Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Таблица «Отграничение умственной отсталости от сходных состояний»



Таблица «Отграничение умственной отсталости от сходных состояний»

Состояние Сходство Отличие
ЗПР Ø При обследовании чтения, письма, счета у детей с ЗПР часто обнаруживают ошибки такого же типа, что и умственно отсталые Ø И те, и другие дети на первоначальных этапах обучения не понимают школьных требований, не подчиняются правилам школьной жизни, не интересуются школьными занятиями. И те, и другие не владеют навыками, соответствующими школьной программе. Ø После года обучения в 1 классе массовой школы не выучивают букв, затрудняются в звукобуквенном анализе, не могут писать под диктовку, не справляются с элементарными счетными операциями. В чтении, письме, счете дети с ЗПР и умственно отсталые обнаруживают сходные ошибки. Ø В отличие от задержки психического развития, умственная отсталость носит необратимый характер, так как в этом случае стойкое нарушение познавательной деятельности обусловлено органическим поражением или недоразвитием коры головного мозга. Ø Умственная отсталость-качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Эти отклонения стойкие и необратимые. Ø Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.Выражается это в малой целенаправленности умственной деятельности, бедности запаса представлений, недостаточности внимания. Ø Дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. В основе этих симптомов лежит органическое заболевание центральной нервной системы, вызванное патологией беременности и родов, врожденными болезнями плода, перенесенными в раннем возрасте истощающими инфекционными заболеваниями. Ø При задержке психического развития имеет место неравномерность формирования психических функций, причем отмечается как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов. При олигофрении же характерны тотальность и иерархичность поражения. Ø Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они, меньшеиспытывают потребность в познании. Ø У умственно отсталых детей на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Их опыт крайне беден. Ø Детям с ЗПР характерна низкая познавательная активность; избегают интеллектуального напряжения вплоть до отказа от заданий. Ø Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания — восприятие. Часто «живое созерцание» умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения недоразвития речи. Но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей:замедленность восприятия, узость объёма восприятия,нарушение избирательности восприятия. Умственно отсталые дети судят о воспринимаемых предметах, явлениях по первому впечатлению. Их восприятием необходимо руководить. Ø У детей с ЗПР страдает целостность восприятия; - замедленны процессы переработки информации; - общая пассивность восприятия (сложные задания подменяют лёгкими); - отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта; - нарушено восприятие предметности и структурности (затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, на контурных и схематических изображениях); - нарушена ориентировка в пространстве. Ø Восприятие неразрывно связано с мышлением. Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Все эти операции у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Они затрудняются установить связи между частями предмета, при анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. В ходе операции сравнения они не могут выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто — по несоотносимым. Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Ø Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия. Ø У детей с ЗПР: - неравномерно развиваются виды мышления: выражено отставание в развитии словесно-логического мышления, ближе к уровню нормального развития наглядно-действенное мышление; - нарушены динамические стороны мыслительных процессов. Ø Основные процессы памяти — запоминание, сохранение и воспроизведение — у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные признаки, зрительно воспринимаемые. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У умственно отсталых позже формируется произвольное запоминание. Как отмечают Л. В. Занков, В. Г. Петрова, слабость памяти умственно отсталых не только в трудностях получения и сохранения информации, но главным образом в ее воспроизведении. Воспроизведение – процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение умственно отсталых носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит умственно отсталых к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредствованная смысловая память малодоступна умственно отсталым. Ø У детей с умственной отсталостью отмечаются и трудности в воспроизведении образов восприятия — представлений. У умственно отсталых оно отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе. Ø У детей с ЗПР снижен объём запоминания; более низкий уровень продуктивности; лучшее запоминание чего–то яркого, интересного; наглядного материала, чем вербального; отсутствует активный поиск рациональных приёмов запоминания и воспроизведения; отмечаются трудности в припоминании. Ø Так же у умственно отсталых отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между 1 и 2 сигнальными системами.Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятие и понимание речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении. Ø У детей с ЗПР звукопроизношение нарушено незначительно, либо речь в норме;  речь обеспечивает коммуникативную функцию, регулирует поведение; способны переносить выработанные речевые навыки в свободное общение; пассивный словарь преобладает над активным; больше времени требуется для понимания инструкции; в речи присутствуют негрубые аграмматизмы; период словотворчества затянут во времени, нарушен порядок слов в предложениях; в речи много слов–паразитов; характерны нарушения в письменной речи;  положительная динамика во время коррекционной работы. Ø У умственно отсталых детей более выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Ø У детей с ЗПР отмечаются: неустойчивость (колебания) внимания; сниженная концентрация; снижение объёма, избирательности; повышенная отвлекаемость; сниженное распределение; трудности в переключении с одного вида или найденного способа деятельности на другой. Ø Умственная отсталость проявляется не только в нарушении познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечаются недоразвитие эмоций, их незрелость, а также малая связь чувств с разумом. Чем выраженнее умственная отсталость, тем менее дифференцированы эмоции, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. Ø Что касается волевой сферы,то у таких детей наблюдается слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость. Как отмечают исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаем подражание и импульсивные поступки.Одним из путей формирования положительных черт характера умственно отсталых учеников является воспитание у них положительных привычек. Ø У детей с ЗПР эмоциональное развитие задержано (детскость, гиперактивность, инфантилизм); испытывают трудности в адаптации (усвоение норм поведения); страдает планомерность деятельности (предполагают, что должно получиться, но не могут спланировать деятельность); опознание эмоций и состояния людей происходит в большей степени в контексте общей ситуации, чем по выражению лиц или по выразительным движениям. Ø Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития.Но в условиях правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии,эти особенности поддаются коррекции.
Нарушение слуха(глухота) Ø Незначительные нарушения функций анализаторов могут привести к неполному, а иногда искаженному отражению внешнего мира, к обеднению круга представлений, неадекватному поведению, если не будут использованы компенсаторные возможности центральной нервной системы и специальные технические средства (слуховые аппараты, очки и пр.). Так, снижение слуха может вызвать определенные трудности при обучении ребенка в школе, особенно при овладении грамотой. Ø Дети с нарушенным слухом, в отличие от умственно отсталых, компенсируют недоразвитие речи мимикой и жестами. Недоразвитие речи при снижении слуха имеет специфические особенности, не являющиеся характерными для олигофрении: ограниченный запас обиходных слов; специфическое искажение произношения с оглушением звонких согласных и выпадением безударных частей слов, недоступных слуху; замещение названий действий и признаков предмета обозначением самого предмета; нарушение грамматического строя речи, выражающееся в неправильно построении предложений, в нарушении морфологического строя с характерным выпадением или искажением приставок, суффиксов и окончаний. Ø Слабослышащий ребенок отличается от умственно отсталого также более высоким уровнем развития личности, который проявляется в большей адекватности понимания жизненных ситуаций, в осознании своих трудностей, в умении критически отнестись к себе и окружающим. Ø В отличие от олигофренов, слабослышащий ребенок относительно легко усваивает счетные операции и пользуется переносом усвоенных знаний.
