Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Психология (2семестр). Лекция 7.



Психология (2семестр). Лекция 7.

Психические познавательные процессы

Мышление и речь

Мышлениепсихический познавательный процесс, который отражает существенные связи и отношения предметов и явлений. Это высшая форма психической активности человека, целенаправленное использование, развитие и приращение знаний. Академик И.П. Павлов утверждал: «Мышление – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом».

Физиологические основымышления – сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. Важно помнить, что в осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга!

В основе мышления лежат сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов при внешних раздражениях. Эти связи – ассоциации – и есть физиологическая основа мышления. «Мышление ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация – это есть момент рождения мысли», – писал И.Павлов.

Функционирование мышления обеспечивается объединенными нейронами головного мозга, которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики – коды.

Нейронные кодыотражают определенную частоту импульсивной активности нейронов, которые участвуют в решении конкретных умственных задач. Важно отметить, что сами нейроны могут перестраивать свою деятельность в зависимости от решаемых мыслительных задач. То есть они выступают коррелятами определенных мыслительных операций человека.

Таким образом, в ходе мыслительного процесса при принятии решений образуются определенные функциональные системы, обеспечивающие разные уровни и вызванные для них потенциалы принятия решения: разные зоны коры головного мозга реагируют определенным образом на внешнее раздражение и перерабатывают информацию.

На основе этого возможна перестройка процесса мышления и целенаправленная мыслительная деятельность.

Особенностипроцесса мышления:

- опосредованный характер – мышление носит предметный характер, но при этом установление связей и отношений происходит не только на основе опыта непосредственных ощущений и восприятий, но и на основе данных прошлого опыта, сохранившегося в памяти;

- опора на имеющиеся знания о законах развития природы и общества, сформировавшиеся на основе практической деятельности человека и человечества (в процессах онтогенеза и филогенеза, о которых мы говорили и о которых нельзя забывать не только для сдачи зачета));

- отвлеченный и обобщенный характер мышления. Конечно, живое созерцаниеоснова мышления, но оно не сводимо только к нему, поскольку связи и отношения, которые отражаются в мышлении, имеют значение не только для конкретного наблюдаемого явления или процесса. Поэтому мы говорим о способности к абстрактно-логическому мышлению у человека.

- взаимосвязь с речью. Связи и отношения отражаются в мышлении в словесной форме (это может быть и внутренняя речь, которой мы касались, разбирая теорию Л.Выготского). Здесь важно помнить о взаимосвязи первой и второй сигнальной систем в психике человека;

- связь с практической деятельностью, опять же, как с общественной практикой, так и с деятельностью индивидуальной (материальной, духовной, социальной).

Содержаниемышления:

- мыслительные операции;

- формы мышления;

- способы мышления;

- виды мышления.

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.

Анализ – расчленение сложного объекта на составные части.

Синтез – переход от частей к целому в едином аналитико-синтетическом процессе мышления.

Сравнение – сопоставление предметов и явлений, их свойств и отношений и выявление на основе этого общности или различия между ними.

Абстрагирование – отвлечение от несущественных признаков предметов и выделение в них основного, главного.

Обобщение – объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация – движение мысли от общего к частному.

Наряду с мыслительными операциями выделяют и формы мышления.

Формы мышления:понятие, суждение, умозаключение, аналогия.

Понятие – единица мышления, в которой происходит отражение общих и существенных свойств предмета или явления.

Суждение – основная форма мышления, которая отражает связи между предметами и явлениями.

Умозаключение – выделение нового суждения на основе одного или нескольких суждений (в зависимости от способа мышления различают индуктивное, дедуктивное и умозаключение по аналогии).

Аналогия – вид умозаключения, в котором вывод делается на основе частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Способы мышления:индукция и дедукция.

Индукция – умозаключение  идет от частного, единичного к общему.

Дедукция – умозаключение  идет от общего к частному, единичному (т.е. в обратном порядке индукции).

Виды мышлениямогут быть выделены по разным основаниям:

1. по форме

- наглядно-действенное;

- наглядно-образное;

- абстрактно-логическое.

2. по характеру решаемых задач –

- теоретическое (на основе теоретических рассуждений и умозаключений);

- практическое (суждения и умозаключения основаны на решении практических задач).

3. по степени развернутости –

- дискурсивное (мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не только основанное на восприятии);

- интуитивное (на основе непосредственных чувственных восприятий окружающего мира).

Следует отметить, что интуитивное мышление имеет большое значение не только в искусстве, но и в научной деятельности. Напомним слова великого ученого о роли интуиции и воображения. А.Эйнштейн говорил: «Я верю в интуицию и вдохновение. Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции».

