в практике взаимодействия педагогов и родителей»; «Методический ком­плект программы «Детство». В программе выделен новый важ­ный раздел: «Отношение ре­бенка к самому себе» (самопозна­ние). Все содержание программы ус­ловно объединяется вокруг че­тырех ос­новных бло­ков:«Познание» (по­мощь дошко­льникам в освоении раз­нообраз­ных доступных способов позна­ния окружающего мира (сравне­ние, элементарный анализ, обоб­щение и др.), развитии их позна­вательной активности, познава­тельных интере­сов);«Гуманное отношение» (ориен­тация детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, развитие гуманных чувств и от­ношения к окружающему миру);«Созидание» (блок творче­ства: развитие самостоятельно­сти как высшего проявления твор­че­ства);«Здоровый образ жизни» (вос­питание двигатель­ной культуры, привычки вести здоровый образ жизни). Дополнительная часть(региональный компонент) включает разделы: «Ребёнок в по­ликультурной и полиэтнической среде»; «Ребёнок изучает англий­ский язык».   В программе выделены сле­дующие возрастные этапы: ран­нее детство - младенчество (до одного года); ранний возраст (от одного года до трех лет); дошко­льное дет­ство; младший дошко­льный возраст (от трех до пяти лет) и старший (от пяти до семи лет). Такая возрастная периоди­зация, по мнению авторов, по­зволяет видеть как наиболее об­щие тенденции, так и индивиду­аль­ную перспективу развития каждого ребенка. Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социаль­ное, познава­тельное, эстетическое и физиче­ское; раскрываются особен­ности развития этих линий в мла­денче­ском, раннем, младшем и стар­шем дошкольном возрасте; зада­ется иерархия основных видов деятельности (общение, пред­метная деятельность, игра). Иг­ровой дея­тельности, как основ­ной в развитии личности ребенка дошкольного воз­раста, в про­грамме отводится осо­бое место. Игра пронизывает все структур­ные компоненты про­граммы и ее содержание в целом. В программе "Истоки" выделено ба­зовое и ва­риативное содержание образования. Базисную часть про­граммы каждого возраста состав­ляют следующие компоненты: · Характеристики возрастных воз­можностей психического разви­тия ребёнка и его лично­сти(обозначены знаком «сол­нышко»); · Задачи развития(цветок); · Показатели развития (яблоко»); · Базисные характер – ки личности (детское личико»). К базису т.ж. относится раздел «Об­щие условия реализации про­граммы» (знак «лейка»). Вариативные подходы к реа­лизации программы раскрыты в разделе "Содержание и условия пе­дагогиче­ской работы". Они преду­сматри­вают возможность корректи­ровки содержания педагогического про­цесса с учетом конкретных ус­ловии работы детского сада. В разделе «Общие условия реа­лизации программы» даются реко­мендации по организации жизни детей в д/с; принципы организации предметно- развивающей среды; работа с семьёй. Большое внимание уделено комплексно-тематическому планированию. В приложении к программе даны: Антропометрические показа­тели физического развития и здоровья детей. Возрастно-половые норма­тивы физиометрических по­казателей. Средние возрастно-половые значения показателей разви­тия физических качеств де­тей 4—7 лет. Возрастные нормативы дви­гательной активности детей за полный день пребывания в детском саду. Критерии частой (острой) заболеваемости детей по ко­личеству заболеваний орга­нов дыхания за год. Оценка уровня биологиче­ской зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов. Оценка функционального состояния ЦНС. Примерная циклограмма об­разовательной деятельности. Методическое обеспечение: Березина Н.О., Веннецкая О.Е., Герасимова Е.Н. и др./Под научным руково­дством Асмолова А.Г. УС­ПЕХ. Методические рекомен­дации. Пособие для воспита­телей; Степанова М.А., Бере­зина Н.О., Бурлакова И.А. и др. УСПЕХ. Мониторинг дос­тижения детьми планируемых результатов. Пособие для пе­дагогов (в комплекте с элек­тронным приложением); Бур­лакова И.А., Клопотова Е.Е., Ягловская Е.К. УСПЕХ. Мо­ниторинг достижения детьми планируемых результатов. Наглядный материал; Аку­лова О.В., Гогоберидзе А.Г., Гризик Т.И. и др. УСПЕХ. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы; Филиппова Л.В., Дрягалова Е.А., Ермилова Н.В., Сорокоумова С.Н., Вол­кова И.В., ЧеджемоваЕ. УС­ПЕХ. Особенности психо­лого-педагогической работы. Пособие для педагогов; Фе­дина Н.В., Веннецкая О.Е., Вербовская Е.В. и др. УСПЕХ. Игры, викторины и конкурсы. Пособие для педа­гогов   В помощь воспитателям, ра­ботающим по этой про­грамме, подготовлена специ­альная серия методической литературы — "Библиотека программы «Детство»". В пособии «План-программа образовательно-воспита­тельной работы в детском саду» (под общей редакцией З. А. Михайловой) сформу­лированы педагогические задачи по основным видам деятельности: природоведче­ской, математической, худо­жественно-творческой, рече­вой, социально-нравствен­ному воспитанию и физиче­скому развитию. В Прило­жении к программе «Дет­ство» выпущена книга «Мо­ниторинг в детском саду». К программе составлен и раз­работан довольно обширный список методической лите­ратуры по возрастным груп­пам детей и по образова­тельным областям про­граммы.   