Расстройства аутистического спектра Ø Моторные навыки И у тех, и у других ослаблены. Но в случае аутическогорасстройства, добавляются стереотипные движения, которые не контролируются ребенком. Ø Наблюдая за действиями малыша по этим параметрам, можно понять: аутизм у него или это умственная отсталость. И на основе этих выводов планировать коррекционную работу. Ø Речевые навыки У умственно отсталых детей, а затем и взрослых – речь грамматически неправильная, сильно упрощённая, задержка речевого развития идет по всем параметрам. Такие люди не способны осознать и сформулировать сложные предложения, с трудом понимают чужие высказывания, не могут строить длинные фразы, не запоминают постоянно используемые рядом с ними фразы. Ø Речь у детей с аутизмом, как правило, развита соответственно возрасту, но имеет свои особенности. Малыш может одновременно манипулировать сложными фразами и самыми первыми выученными словами. Вставляет в речь много подхваченных из фонового окружения фраз. Но аутисты не разговорчивы, не идут первыми на контакт, предпочитают использовать жесты. Каждое слово из них приходится буквально вытаскивать. При отдельных формах расстройств аутического спектра, к достижению 2 лет может произойти регресс речевых навыков и даже полное исчезновение речи. Но это скорее исключение. Речь других людей, дети понимают. Ø Взаимодействие с социумом Ребята с умственным отставанием мало отличаются от сверстников в желании общаться с окружающими. В силу своих способностей они устанавливают контакты с взрослыми и детьми, стремятся постоянно общаться, дружить, поддерживать диалоги, постоянные отношения, легко смотрят в глаза, не отворачиваются. Ø Необщительность – отличительная черта аутистов. Они испытывают дискомфорт при необходимости взаимодействовать с людьми. Причем и свои, и чужие, ими воспринимаются одинаково негативно. Зрительный контакт такими людьми практически не поддерживается. Первыми, общение они не инициируют. Ø Состояние интеллекта У детей с УО, познавательная деятельность ограничена пределами, за которые человек вряд ли когда сможет выйти. У них простой внутренний мир, основная цель в жизни редко заходит дальше реализации естественных потребностей. В любой ситуации они демонстрируют примерно один уровень знаний и умений. Ребята с УО часто осваивают простые рабочие специальности. Ø Аутисты часто обладают сохранным интеллектом с потенциалом развития, но из-за специфического восприятия окружающего мира его не проявляют открыто. Им не интересна познавательная деятельность, хотя они и могут ее осуществлять на уровне с нормальными сверстниками. Часто демонстрируют впечатляющие способности в направлениях, входящих в сферу их интересов, игнорируя другие. Такие дети нередко показывают разные результаты в привычной обстановке, и в новой, являющейся для них стрессовой. Аутисты с легкой формой расстройства получают высшее образование, становясь отличными специалистами в узкой, интересной им области. Ø Бытовые навыки Гораздо лучше усваиваются людьми с УО. Да, они медленнее, чем нормальные, приучаются одеваться, есть, принимать ванну, заботиться о себе. Но к сознательному возрасту много умеют: купят продукты в магазине, будут самостоятельно передвигаться по городу. Ø Аутисты не особо самостоятельны. Они с трудом осваивают ежедневные ритуалы. Порой остаются бытовыми инвалидами на всю жизнь, при этом показывая высокий интеллект. Самостоятельно передвигаться, даже по знакомому городу они не любят, воспринимая это как пугающий, иногда совершенно невозможный опыт. Ø Игровая деятельность Ø У умственно отсталого значительно заторможена в развитии. Он останавливается на изучении свойств предмета, не доходя до ролевых игр. Ø Аутисты предпочитают ритуализировать игры, постоянно проигрывая один и тот же сценарий.
Алалия Ø Позднее появление речи: к трем–четырем–пяти годам; похожий лепет; очень малый запас слов. Ø Алалия считается сложным речевым дефектом, вызванным поражением головного мозга в период внутриутробного развития, во время родов или в первые годы жизни ребенка (до трех лет). Ø у детей с алалией не страдает познавательный интерес, у них живой взгляд, поведение, заинтересованное в окружающем. Такие дети пытаются играть, восполняя речевой недостаток жестами, выразительной мимикой; Ø дети с МА заинтересованы в обучении, получение новых знаний, дети с УО не проявляют интереса; Ø дети с МА принимают помощь взрослого в различных видах деятельности, дети с УО плохо принимают помощь; Ø дети с МА критичны к своим ошибкам, дети с УО малокритичны к своим ошибкам и неудачам; Ø у детей с МА имеется «явление переноса»: после объяснения способа выполнения действия, дети выполняют аналогичные действия на другом материале спонтанно, у детей с УО, спонтанно не формируется, необходимо каждый раз заново объяснять способы выполнения заданий; Ø дети с МА лучше понимают речь, дети с УО с трудом понимают сказанное, что хорошо заметно на предложении выполнить действие по инструкции «Принеси книгу» и т.д.; Ø у детей с МА имеются аграмматизмы, речь детей с УО логически бедна или даже алогична, но правильна в формально-языковом плане, в грамматическом отношении; Ø у детей с МА сохранно невербальное мышление (например, исключение 4 лишнего), у детей с УО имеется нарушение всех его компонентов; Ø у детей с МА степень обучаемости выше; Ø у детей с МА некоторая интеллектуальная задержка носит парциальный характер, в то время как у детей с УО – диффузный; у детей с алалией по мере развития речи вторичная интеллектуальная отсталость постепенно сглаживается.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.