Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема урока: Очерк жизни и творчества М.А. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита»: своеобразие жанра; многоплановость романа.



Тема урока: Очерк жизни и творчества М.А. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита»: своеобразие жанра; многоплановость романа.

 

ЛЕКЦИЯ

 

Методические рекомендации.Изучите лекцию об общественно-культурной ситуации в России в 1930-е гг., об основных тенденциях в развитии литературы этого периода. Составьте тезисы (основные мысли) статьи в тетради (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Сделайте фотографии выполненного в тетради задания и отправьте их на указанный Интернет-ресурс.

 


 
 


 

 РАБОТА С УЧЕБНИКОм

Методические рекомендации. Изучите биографию М. А. Булгакова, используя учебник литературы С.А. Зинина, В.А. Чалмаева (Ч. 2, с. 114-149) и мультимедийную презентацию «Жизнь и творчество М. А. Булгакова», выполните задания письменно. Сделайте фотографии выполненного в тетради задания и отправьте их на указанный Интернет-ресурс.

 

Задание 1. Заполните хронологическую таблицу «Жизнь и творчество М. А. Булгакова».

 

Хронологическая таблица «Жизнь и творчество М. А. Булгакова»

 

 

 

Задание 2.Составьте перечень произведений М. А. Булгакова в хронологическом порядке (укажите название произведений, год написания).


 

 

Задание 3. Изучите историю создания романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», используя учебник литературы С.А. Зинина, В.А. Чалмаева (Ч. 2, с. 131-134), мультимедийную презентацию и материал лекции. Запишите в тетрадь варианты названий романа, особенности жанра и композиции романа.

 
 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1.Посетить виртуальные музеи М.А. Булгакова в Москве и Киеве. +

 

2.Прочитать роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Составить характеристику героев романа (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
 

 
 

 

 


 

 

 

 

 

 

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Методические рекомендации. Прочитайте задания, ПИСЬМЕННО ответьте на вопросы. Сделайте фотографии выполненного в тетради задания и отправьте их на указанный Интернет-ресурс.

Задание 1. Перечитайте «ершалаимские главы» романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (2, 16, 25, 26 гл.), сопоставьте их с библейским первоисточником. Какие ОТЛИЧИЯ евангельского сюжета и булгаковской интерпретации библейского сюжета можно выявить? Приведите примеры из текста.

 

 


Задание 2. Заполните таблицу, ответьте на вопросы по тексту романа:

 

 
 

 

 

Задание 3. Удалось ли Булгакову, следуя собственному замыслу, отразить в романе «Мастер и Маргарита» эпоху 1930-х гг.? Какие художественные средства использовал автор для более яркого и убедительного показа реальной жизни 30-х гг. XX в.? Ответьте на этот вопрос, подтверждая своё мнение цитатами из текста романа.

 

3. Подготовить сообщение о евангельской истории Иисуса Христа и о его распятии (Евангелие от Матфея, гл. 27, 28).

Иисус Христос в евангельской истории по Своему делу и Лицу — Сын Божий — второе Лицо Пресвятой Троицы, по превечному божественному совету воплотившийся, ради спасения грешного рода человеческого, от Пречистой Девы Марии, по повелению Архангела Гавриила был наречен именем Иисуса, что значит спаситель. Имя это было общеупотребительным в Палестине среди еврейского народа; его носили многие древние иудеи. Христос — Χriστός (от xρίω) значит «помазанный, намащенный, нарумяненный, окрашенный»; Χriστός значит помазанник. Так назывались в Ветхом Завете все лица, которые были помазываемы святым миром при вступлении в свое служение: цари, первосвященники и пророки. Это же наименование было усвоено в особенности воплотившемуся Сыну Божию, второму Лицу Пресвятой Троицы, ибо Он совершит дело спасения падшего человечества в трех частнейших Своих служениях — пророческом, первосвященническом и царском.

