|
|||
Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей 5–7 лет»Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей 5–7 лет» Мария Сизова 1.«Животные – наши друзья». Цель: Формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга. Ход беседы: Педагог предлагает детям послушать историю про котенка. «Котенок» Я нашла в саду котенка. Он мяукал тонко-тонко, Он мяукал и дрожал. Может быть, его побили Или сам он убежал? День с утра стоял ненастный, Лужи серые везде… Так и быть, зверек несчастный, Помогу твоей беде! Я взяла его домой, Накормила досыта… Скоро стал котенок мой- Загляденье просто! Шерсть - как бархат, Хвост – трубой… До чего хорош собой! (Е. Благинина) - Что чувствовала девочка, когда увидела брошенного котенка? (жалость, сочувствие). - Давайте покажем лицо девочки, нашедшей котенка. - Как чувствовал себя брошенный котенок? (Жалобно мяукал, дрожал. Ему было страшно и холодно.) - Давайте все вместе покажем брошенного котенка. (Взрослый обращает внимание на точную передачу образа потерявшегося котенка.) - Как девочка помогла котенку? - Каким стал котенок после того, как девочка взяла его домой? (Веселым, ухоженным, здоровым.) - Как бы вы поступили на месте девочки? 2. «Чем отличаются и чем похожи животные и растения». Цель: Обогатить детей знаниями об окружающем мире, способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представления о добре, милосердии. Ход беседы: - Ребята, вы много раз слышали слово «природа». Что оно, по вашему, означает? - Что вы понимаете под словами «живая и неживая природа»? - Мы с вами говорили о том, что в природе нет ничего лишнего, все и всё в ней взаимосвязаны. И если исчезает или вымирает определенный вид животных или растений, это ощущают все, в том числе и человек. Животные, растения и человек должны жить по законам добра, любви, уважения, взаимопомощи, милосердия. - Какие растения вам известны? Какие растения есть у нас здесь? Какие растения есть у вас дома? - Как вы думаете, растения живые? Если да, то почему? - Как, по- вашему, растения дышат, Как они питаются как растут? - Могут ли растения жить и развиваться в воде? Какие водные растения вы знаете? - Каких животных вы знаете? - На какие группы животных можно разделить? - Какие животные живут у нас здесь, у вас дома? - Как дышат животные на суше и в воде? - Чем питаются животные (домашние, дикие, крупные, мелкие? - У человека есть руки, а что есть у зверей, птиц, рыб? - У человека есть пальцы, а что есть у животных? У человека есть ногти, а у животных? - Как передвигаются животные и люди? Как передвигаются растения? - Что нужно животным для роста и развития? Что нужно для этого растениям? - Как вы думаете растения болеют? Болеют ли животные? Болеет ли человек? - Как умываются животные, люди, растения? - Какую пользу приносят растения? Какую пользу приносят животные? Человек? - Как реагирую животные, человек, когда их обижают? - Как реагируют растения, когда за ними не ухаживают постоянно? -Как вы считаете, любят ли животные и растения музыку? Как они на нее реагируют? - В каких случаях животные и человек испытывают боль? Когда испытывают боль растения? - Какие правила поведения животных и людей в природе вы знаете? - Как вы ухаживаете за растениями и животными в уголке природы детского сада и дома? - ребята, и растения и животные, и люди- все мы дети планеты Земля, и должны жить дружно, чтобы сохранить ее. Сегодня вы много нового узнали о животных и растениях. Когда придете домой, обязательно расскажите об этом своим близким. 