![]()
|
|||
Психология (2семестр). Лекция 7.Психология (2семестр). Лекция 7. Психические познавательные процессы Мышление и речь Мышление – психический познавательный процесс, который отражает существенные связи и отношения предметов и явлений. Это высшая форма психической активности человека, целенаправленное использование, развитие и приращение знаний. Академик И.П. Павлов утверждал: «Мышление – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом». Физиологические основымышления – сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. Важно помнить, что в осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга! В основе мышления лежат сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов при внешних раздражениях. Эти связи – ассоциации – и есть физиологическая основа мышления. «Мышление ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация – это есть момент рождения мысли», – писал И.Павлов. Функционирование мышления обеспечивается объединенными нейронами головного мозга, которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики – коды. Нейронные кодыотражают определенную частоту импульсивной активности нейронов, которые участвуют в решении конкретных умственных задач. Важно отметить, что сами нейроны могут перестраивать свою деятельность в зависимости от решаемых мыслительных задач. То есть они выступают коррелятами определенных мыслительных операций человека. Таким образом, в ходе мыслительного процесса при принятии решений образуются определенные функциональные системы, обеспечивающие разные уровни и вызванные для них потенциалы принятия решения: разные зоны коры головного мозга реагируют определенным образом на внешнее раздражение и перерабатывают информацию. На основе этого возможна перестройка процесса мышления и целенаправленная мыслительная деятельность. Особенностипроцесса мышления: - опосредованный характер – мышление носит предметный характер, но при этом установление связей и отношений происходит не только на основе опыта непосредственных ощущений и восприятий, но и на основе данных прошлого опыта, сохранившегося в памяти; - опора на имеющиеся знания о законах развития природы и общества, сформировавшиеся на основе практической деятельности человека и человечества (в процессах онтогенеза и филогенеза, о которых мы говорили и о которых нельзя забывать не только для сдачи зачета)); - отвлеченный и обобщенный характер мышления. Конечно, живое созерцание – основа мышления, но оно не сводимо только к нему, поскольку связи и отношения, которые отражаются в мышлении, имеют значение не только для конкретного наблюдаемого явления или процесса. Поэтому мы говорим о способности к абстрактно-логическому мышлению у человека. - взаимосвязь с речью. Связи и отношения отражаются в мышлении в словесной форме (это может быть и внутренняя речь, которой мы касались, разбирая теорию Л.Выготского). Здесь важно помнить о взаимосвязи первой и второй сигнальной систем в психике человека; - связь с практической деятельностью, опять же, как с общественной практикой, так и с деятельностью индивидуальной (материальной, духовной, социальной). Содержаниемышления: - мыслительные операции; - формы мышления; - способы мышления; - виды мышления. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Анализ – расчленение сложного объекта на составные части. Синтез – переход от частей к целому в едином аналитико-синтетическом процессе мышления. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, их свойств и отношений и выявление на основе этого общности или различия между ними. Абстрагирование – отвлечение от несущественных признаков предметов и выделение в них основного, главного. Обобщение – объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. Конкретизация – движение мысли от общего к частному. Наряду с мыслительными операциями выделяют и формы мышления. Формы мышления:понятие, суждение, умозаключение, аналогия. Понятие – единица мышления, в которой происходит отражение общих и существенных свойств предмета или явления. Суждение – основная форма мышления, которая отражает связи между предметами и явлениями. Умозаключение – выделение нового суждения на основе одного или нескольких суждений (в зависимости от способа мышления различают индуктивное, дедуктивное и умозаключение по аналогии). Аналогия – вид умозаключения, в котором вывод делается на основе частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий. Способы мышления:индукция и дедукция. Индукция – умозаключение идет от частного, единичного к общему. Дедукция – умозаключение идет от общего к частному, единичному (т.е. в обратном порядке индукции). Виды мышлениямогут быть выделены по разным основаниям: 1. по форме – - наглядно-действенное; - наглядно-образное; - абстрактно-логическое. 2. по характеру решаемых задач – - теоретическое (на основе теоретических рассуждений и умозаключений); - практическое (суждения и умозаключения основаны на решении практических задач). 3. по степени развернутости – - дискурсивное (мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не только основанное на восприятии); - интуитивное (на основе непосредственных чувственных восприятий окружающего мира). Следует отметить, что интуитивное мышление имеет большое значение не только в искусстве, но и в научной деятельности. Напомним слова великого ученого о роли интуиции и воображения. А.