Иисус Христос родился в Палестине, в иудейском городе Вифлееме (верстах, в 8-ми от Иерусалима) по наитию Духа Святого от Пресвятой Девы Марии (дочери Иоакима и Анны, отдаленных потомков, Давида). По общепринятому времяисчислению (эра Дионисия) рождение Иисуса Христа относят к 754 г. от основания Рима). В последнее время ученые, впрочем более склонны утверждать, что Иисус Христос родился в 749 г. Основания для такого предположения следующие:
1) По Варронию, Ирод умер в Иерихоне в начале апреля 750 г. от основания Рима. Если теперь принять во внимание, с одной стороны, что волхвы были приняты Иродом еще в Иерусалиме (а Иерусалим Ирод оставил в начала марта 750 г.), а с другой стороны, что Христос был принесен в храм иерусалимский на 40-й день после Своего рождения, то ясно, что Он родился в конце декабря 749 г. или, в крайнем случае, в первой половине; января 750 г.
2) В 748 г, чреда Авиева, к которой принадлежал отец Иоанна Предтечи священник Захария, приходилась на 17—23 апреля и на 3—9 октября; если иметь в виду последнюю неделю (3—9 октября) и то, что Христос родился чрез 15 месяцев после возвещения Архангела Гавриила о предстоящем рождении Иоанна Предтечи, то само собою вытекает, что Иисус Христос мог родиться только в конце декабря 749 г. от основания Рима.
3) Иоанн Креститель, по свидетельству Евангелиста Луки (3, 1) явился на Иордане с проповедью о покаянии и начал совершать крещение над приходившими к нему «в пятнадцатый год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четверовластником в Галилее, Филипп, брат его, четверовластником в Итурее и Трааонитской области, а Лисаний — четверовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе». Этих данных достаточно для того, чтобы определить год появления Иоанна на Иордане а вместе с тем и год рождения Иисуса Христа. Тиверий начал управлять римским государством (сначала совместно с Августом) с января 765 г. от основания Рима; ясно, что Иоанн явился на Иордане в 779 г.: Иисусу Христу в это время было не менее 30 лет (Лук. 3, 23); следовательно, Он родился в 749 г. Пилат был назначен на должность правителя Иудеи весною 779 г.; Каифа был первосвященником от 760 до 767 г. от основания Рима. Нужно заметить, что ссылка на четверовластников Ирода, Филиппа и Лисания также вполне соответствует действительности и говорит о точности евангельской хронологии.
4) По свидетельству Евангелиста Иоанна (12. 20) в первый год служения Иисуса Христа, в пасху, т. е. 15 нисана, иудеи говорили об Иерусалимском храме: «сей храм строился сорок шесть лет». Но Иосиф Флавий утверждает (Древности 15. 11: 5. 6), что Ирод начал капитальный ремонт и перестройку храма в 18-й год своего царствования, который совпадает с 734 г. от основания Рима. Если же к этому году прибавить время, указанное евреями (734+46), то выходит, что это было в 780 г. Христос в это время имел уже более 30 лет; ясно, что он родился только в конце декабря 749 г. от основания Рима.
Наконец 5) некоторые ученые ссылаются еще и на «звезду волхвов». По вычислению Кепплера, 20 мая 747 г. от основания Рима в знаке Рыб сошлись две величайшие планеты — Юпитер и Сатурн — и легко могли быть приняты за одну необыкновенную звезду. Если принять во внимание заявление волхвов (Мф. 2, 7 и ср. ст. 16) о том, что появление необычайной звезды они заметили за два года до рождения «царя иерусалимского», то ясно, что Иисус Христос родился в 749 г. от основания Рима. Около 12-ти часов утра (14-го нисана или 6-го апреля) вместе с двумя разбойниками Иисус Христос был отведен на лобное место — на гору Голгофу. Пред распятием римляне имели обыкновение давать осужденному пить одуряющий напиток (вино, смешанное с смирною), чтобы он не чувствовал ужасных болей. Желая с полным сознанием воспринять страдания за избавление многих, Иисус Христос отказался от этого напитка. В 12 часов дня, Иисус Христос был распят на кресте. Безропотно Он принял эту казнь; безропотно переносил Он, вися на кресте, грубые насмешки и издевательства толпы; мало того, — Он даже молился за Своих распинателей и хулителей. Снятое с Него одеяние, как и предсказывал ветхозаветный пророк, воины разделили между собою. Вручив Свою Мать попечению Своего любимого ученика (Иоанна), Иисус Христос обещал благоразумному разбойнику райское блаженство. Был полдень. И вдруг, не смотря на это, солнце померкло и ужасная тьма на целые три часа распространилась по земле. Около 3 часов дня, когда иудеи совершали в храме свою вечернюю жертву, висевший на кресте Иисус Христос громко воззвал к Отцу: «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил!» Потом, видя, что на Нем уже исполнилось все необходимое, по ветхозаветным пророчествам, для примирения рода человеческого с правосудием Божиим, Он сказал: «Совершилось! Отче Мой, в руки Твои предаю дух Мой!» И, сказав это, Он склонил Свою голову и испустил дух. Последовали страшные знамения: завеса в храме раздралась надвое, сверху до низу; земля потряслась; камни разселись. Эти знамения даже язычника — римского сотника, бывшего в то время на страже у креста, заставили сказать об Иисусе Христе: «воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27, 54), а по свидетельству Евангелиста Луки (23, 48), «и весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь».