3. «Ты -часть природы». Цель: Обогатить детей знаниями об окружающем мире, способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представления о добре, милосердии, культуре общения, создавать нравственные основы личности. Ход беседы: - Дети. На нашей планете Земля живут вместе народы разных стран, множество животных и растут разнообразные растения. Все мы дышим одним воздухом, пьем одну воду и все зависим друг от друга. В мире растений и животных нет ничего лишнего. Человек- часть природы, вне ее он не может жить. Растения и животные дают человеку пищу, одежду, кров. Если человек неправильно ведет себя с природой, уничтожает растения и животных, загрязняет реки, моря, землю, для него потом жизнь становится невозможной. Загрязнения воздуха и воды, заражение земли приводят к возникновению разных заболеваний и даже гибели людей. Уничтожение одних видов животных ведет к нарушению экологического баланса и гибели других их видов. Все вы знаете о красной книге. Помните о том: вы всегда должны бережно относится ко всему живому, что вас окружает, чтобы наша Земля не превратилась в пустыню. - Считаете ли вы животных своими друзьями? Почему? -Похожа ли жизнь животных и растений на нашу с вами жизнь? Если да, то чем? - Как за вами ухаживает мама? Надо ли так ухаживать за растениями, чтобы они ралли и цвели? - Если у вас вдруг не будет мамы, вам будет очень плохо? Если охотник убьет медведицу и медвежонок останется один, как он тогда будет жить? -Вам бывает больно, когда вам случайно наступят на ногу? Как вы думаете, растению больно, когда вы ломаете ветку, обрываете листок, цветок? - Если мама вас не будет кормить, забудет вам приготовить завтрак или обед, как вы себя будете чувствовать? Что будет, если не полить растение, не покормить животных, рыбок? - Если мама вас не будет умывать, мыть, какими вы тогда будете? Что будет с растением, если не протирать ему листочки? Как будет чувствовать попугай, если долгое время не чистить и не мыть ему клетку? - Как вы думаете, настроение человека и животных зависит от погоды? - Если бы вы были волшебником, в какого животного или растение вы бы хотели превратиться? Почему? Похожи ли они на вас? Чем? - Ребята, берегите природу, Берегите животных и растения. Они наши меньшие братья. 4. «Учимся доброжелательности». Цель: Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим, учить правильно выражать свое эмоциональное состояние в поведении. Ход беседы: (просмотр мультфильма «Варежка») - Ребята, послушайте, что я вам расскажу. Девочка Маша очень хотела завести себе собачку. Выйдя на улицу, она увидела, как ее друзья играли со своими животными. Маша попросила у своей подружки разрешения немного поиграть с ее щенком. Когда она его привела домой, то мама не разрешила ей оставить щенка. Отдав щенка, Маша загрустила и не заметила, как у нее выпала варежка на снег, которая вдруг превратилась в щенка. Маша очень обрадовалась своему новому – щенку. - О чем мечтала девочка Маша? - Почему мама не разрешала ей оставить в квартире щенка? - Почему Маша загрустила, когда ей пришлось вернуть подруге щенка? - Какое чудо произошло? - Как чувствовала себя Маша, когда вместо варежки увидела маленького щенка? - Как вы думаете, почему говорят: «Собака- друг человека». (Собака охраняет дом человека, спасает от беды. Она никогда не бросает своего хозяина). 5. «Берегите воду». Цель: Учить детей беречь водопроводную воду. Доходчиво объяснять детям, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств. Ход беседы: - Ребята, любите ли вы купаться в ванне и под душем? А умеете ли вы плотно закрывать кран? -Понимаете, только тот умеет правильно пользоваться водопроводной водой, кто следит, чтобы кран, когда вода уже не нужна, был плотно закрыт. Ребята, вспомните, для чего мы используем воду? А случалось ли так, что в кране не было воды? -Вот видите, как трудно приходится, если в кране нет воды. Ведь возможность пользоваться ванной, душем-это большое благо. И чтобы в кране всегда была чистая вода, многие люди затрачивают большой труд. Мы с вами уже говорили о том, что в реки и озера попадают грязные стоки, поэтому вода в них перестала быть чистой, и прежде чем она попадет к нам в кран ее приходится очищать. Помните, какие специальные приспособления для этого используют? Правильно, очистные сооружения. -А если кран останется открытым, то текущая из него чистая вода смешивается с грязной и тоже