Эйнштейн говорил: «Я верю в интуицию и вдохновение. Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции». 4. по степени оригинальности – - репродуктивное (воспроизводящее) – на основе образов и представлений, почерпнутых из существующих источников; - продуктивное (творческое) – создание новых образов и представлений на основе творческого воображения. В генезисе мышления важнейшую роль играет понимание. Это связано с процессом идеального преобразования способов предметно-чувственной деятельности, способов преобразования объективной реальности еще до практического их применения. Мышление как построение идеальной модели целенаправленной деятельности. Известный тезис о том, чем отличается самый плохой архитектор от пчелы? – у архитектора всегда есть идеальный план будущего дома, который он может изменить, в то время как пчела действует по одному и тому же плану в жестких рамках алгоритма рефлекторной деятельности. Предметный мир человека – это всегда культурно-историческая всеобщность этого мира, а не только данные конкретного опыта одного человека. Мышление человека связано с преобразованием окружающего мира, а не только с приспособлением к нему. В процессе этого преобразования изменяется и сам человек, его психические способности и мышление. Мы уже отмечали, что мышление человека неразрывно связано с речью. В науке выделяется даже особое – речевое мышление как особая форма мышления, связанная с речевой деятельностью. Речь –историческисложившаяся форма общения людей,процесс практического применения человеком языка как всеобщего средства передачи информации и общения. Согласно учению И.Павлова о двух сигнальных системах, о котором мы говорили в первой части изучения нашего предмета, речь относится ко второй сигнальной системе. Напомним, что первая сигнальная система связана с непосредственным воздействием внешней и внутренней среды на различные рецепторы (она есть и у животных). Работа второй сигнальной системы связана прежде всего с анализом и синтезом обобщенных речевых сигналов. Физиологические основы речи: 1. Мозговые центры – - левое полушарие головного мозга; - слухоречевая зона коры больших полушарий (задняя часть височной извилины, так называемый центр Вернике); - зона Брока, расположенная в нижних отделах третьей лобной извилины. 2. Функционирование речи обеспечивают: - синтагматические и парадигматические механизмы речи; синтагматические отражают динамическую организацию речевого высказывания; парадигматические – отражают связь задних отделов левого полушария с кодами речи (фонематическими, артикуляционными, семантическими). - механизмы восприятия речи – обеспечение преобразования речевого сигнала к осмыслению речевого сообщения: чувствительные к звуковым сигналам нейроны выстраивают определенную модель опознания слов. - механизмы организации речевого ответа. Кроме того существуют периферические системы обеспечения речи: - энергетическая системадыхательных органов для возникновения звука – легкие и диафрагма (главная дыхательная мышца); - генераторная система – звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании которых возникают звуковые волны; - резонаторная система – носоглотка, череп, гортань, грудная клетка. Будучи сложным феноменом, речь также подразделяется на различные разновидности. Видыречи: - устная (монологическая и диалогическая); - письменная; - внутренняя (о ней мы говорили в связи с анализом теории Л.Выготского). Не только речь, но и все мышление имеет диалогическую природу. Этот диалог раскрывает различные, противоречивые стороны действительности и самого человека. Функции речи: - обозначение (давать названия явлениям и предметам); - сообщение (обмен мыслями при помощи слов и фраз); - воздействие (посредством речи побуждать к действию); - выражение (передача чувств, переживаний, эмоционального отношения к предметам и явлениям). С функциями речи тесно связаны и ее свойства. Свойстваречи: - понятность – правильное построение предложений, выделение смысла с помощью логических ударений и пауз; - содержательность – количество выраженных в ней мыслей и чувств, их соответствие действительности и важность; - выразительность – эмоциональная насыщенность речи (яркость или бледность); - заразительность – степень воздействия на слушателей, влияние на их мысли, чувства, убеждения и поведение. По форме воздействие может быть различно: - поучение и наставление, а также просьба, приказ, инструктаж, совет. Итак, мышление и речь – неразрывно связанные между собой процессы. Следует сказать еще об одном важном свойстве – рефлексии как отличительной черте человеческой психики, суть которой в умении мысленно анализировать свое собственное мышление, свою деятельность и сопоставлять ее с особенностями мышления и жизнедеятельности других индивидов. Нельзя забывать, что этот, казалось бы, сугубо субъективный процесс, носит социальный и культурный характер и отражает культурно-исторические закономерности формирования человеческого мышления. (Отсутствие рефлексии в сознании многих наших современников связано как раз с проблемами развития нашего общества). Мы рассмотрели познавательные психические процессы, их физиологические основы, сущность, функции, основные виды и формы. На следующих занятиях перейдем к анализу эмоциональных и волевых процессов психически человека.
|
|||
|