В приложении к программе даны факультативные раз­делы: "Обучение второму языку", (Компьютер в до­школьном учреждении", "Живой мир природы в го­роде и ребенок", которые предназначены для ДОУ, ра­ботающих в этих направле­ниях. Кроме этого, в прило­жении к программе содер­жатся образцы планирования образовательной работы, предлагаются основные по­казатели развития выпуск­ника детского сада. Про­грамма обеспечена методи­ческими и учебными посо­биями: по воспитанию детей раннего возраста (авт. Л.Н. Павлова), развитию речи и речевого общения (авт. А,Г. Арушанова), обучению рус­скому языку нерусскоязыч­ных детей (Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина), творческому конструированию (авт. Л.А. Парамонова), физическому (М.А. Рунова), эстетиче­скому развитию (К.В. Тара­сова, В.А. Петрова, Л.В. Пантелеева), экологическому (Н.А. Рыжова), взаимодейст­вию с семьей (Е.П. Арнау­това) и др. Список опублико­ванных и готовящихся к из­данию пособий приведен в конце программы. Вместе с тем педагоги по своему ус­мотрению с учетом собст­венного профессионального опыта и возможностей, ори­ентируясь на цели и задан­ные в программе параметры развития ребенка, могут в процессе ее реализации творчески использовать дру­гие учебно-методические по­собия.   Игре в программе «Успех» от­водится самое продуктивное время в первой половине дня, потому что игра (сюжетная, с правилами) — ведущая дея­тельность дошкольного воз­раста. При этом программа в полном объеме обеспечивает формирование предпосылок будущей учебной деятельно­сти, решение таких сложных задач, как формирование це­лостной картины мира, круго­зора со­временных дошколь­ников. Программа построена таким образом, чтобы педагог имел возможность в ходе повсе­днев­ной образовательной ра­боты учитывать индивидуаль­ные особенности и темпы ин­диви­дуального развития де­тей. И, наконец, самое глав­ное. Про­грамма направлена на то, чтобы каждый ребенок в дет­ском саду чувствовал себя ус­пешным.   Программа «Детство» осно­вывается на комплексно – те­матическом принципе по­строения образовательного процесс, в основу которого по­ложена идея интеграции со­дер­жания разных образова­тельных областей вокруг еди­ной общей темы, которая на определенное время (дни, не­дели) становится объединяю­щей, например «Наши люби­мые игрушки», «Наш детский сад», «Моя се­мья», «Времена года»,. Выбор темы учитывает интересы де­тей, за­дачи развития воспита­ния, текущие явления и яркие со­бытия (времена года, празд­ники). Программа предусмат­ривает валеологическое про­свещение до­школьников: раз­витие представлений о здоро­вом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и сред­ст­вах его укрепления, о функ­цио­нировании организма и прави­лах заботы о нем, знания о пра­вилах безопасного по­ве­дения и разумных действиях в непред­виденных ситуациях, способах оказания элементар­ной помощи и самопомощи. Эти сведения становятся важ­ным компонен­том личностной культу­ры и со­циальной защи­щенности до­школьника. «Слабым» звеном в программе «Детство» является математический раздел. Мате­риал, предлагаемый в нем, по­рой труднодоступен детям в национальных республиках. Математика в программе «Дет­ство» ориентирована на разви­тие ло­гического мышления. Но дети, осваивающие русский язык, не всегда справляются с логическими задачами. По­этому, учитывая национальный компонент, предлагаемый сложный материал необходимо заменять более доступным, а потом, оценивая уровень подго­товленности детей, опять вклю­чать в занятия в более легкой форме. Особый акцент в программе сде­лан на приобщение детей к миру природы, воспитание бе­режного отношения к природ­ным объек­там В целом данная программа позволяет варьировать, вносить изменения в представленный материал, делая воспита­тельно-образовательный процесс инте­ресным и доступным для ре­бенка. Она подразумевает твор­ческий подход воспита­теля к планированию, выбору средств и приемов для реализации за­дач. То есть, не дети должны подтягиваться к уровню, дан­ному программой, а она должна быть подстроена под детей.   Гуманистическая по направ­ленности программа позволяет педагогу, опираясь на возрас­тные критерии, учесть разный темп развития детей и реали­зовать индивидуальный под­ход к ним. (Психологический воз­раст не совпадает с хроно­логи­ческим, и один психоло­гиче­ский возраст по своей продол­жительности не равен другому). В программе учтена специ­фика дошкольного обучения, прин­ципиально отличного от школьного. Для достижения единства целей и задач воспи­тания ребенка в программе пре­дусмотрено содержатель­ное взаимодействие детского сада и семьи.  