4. по степени оригинальности –

- репродуктивное (воспроизводящее) – на основе образов и представлений, почерпнутых из существующих источников;

- продуктивное (творческое) – создание новых образов и представлений на основе творческого воображения.

В генезисе мышления важнейшую роль играет  понимание. Это связано с процессом идеального преобразования способов предметно-чувственной деятельности, способов преобразования объективной реальности еще до практического их применения. Мышление как построение идеальной модели целенаправленной деятельности. Известный тезис о том, чем отличается самый плохой архитектор от пчелы? – у архитектора всегда есть идеальный план будущего дома, который он может изменить, в то время как пчела действует по одному и тому же плану в жестких рамках алгоритма рефлекторной деятельности. Предметный мир человека – это всегда культурно-историческая всеобщность этого мира, а не только данные конкретного опыта одного человека. 

Мышление человека связано с преобразованием окружающего мира, а не только с приспособлением к нему. В процессе этого преобразования изменяется и сам человек, его психические способности и мышление.

Мы уже отмечали, что мышление человека неразрывно связано с речью. В науке выделяется даже особое – речевое мышление как особая форма мышления, связанная с речевой деятельностью.

Речь –историческисложившаяся форма общения людей,процесс практического применения человеком языка как всеобщего средства передачи информации и общения.

Согласно учению И.Павлова о двух сигнальных системах, о котором мы говорили в первой части изучения нашего предмета, речь относится ко второй сигнальной системе. Напомним, что первая сигнальная система связана с непосредственным воздействием внешней и внутренней среды на различные рецепторы (она есть и у животных). Работа второй сигнальной системы связана прежде всего с анализом и синтезом обобщенных речевых сигналов.

Физиологические основы речи:

1. Мозговые центры –

- левое полушарие головного мозга;

- слухоречевая зона коры больших полушарий (задняя часть височной извилины, так называемый центр Вернике);

- зона Брока, расположенная в нижних отделах третьей лобной извилины.

2. Функционирование речи обеспечивают:

- синтагматические и парадигматические механизмы речи; синтагматические отражают динамическую организацию речевого высказывания;

парадигматические – отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическими, артикуляционными, семантическими).

- механизмы восприятия речи – обеспечение преобразования речевого сигнала к осмыслению речевого сообщения: чувствительные к звуковым сигналам нейроны выстраивают определенную модель опознания слов.

- механизмы организации речевого ответа.

Кроме того существуют периферические системы обеспечения речи:

- энергетическая системадыхательных органов для возникновения звука – легкие и диафрагма (главная дыхательная мышца);

- генераторная система – звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании которых возникают звуковые волны;

- резонаторная система – носоглотка, череп, гортань, грудная клетка.

Будучи сложным феноменом, речь также подразделяется на различные разновидности.

Видыречи:

- устная (монологическая и диалогическая);

- письменная;

- внутренняя (о ней мы говорили в связи с анализом теории Л.Выготского).

Не только речь, но и все мышление имеет диалогическую природу. Этот диалог раскрывает различные, противоречивые стороны действительности и самого человека.

Функции речи:

- обозначение (давать названия явлениям и предметам);

- сообщение (обмен мыслями при помощи слов и фраз);

- воздействие (посредством речи побуждать к действию);

- выражение (передача чувств, переживаний, эмоционального отношения к предметам и явлениям).

С функциями речи тесно связаны и ее свойства.

Свойстваречи:

- понятность – правильное построение предложений, выделение смысла с помощью логических ударений и пауз;

- содержательность – количество выраженных в ней мыслей и чувств, их соответствие действительности и важность;

- выразительность – эмоциональная насыщенность речи (яркость или бледность);

- заразительность – степень воздействия на слушателей, влияние на их мысли, чувства, убеждения и поведение.

По форме воздействие может быть различно:

- поучение и наставление, а также просьба, приказ, инструктаж, совет.

Итак, мышление и речь – неразрывно связанные между собой процессы. Следует сказать еще об одном важном свойстве – рефлексии как отличительной черте человеческой психики, суть которой в умении мысленно анализировать свое собственное мышление, свою деятельность и сопоставлять ее с особенностями мышления и жизнедеятельности других индивидов. Нельзя забывать, что этот, казалось бы, сугубо субъективный процесс, носит социальный и культурный характер и отражает культурно-исторические закономерности формирования человеческого мышления. (Отсутствие рефлексии в сознании многих наших современников связано как раз с проблемами развития нашего общества).

Мы рассмотрели познавательные психические процессы, их физиологические основы, сущность, функции, основные виды и формы. На следующих занятиях перейдем к анализу эмоциональных и волевых процессов психически человека.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.