|
|||
Тема урока: Очерк жизни и творчества М.А. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита»: своеобразие жанра; многоплановость романа.Тема урока: Очерк жизни и творчества М.А. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита»: своеобразие жанра; многоплановость романа.
ЛЕКЦИЯ
Методические рекомендации.Изучите лекцию об общественно-культурной ситуации в России в 1930-е гг., об основных тенденциях в развитии литературы этого периода. Составьте тезисы (основные мысли) статьи в тетради (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Сделайте фотографии выполненного в тетради задания и отправьте их на указанный Интернет-ресурс.
РАБОТА С УЧЕБНИКОм Методические рекомендации. Изучите биографию М. А. Булгакова, используя учебник литературы С.А. Зинина, В.А. Чалмаева (Ч. 2, с. 114-149) и мультимедийную презентацию «Жизнь и творчество М. А. Булгакова», выполните задания письменно. Сделайте фотографии выполненного в тетради задания и отправьте их на указанный Интернет-ресурс.
Задание 1. Заполните хронологическую таблицу «Жизнь и творчество М. А. Булгакова».
Хронологическая таблица «Жизнь и творчество М. А. Булгакова»
Задание 2.Составьте перечень произведений М. А. Булгакова в хронологическом порядке (укажите название произведений, год написания).
Задание 3. Изучите историю создания романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», используя учебник литературы С.А. Зинина, В.А. Чалмаева (Ч. 2, с. 131-134), мультимедийную презентацию и материал лекции. Запишите в тетрадь варианты названий романа, особенности жанра и композиции романа. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1.Посетить виртуальные музеи М.А. Булгакова в Москве и Киеве. +
2.Прочитать роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Составить характеристику героев романа (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Методические рекомендации. Прочитайте задания, ПИСЬМЕННО ответьте на вопросы. Сделайте фотографии выполненного в тетради задания и отправьте их на указанный Интернет-ресурс. Задание 1. Перечитайте «ершалаимские главы» романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (2, 16, 25, 26 гл.), сопоставьте их с библейским первоисточником. Какие ОТЛИЧИЯ евангельского сюжета и булгаковской интерпретации библейского сюжета можно выявить? Приведите примеры из текста.
Задание 3. Удалось ли Булгакову, следуя собственному замыслу, отразить в романе «Мастер и Маргарита» эпоху 1930-х гг.? Какие художественные средства использовал автор для более яркого и убедительного показа реальной жизни 30-х гг. XX в.? Ответьте на этот вопрос, подтверждая своё мнение цитатами из текста романа.
3. Подготовить сообщение о евангельской истории Иисуса Христа и о его распятии (Евангелие от Матфея, гл. 27, 28). Иисус Христос в евангельской истории по Своему делу и Лицу — Сын Божий — второе Лицо Пресвятой Троицы, по превечному божественному совету воплотившийся, ради спасения грешного рода человеческого, от Пречистой Девы Марии, по повелению Архангела Гавриила был наречен именем Иисуса, что значит спаситель. Имя это было общеупотребительным в Палестине среди еврейского народа; его носили многие древние иудеи. Христос — Χriστός (от xρίω) значит «помазанный, намащенный, нарумяненный, окрашенный»; Χriστός значит помазанник. Так назывались в Ветхом Завете все лица, которые были помазываемы святым миром при вступлении в свое служение: цари, первосвященники и пророки. Это же наименование было усвоено в особенности воплотившемуся Сыну Божию, второму Лицу Пресвятой Троицы, ибо Он совершит дело спасения падшего человечества в трех частнейших Своих служениях — пророческом, первосвященническом и царском. Иисус Христос родился в Палестине, в иудейском городе Вифлееме (верстах, в 8-ми от Иерусалима) по наитию Духа Святого от Пресвятой Девы Марии (дочери Иоакима и Анны, отдаленных потомков, Давида). По общепринятому времяисчислению (эра Дионисия) рождение Иисуса Христа относят к 754 г. от основания Рима). В последнее время ученые, впрочем более склонны утверждать, что Иисус Христос родился в 749 г. Основания для такого предположения следующие: Сомнения в смерти Иисуса Христа не было ни у кого. Воины, перебивавшие голени у распятых разбойников для ускорения их смерти, не сделали этого с Иисусом, так как нашли Его уже мертвым; впрочем, один солдат копьем пронзил Ему ребра, и из раны тотчас истекли кровь и вода. Два члена синедриона, тайные ученики Иисуса Христа, Иосиф и Никодим, испросив у Пилата разрешение, сняли тело Его со креста и, помазав, его благовониями и обвив плащаницею, погребли во гробе Иосифа, близ Голгофы, в саду. Между тем и синедрион принял все необходимые меры, чтобы тело Иисуса Христа не могло быть украдено учениками. С разрешения Пилата, иудеи запечатали вход во гроб особою печатью, а у самого гроба поставили стражу. В день, следовавший за субботою, т. е. в воскресенье (16-го нисана или 8 апреля), на третий день после Своей крестной смерти, Иисус Христос воскрес из мертвых. Первыми свидетелями этого необычайного события были воины, стерегшие гроб Христа. В полночь сошедший с небес Ангел Господень отвалил камень от дверей гроба. Произошло великое землетрясение. Устрашенные воины пришли в трепет и стали, как мертвые. Правда, эти воины Самого Иисуса Христа, воскресшего из мертвых, не видели; но они были непосредственными свидетелями-очевидцами того факта, что тела Иисуса Христа во гробе более не было; кроме того, — они видели Ангела, который сшел с небес, отвалил камень, сел на него и говорил мироносицам: «знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь, — Он воскрес» (Мф. 28, 5—6). Мария Магдалина и другие мироносицы, отправившиеся ко гробу Иисуса Христа еще до рассвета, чтобы помазать тело своего Господа и Учителя, не только нашли гроб пустым и не только слышали от Ангела благовестие о воскресении Иисуса Христа, но удостоились увидеть и Самого Воскресшего и слышать от Него как приветствие: «Радуйтесь!» так и заповедь возвестить апостолам о Его воскресении из мертвых. Кроме Марии Магдалины и других мироносиц, Иисус Христос по воскресении Своем явился: В виду такого множества различных и разновременных свидетелей, из которых иные не только видели, но и осязали Иисуса Христа, слышали Его беседы, ели с Ним, а с другой стороны в виду несомненного факта, что гроб, в котором было положено тело Иисуса Христа, оказался пустым, что все апостолы были твердо уверены в воскресении своего Учителя, — все рацоналистические гипотезы (обмана, самообмана, воровства, мифа, визионернаго состояния учеников, спиритизма) оказываются научно-несостоятельными и неудовлетворительными. Являясь в течении сорока дней Своим ученикам, Иисус Христос беседовал с ними об устроении царства Божия на земле. В сороковой же день (18 мая), дав заповедь апостолам не отлучаться из Иерусалима до сошествия Святого Духа, а потом идти во весь мир проповедовать людям учение Его и совершать над ними крещение, Он, в виду всех Своих учеников, вознесся на небо.
|
|||
|