 

 

Название при­мер­ной обще­образо­ватель­ной про­граммы Целевые установки или Кон­цептуальные основы про­граммы Структура программы Приложения, методиче­ские материалы к про­грамме Краткие выводы
«От ро­ждения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.     В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспе­чивающая становление лично­сти ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуаль­ные особенности, что соответ­ствует современ­ной научной «Концепции дошкольного воспитания» (В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценно­сти дошкольного периода дет­ства. Ведущие цели программы: • Создание благоприят­ных условия для пол­ноценного проживания ребенком дошкольного детства, • Формирование основ ба­зовой культуры лич­ности, • Всестороннее развитие психических и физиче­ских качеств в соответ­ствии с возрастными и индивидуальными осо­бенностями, • Подготовка к жизни в современности обще­стве, к обучению в школе, • Обеспечению безопас­ности жизнедеятельно­сти дошкольника.  Программа строится на прин­ципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет националь­ных ценностей и традиций в образовании, восполняет не­достатки духовно-нравствен­ного и эмоционального воспи­тания. Программа начинается с раздела: Организация жизни и воспитания детей ( общие принципы построе­ния режима дня, создание пред­метно-развивающей образователь­ной среды). Программа содержит разделы: ·  Содержательная часть по возрас­тным группам. ·  Итоговые результаты освоения Программы. · Система мониторинга достиже­ния детьми планируемых ре­зультатов освоения Программы. · Работа с родителями. · Коррекционная работа( отражена проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возмож­ностями здоровья в общеобразо­вательном пространстве). · Рекомендации по составлению перечня пособий. Содержательная часть Программы изложена по возрастным группам: • Первая группа детей раннего возраста (от рождения до года); • Вторая группа детей раннего возраста (от 1 года до 2 лет); • Первая младшая группа (от 2 до 3 лет); • Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет); • Средняя группа (от 4 до 5 лет); • Старшая группа (от 5 до 6 лет); • Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).     В соответствии с ФГТ каж­дое дошкольное учреждение самостоятельно составляет перечень необходимых для осуществления воспита­тельно-образовательного процесса программ, техно­логий, методических посо­бий. В Программе «ОТ РОЖДЕ­НИЯ ДО ШКОЛЫ» дан об­ширный перечень пособий, которые могут быть исполь­зованы при работе по этой Программе. Программа «ОТ РОЖДЕ­НИЯ ДО ШКОЛЫ», являясь современным инновацион­ным продуктом, опирается на лучшие традиции отече­ственного образования и по многим направлениям со­храняет преемственность по отношению к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редак­цией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Благодаря такой преемст­венности, большинство по­собий к «Программе воспи­тания и обучения в детском саду» могут быть использо­ваны и при работе по про­грамме «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Программа разработана в соот­ветствии с действующими Фе­деральными государственными требованиями к структуре ос­новной общеобразовательной программы дошкольного обра­зования (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009 года). Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направ­лена на его всестороннее разви­тие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегра­тивных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламен­тация знаний детей и предмет­ный центризм в обучении. Особая роль в Про­грамме уделяется игровой дея­тельности как ведущей в до­школьном детстве. По результатам мониторинга освоения образовательных об­ластей дети показывают высо­кие результаты.    

 

Экспертиза (см. приказ № 655 пункт 2.4 ФГТ ) Успех Детство Истоки От рождения до школы
соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка + + + +
сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педаго­гики) + + + +
соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале) + + + +
обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного воз- раста + + + +
строится с учетом принципа интеграции обра­зовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей + + + +
основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса + + + +
предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования + + + +
предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности + + + +

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.