Практическое занятие № 7. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ТОВАРОВ НА БАЗЕ ИССЛЕДУЕМЫХ ПАРАМЕТРОВ ПРОДУКЦИ». Ход работы.
ОП-51 Основы маркетинга
Практическое занятие № 7
«ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ТОВАРОВ НА БАЗЕ ИССЛЕДУЕМЫХ ПАРАМЕТРОВ ПРОДУКЦИ»
Цель работы: - уяснить понятие конкуренции, ее характерные признаки и виды; - научиться выявлять сильные и слабые стороны предприятия в конкурентном плане с помощью критериев конкурентоспособности;
Ход работы.
Ответы на вопросы: 1. Перечислить основные параметры, характеризующие конкурентоспособность товара. Существуют следующие основные параметры, характеризующие конкурентоспособность товара: 1. Технические параметры.Они включают: а) параметры назначения - свойства товара, определяющие области применения и функции, которые он предназначен выполнять (например, металлообработка, перевозка грузов, обработка сельхозпродукции); б) эргономические параметры, характеризующие соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения трудовых операций; в) конструктивные параметры, отражающие конструктивно-технологические решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров (надежность, долговечность и т.п.); г) эстетические параметры, характеризующие внешнее восприятие товара. 2. Нормативные параметры. Они характеризуют свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке, где его, предполагается продавать. В случае несоответствия товара действующим обязательным нормам он, не может использоваться для удовлетворения существующей потребности. 3. Экономические параметры. Они связаны с затратами покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара, затраты на транспортировку и хранение, монтаж и наладку, а также все текущие эксплуатационные: затраты - расходы на все виды ремонта, обучение персонала и т.д. 4. Организационные параметры. Они включают: а) систему скидок; б) условия платежей и поставок; в) комплектность поставки; г) сроки и условия гарантий и т.д.
2. Дать определение конкуренции. Конкуренция - это антагонистическая форма экономического соперничества, борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия приложения капитала с целью получения наибольшей прибыли.
3. Что такое конкуренция товара? Конкурентоспособность товара - решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама).
4. Что такое цена потребления? Чтобы удовлетворить свою потребность, покупателю недостаточно приобрести товар. Если это технически достаточно сложное изделие, то покупателю придется нести расходы по эксплуатации (платить за топливо, смазочное масло, запасные части, ремонт), оплачивать (если это товар производственного назначения) труд обслуживающего персонала, тратить деньги на его обучение, страхование и т.д. Таким образом, затраты покупателя состоят из двух частей: расходов на покупку (цена товара) и расходов, связанных с потреблением, называемых ценой потребления.
5. Для оценки конкурентоспособности ………….. Для оценки конкурентоспособности с учетом весомости факторов создается экспертная группа из высококвалифицированных специалистов численностью не менее 5 человек (один из руководителей или главный менеджер, конструктор, маркетолог, технолог, экономист). Система баллов наглядно показывает, что каждому фактору конкурентоспособности эксперт может присвоить от 1 до 5 баллов. Весомость факторов равна от 4 (качество товара) до 1 (эксплуатационные затраты).
6. Перечислить и кратко охарактеризовать методы оценки конкурентоспособности организаций и предприятия. Методы оценки конкурентоспособности фирмы. Оценка конкурентной позиции фирмы на отраслевом рынке позволяет: 1) разработать меры по повышению конкурентоспособности; 2) выбрать партнера для организации совместного выпуска продукции; 3) привлечь инвестиции в эффективное производство; 4) составить программы выхода фирмы на новые товарные рынки сбыта. Достижение поставленной цели возможно при наличии оперативной и объективной методике оценки конкурентоспособности. Рассмотрим некоторые методы оценки собственной конкурентной позиций фирмы на рынке.
7. Как рассчитывается показатель конкурентоспособности услуги торговли и предприятий ОП? Показатель конкурентоспособности услуги торговли и предприятий ОП рассчитывается как отношение обобщенного показателя качества услуги торговли и предприятий ОП (ПКут) и относительной стоимости приобретаемых товаров (С): П=ПКут / С. Показатель ПКут рассчитывается по формуле средней взвешенной арифметической: ПKут = m1*g1 + m2*g2 + m3*g3 + m4*g4 , где gi – комплексный показатель i-го свойства; mi – коэффициент весомости i-го показателя.
8. Как привести алгоритм оценки конкурентоспособности предприятия? Алгоритм определения конкурентоспособности предусматривает: -определение цели оценки; -определение областей (видов деятельности), учитываемых при анализе; -выбор базы сравнения; -определение характеристик, подлежащих измерению; -оценка выбранных характеристик; - расчет обобщенного, интегрального показателя конкурентоспособности; - выводы о конкурентоспособности.
9. Какие типы конкурентного поведения Вам известны? Выделяются три типа конкурентного поведения: креативный, приспособленческий и обеспечивающий. При первом виде конкуренции - креативном - конкуренты направляют всю мощь и творческую энергию на создание, каких - либо новых компонентов рынка, обеспечивающих им превосходство над соперниками (новые товары, новые технологии, новую организацию производства и управления им, новые формы распределения, рекламы и сбыта). Этот тип конкуренции самый творческий, он созидательный и как никакой другой выражает всё существо конкуренции. Именно он лежит в основе совершенной (чистой) конкуренции.
10. Какие методики оценки конкурентоспособности продукции Вам известны? Методики определения конкурентоспособности организации SWOT-анализ — это анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе, появляющихся возможностей и угроз. Показатели конкурентоспособности оцениваются по блокам: финансы, производство, организация и управление, маркетинг, кадровый состав, технология.
11. Перечислите основные уровни качества товара Основные уровни качества по многим видам товаров. Первый уровень - "соответствие стандарту". Качество оценивается как соответствующее либо нет требованиям стандарта (или другого документа на изготовление продукта - технические условия, договор и т.п.). Второй уровень - "соответствие использованию". Продукт должен удовлетворять не только обязательным требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям, чтобы пользоваться спросом на рынке. Третий уровень - "соответствие фактическим требованиям рынка". В идеальном варианте это означает выполнение требований покупателей о высоком качестве и низкой цене товара. Четвертый уровень - "соответствие латентным (скрытым, неочевидным) потребностям". Предпочтение у покупателей получают товары, обладающие в дополнение к другим потребительскими свойствами, удовлетворяющими потребности, которые у потребителей носили неявный, малоосознаваемый ими характер.
Вывод:Я научилась выявлять сильные и слабые стороны предприятия в конкурентном плане с помощью критериев конкурентоспособности.
|