Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





О символике кельтского креста и не только…(часть 35)



01.04.2021

О символике кельтского креста и не только…(часть 35)

Три цвета в народной культуре: чёрный, белый, красный

Часть 15

Символику трёх цветов встречаем также в росписи древней керамики (например, Афганистана, Греции (см., например, греческие вазы)), в ритуальных керамических фигурках (в том числе, куклах), посуде у разных народов по всему миру.

                  А                                                                        Б

А. Чернофигурная амфора. Ок. 525 г. до Р. Х. Мастер Эксекий;

Б. Краснофигурный кратер (краснофигурная вазопись). Взято из группы в Контакте «Государственный Эрмитаж»: https://vk.com/bookmarks?from_menu=1&z=photo-67940544_457266092%2Fwall-67940544_63803

Лекиф. Охотник с зайцем и кроликом. Керамика. Около 470 г. до н.э. Ранний Классический период. Греция. Завещан музею, 1925 г. Гарвардский художественный музей (США). Подробнее см. на официальном сайте музея https://harvardartmuseums.org/collections/object/2910.. Взято из группы в Контакте «Археология Восточно- Европейской степи»:https://vk.com/bookmarks?w=wall-9029295_93699%2Faa305614c3cb839327

 

             А                                                  Б

А. Чернолаковая расписная чаша. Южная Италия. Конец 4 века до н.э. Взято из группы в Контакте «НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ..НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ..НОВОСТИ»: https://vk.com/bookmarks?tag=3513032&z=photo-3073135_457269255%2Falbum-3073135_00%2Frev

Б. Канфар. Керамика. Около 1250 г. до н.э. Афины. Греция. Музей искусств Лос-Анджелеса (США). Подробнее см. на официальном сайте музея https://collections.lacma.org/node/222772. Взято: https://vk.com/bookmarks?tag=13163437&w=wall-9029295_92931%2Fff1d0cb271786d3604

Примечание (из Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D1%84%D0%B0%D1%80):

Канфар (др.-греч. κάνθαρος) — древнегреческий сосуд для питья в форме кубка с двумя вертикальными ручками. Из канфаров пили греческие боги, например, с канфаром часто изображался Дионис. Нередко канфар использовался для жертвоприношений или как предмет культа. Таким образом, как сосуд для питья канфар нёс в себе религиозную нагрузку. Возможно, что изначально канфар использовался исключительно для культовых обрядов.

Чаша черноверхая, Древний Египет, III-II тыс. до н. э., Государственный Эрмитаж.

https://www.orientmuseum.ru/events/2021/

Взято: https://vk.com/bookmarks?tag=13163437&z=photo-9029295_457278380%2Falbum-9029295_126899814%2Frev

                       А                                                              Б

А. «Ритон, этрусский. Поздний классический или ранний эллинистический период. Конец 4 века до н.э, размер-12,6 x 18,7 см. Керамика.

Этот необычный сосуд состоит из двух лепных лиц, поставленных спиной к спине: верхнее - бородатый греческий воин с вьющимися волосами и в коринфском шлеме, приподнятом на макушке; нижний - карикатура на бородатого человека, возможно, сирийца или финикийца, с широким носом, миндалевидными глазами и толстыми улыбающимися губами. Рот воина открыт. Под его подбородком - отверстие в форме гребешка, частично восстановленное, с угловыми надрезами на желто-коричневом краю. В верхней части его шлема, покрытого разбавленной глазурью, есть небольшой носик с отломанным кончиком. Волосы воина черные, а кожа светло-коричневая. Белки глаз правильно окрашены. По бокам ниже ушей установлена ​​двухканальная ручка.

У него коричневая кожа и большие белые глаза с черными зрачками; в отличие от воина, глаза обведены черным контуром. Длинная борода «сирийца» образует нижнюю часть ритона. http: // www.mfa.org/collections/object/»

Взято из группы в Контакте «НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ..НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ..НОВОСТИ»: https://vk.com/bookmarks?tag=3513032&z=photo-3073135_457269221%2Falbum-3073135_00%2Frev

Б. Сосуд для вина (кантарос) с головой осла. Аттика, ок. 500 г. до н.э. Британский музей. Взято из группы в Контакте «НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ..НОВОСТИ АРХЕОЛОГИИ..НОВОСТИ»: https://vk.com/bookmarks?tag=3513032&z=photo-3073135_457269225%2Falbum-3073135_00%2Frev

 

Глиняная посуда древнего Перу. Взято из группы в Контакте «Этника. Все краски мира»: https://vk.com/bookmarks?tag=3513032&w=wall-65539601_63011%2F163ec461f15237d1c5

Пара фигур. Доколумбова Америка. Культура индейцев Чанкай, 1100 – 1425 гг. н.э.

Крупные (высота 31 см) фигуры мужчины и женщины. Роспись выполнена в традиционной коричневой и черной цветовой палитре по светлому фону. На мужской фигуре остроконечный головной убор, в форме которого прослеживается влияние культуры Уари. Сквозные отверстия в ушах и ноздрях, характерный нос, глаза и рот подчеркнуты рельефом, аккуратные уши. Левая часть лица окрашена черным пигментом. Женская фигура отличается головным убором, а также тем, что правая и левая части лица окрашены коричневым пигментом. Ярко выражена половая принадлежность фигур. Изначально подобные фигуры облачали в одежду, но в данном случае она не сохранилась.

Правильные пропорции тела, качественная проработка рельефа, аккуратность исполнения – то, что отличает данную пару фигур от большей части керамики Чанкай.

Точных данных о функциональном использовании подобных фигур не сохранилось. Вероятно, они использовались в качестве компаньонов, либо стражей умерших, помещаемых в захоронения (Взято: https://vk.com/bookmarks?tag=3513032&w=wall-49883792_9744%2Fd6bbf699fe6282ae91, дата обращения 22.11.2019)

-Три цвета как основные особенно используются и во многих народных традиционных глиняных игрушках, иногда с их помощью акцентируется внимание на определённых точках фигур, имеющих, как правило, сакральное значение, т. е. обладающее Божественными качествами или уникальными благодатными свойствами, близкое или посвящённое Богу, отмеченное божественным присутствием.

1.Уточка. Начало XX в. Инжавинье Тамбовской губ. Русский музей.

2.Кукла. 1903. Инжавинье Тамбовской губ. Русский музей.

3.Кукла. 1894. Инжавинье Тамбовской губ. Русский музей.

4,5.Свистулька-всадник. Свистулька-дама. Начало XX в. Кожля Курской губ. И. В. Дружинин. Русский музей.

Крестьянка с миской. Кормилица. 1940. Каргопольский район Архангельской обл. Медведь. Свистулька-птица. Конец 1930-х гг. Каргопольский район Архангельской обл. И. В. Дружинин. Зверь. 1940. Каргопольский район Архангельской обл. Русский музей

Медведь с чашей. Каргопольская игрушка

 

 

Продолжение следует…



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.