|
|||||||||||
ФГОС и пути его реализации в начальном звене образовательного учреждения.
ЗАЯВКА на участие в научно-практической конференции «Современное образование: концептуальные подходы и стратегические пути развития»
2020 – 2021 учебный год
ФГОС и пути его реализации в начальном звене образовательного учреждения. Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте собственных знаний в своей специальности. Д.И. Менделеев Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. ФГОС - система требований к структуре, освоению и условиям реализации образовательных программ. Основной результат образования: овладение школьником набором действий, позволяющих ставить и решать, проблемы, важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Достаточно непростая ситуация сложилась при создании базы данной образовательной реформы. Были изданы документы федерального уровня с обозначенными идеями и направлениями, такие как: содержание общего образования, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Надо признать, что новый образовательный стандарт ворвался в повседневную жизнь школы, не соизмеряясь с силами и возможностями учителей. Первое испытание выпало на долю учителей начальных классов. Вместе с этим возникла проблема готовности педагогов к внедрению новых стандартов. В стандартах второго поколения зримо прописан образ будущего выпускника школы, который будет обладать не только запасом знаний, но и будет готов к постоянному обновлению и даже преобразованию своего знания. Мечта любого педагога – вырастить человека, обладающего такими качествами. Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся. Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения – всё это требует от педагога грамотного подхода. Учителю начальных классов необходимо было сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, мотивацию к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающегося, социальные компетенции, личностные качества; основы гражданской идентичности. Важной новацией нового стандарта является включение в него требований к условиям реализации образовательных программ. Эти требования, касающиеся условий образовательной деятельности, оснащения учебных заведений, ресурсной базы образования, четко отнесены к региональному уровню власти и управления. К великому сожалению, сельские школы , по материально-техническому обеспечению не готовы к реализации ФГОС : нет оборудования, нет подключения к интернету и т.д. Учителю в рамках реализации ФГОС приходится очень трудно добывать нужную информацию и знакомить с ней детей. В ФГОС выделены направления, реализуя которые, можно достичь результатов, определенных стандартом: · Приведение ресурсной и материально-технической базы школы в соответствие с требованиями, изложенными в ФГОС. Без хорошей материально-технической базы современное преподавание невозможно. · Качественная профессиональная подготовка и высокая квалификация учителя. Вместе с тем, введение ФГОС второго поколения кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание начального образования и его образовательный результат. Новым для учителей начальных классов, стало понятие «универсальные учебные действия». Как развивать ученика, нам знакомо, а вот как перестроить сформировавшиеся убеждения и поступки учителя – взрослого человека - стало самой серьёзной проблемой для педагогов школы. Учителя активно используют в своей работе следующие технологии: - проблемного обучения; - работу в паре и в группе; - обучение посредством диалога; - развития речи; - продуктивного чтения; - исследования и проектирования изучаемой проблемы; - формирования самоконтроля в процессе выполнения учебного задания; - формирования самооценки в процессе выполнения учебного задания; - здоровьесбережения. На уроках у учителей начальных классов часто можно наблюдать игровые формы сотрудничества, что крайне необходимо для учащихся младшего школьного возраста с учетом их возрастных и психологических особенностей. Применение игровых форм помогает учителю на протяжении всего урока поддерживать интерес ребенка к изучаемому материалу, концентрировать его внимание. Очень эффективно на уроках учителя используют различные элементы соревнования, создание ситуации успеха. Педагоги организуют работу детей в паре, в группах, не меняясь и не переходя с одного места на другое, так как на первых порах (в первом классе)эта пересадка занимает много полезного времени урока. Учитель просто делает установку на работу в группе: 1 и 3 парты поворачиваются к детям, сидящим сзади них. Дети учатся распределять обязанности в группе, выбирают командира, который будет защищать их работу. Работу в группах учителя начинают с выработки основных правил: · Полное внимание к однокласснику · Серьезное отношение к мнению других · Терпимость, дружелюбие · Никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т.к. каждый имеет право на ошибку. В процессе этого у детей формировались личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные УУД. Овладение учениками универсальными учебными действиями происходит на каждом уроке. С первой минуты урока учителя включают детей в организацию своей учебной деятельности, дают им возможность поставить учебную задачу, увидеть проблему, выразить ее словесно. Вместе с учителем учатся составлять план действий по решению проблем. Такая методика позволяет приобрести опыт общения с одноклассниками, формировать навыки работы в коллективе, умение задавать вопросы, наблюдать, анализировать, прислушиваться к мнению других. Большое внимание учителей начальных классов уделяется рефлексии, т.к. она предполагает осознание детьми всех компонентов учебной деятельности. Каждый учебный предмет в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Таким образом, на переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту основной акцент учителя делают на осмыслении и освоении норм и способов сотрудничества, форм оценивания, способов общения, без чего невозможно в дальнейшем активное овладение предметным содержанием. В 1 классе ученики накапливают средства для того, чтобы в дальнейшем успешно овладевать знаниями. Делается многое, но всё же сегодня учителю совсем непросто даётся формирование регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Для того чтобы достичь результата, учителю приходится перестраиваться внешне и внутренне. Учителю недостаточно только тщательно подготовиться к уроку, необходимо ещё психологически настроиться на то, что учение сам, под руководством учителя, целеполагает, прогнозирует, контролирует, оценивает усвоенный материал. Ученики и учителя готовы и способны к реализации таких требований новых стандартов. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером, чтобы ребёнок захотел делать как ты, стать похожим на тебя, стать лучше. Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя. Воспитывать детей надо радостью, передавая им наш оптимизм и жизнелюбие, свежесть восприятия жизни как праздника. Важно дать определённые знания, умения и навыки, но гораздо важнее научить маленького человека нравственным ценностям: доброте, честности, порядочности, любви к своей стране. Вот важнейшее условие успешного развития России. Новые стандарты направлены на взаимодействие учителя, обучающихся и родителей. Можно отметить, что не повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой, они практически не принимают участие в совместных школьных и классных мероприятиях. Школа является критически важным элементом в процессе модернизации и инновационного развития государства. Главные задачи новой современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Список использованной литературы. 1. Вахрушев А.А. Как готовить учителей к введению ФГОС / А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №5. - С.3-17. 2. Дашковская О. Готова ли начальная школа к новым стандартам? // Первое сентября. - 2010. - №04. с. 6-7 3. Начальная школа и федеральный государственный образовательный стандарт // Лаборатория начального образования: URL: http://omczo.org/publ/393-1-0-2242 4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение, 2010.-191с.-(Стандарты второго поколения) 5. Реализация ФГОС НОО в условиях малокомплектной сельской школы // Портал Система образования Омской области: URL: http://vmo.omskedu.ru/modules/newbb 6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения). 7. Дидактические требования к современному уроку. Байбородова Л.В.. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе // Вестник образования. - 2011. - №17. с. 5-8
|
|||||||||||
|