Сомнения в смерти Иисуса Христа не было ни у кого. Воины, перебивавшие голени у распятых разбойников для ускорения их смерти, не сделали этого с Иисусом, так как нашли Его уже мертвым; впрочем, один солдат копьем пронзил Ему ребра, и из раны тотчас истекли кровь и вода.

Два члена синедриона, тайные ученики Иисуса Христа, Иосиф и Никодим, испросив у Пилата разрешение, сняли тело Его со креста и, помазав, его благовониями и обвив плащаницею, погребли во гробе Иосифа, близ Голгофы, в саду. Между тем и синедрион принял все необходимые меры, чтобы тело Иисуса Христа не могло быть украдено учениками. С разрешения Пилата, иудеи запечатали вход во гроб особою печатью, а у самого гроба поставили стражу.

В день, следовавший за субботою, т. е. в воскресенье (16-го нисана или 8 апреля), на третий день после Своей крестной смерти, Иисус Христос воскрес из мертвых. Первыми свидетелями этого необычайного события были воины, стерегшие гроб Христа. В полночь сошедший с небес Ангел Господень отвалил камень от дверей гроба. Произошло великое землетрясение. Устрашенные воины пришли в трепет и стали, как мертвые. Правда, эти воины Самого Иисуса Христа, воскресшего из мертвых, не видели; но они были непосредственными свидетелями-очевидцами того факта, что тела Иисуса Христа во гробе более не было; кроме того, — они видели Ангела, который сшел с небес, отвалил камень, сел на него и говорил мироносицам: «знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь, — Он воскрес» (Мф. 28, 5—6).

Мария Магдалина и другие мироносицы, отправившиеся ко гробу Иисуса Христа еще до рассвета, чтобы помазать тело своего Господа и Учителя, не только нашли гроб пустым и не только слышали от Ангела благовестие о воскресении Иисуса Христа, но удостоились увидеть и Самого Воскресшего и слышать от Него как приветствие: «Радуйтесь!» так и заповедь возвестить апостолам о Его воскресении из мертвых. Кроме Марии Магдалины и других мироносиц, Иисус Христос по воскресении Своем явился:
1) Петру или Кифе,
2) двум ученикам шедшим в Еммаус,
3) десяти ученикам при запертых дверях,
4) одиннадцати ученикам в Иерусалиме,
5) семи ученикам на берегу Геннисаретского озера,
6) пятистам верующим,
7) апостолу Иакову и, наконец,
8) одиннадцати ученикам уже в сороковой день по воскресении Своем из мертвых.

В виду такого множества различных и разновременных свидетелей, из которых иные не только видели, но и осязали Иисуса Христа, слышали Его беседы, ели с Ним, а с другой стороны в виду несомненного факта, что гроб, в котором было положено тело Иисуса Христа, оказался пустым, что все апостолы были твердо уверены в воскресении своего Учителя, — все рацоналистические гипотезы (обмана, самообмана, воровства, мифа, визионернаго состояния учеников, спиритизма) оказываются научно-несостоятельными и неудовлетворительными.

Являясь в течении сорока дней Своим ученикам, Иисус Христос беседовал с ними об устроении царства Божия на земле. В сороковой же день (18 мая), дав заповедь апостолам не отлучаться из Иерусалима до сошествия Святого Духа, а потом идти во весь мир проповедовать людям учение Его и совершать над ними крещение, Он, в виду всех Своих учеников, вознесся на небо.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.