попадает в очистные сооружения, так что они вынуждены перерабатывать еще большее количество воды. С каждым годом качество чистой воды ухудшается, поэтому воду надо беречь и один из способов-не тратить воду попусту, плотно закрывать кран. 6. «Жалейкин». Цель: Расширять знания детей о правилах поведения в природном окружении. Ход беседы: - Ребята, послушайте, что я вам расскажу. Жалейкин — мальчик добрый. Когда видит рядом зло, очень страдает. И хочется ему вмешаться, все исправить и сделать доброе дело. Прибежал однажды Жалейкин на пруд и ахнул: туристы на берегу свой костер не залили, бумажки и тряпки не собрали, банки и склянки не закопали. - Вот неряхи! - вскричал Жалейкин - Как им не жалко портить такой бережок! Придется навести порядок. Соберу весь мусор и брошу в пруд. Снова стал бережок чистеньким и красивым. И пруд красивый: мусора на дне никому не видно. Но прибежали на пруд купальщики и порезали о склянки ноги. Рыболовы порвали об острые склянки лески к поломали о банки крючки. А рыбы в пруду от грязного хлама и ржавчины стали болеть и задыхаться. Хотел Жалейкин как лучше, а вышло хуже. Столько сразу стало вокруг недовольных! Всякое дело с умом делать надо, и уж если одно делаешь, то другое не порть! (Н. Сладков.) - Как относился Жалейкин к злу? Что возмутило его в поведении туристов? -Как Жалейкин навел порядок на берегу? К чему это привело? -Что следовало бы делать Жалейкину, чтобы вокруг было меньше недовольных? -Как вы оцениваете действия Жалейкина? Как бы поступили вы? 7. «Мальчик с ландышами». Цель: Воспитывать гуманное отношение к растительному миру. Ход беседы: - Ребята, послушайте рассказ. В воскресенье мальчик спешил по дороге из леса к поезду. В руке у мальчика были ландыши. Упругие стебли не помещались в ладони. Они вырывались, как живые, и падали на дорогу. Прохожие осторожно обходили эти нежные колокольчики. Мальчик вошел в вагон. Один пассажир объяснил ему, что губить душистые ландыши нельзя. Сорвешь цветок - погубишь семена. Не появятся новые цветы. С каждым букетом скудеет красота земного шара. Человек должен сохранить зеленый наряд Земли. - Почему ландыши вырывались, как живые, и падали на дорогу? С чем или с кем их можно сравнить? -Какие чувства вызывает у вас мальчик? -Почему некоторые мальчики и девочки да и взрослые, так себя ведут на природе? Дайте оценку такому поведению. 8. «Сурка». Цель: Вызвать у детей стремление беречь животных. Воспитывать милосердие, сострадание. Ход беседы: - В саду нашли маленького щенка. Мальчику стало жаль щеночка. Он закутал его шарфом. Принесли молоко. Мама ткнула малыша мордочкой в блюдечко. Он начал лакать молоко. Назвали щенка Суркой. Он очень полюбил мальчика и его маму. (По С. Аксакову.) -Почему щенок привязался к мальчику и его матери? - В чем проявилась их забота о нем? -Как поступили бы вы, если бы увидели где-то крошечного, ничейного щенка или котенка? 9. «Старая кепка». Цель: Воспитывать гуманное отношение к птицам. Ход беседы: - Мишутка и Оля спустились в овраг по тропинке. Над оврагом плыла большая черная туча. В кустах затрещало, будто кто-то обламывал ветки. Это из тучи падали тяжелые капли дождя. Дождь шел недолго. Мишутка вышел из-под груши, нагнулся и вытащил из куста старую мокрую кепку. В кустах послышался тихий треск. Показался мальчишка с круглым добродушным лицом. Ребята познакомились. Мальчика звали Вася. Он посмотрел на кепку и сказал:- Это моя. Я ее нарочно на куст положил, а сам спрятался от дождя в дупле вербы. - А кепку, зачем оставил? - спросила Оля. Вася раздвинул ветки куста, где Мишутка нашёл кепку: - Смотрите! Мишутка и Оля увидели гнездо. В нем было трое большеротых птенцов. - Туча видели, какая была, с градом? Вот я и прикрыл их сверху кепкой. - А как же другие птенцы? - спросила Оля. - На другие садятся птицы и прикрывают птенцов. А эти осиротели. Их родителей убил ястреб. - Как же они теперь? - грустно произнесла Оля. - Кормлю. Скоро уже полетят. Я тут все гнездо знаю, и мои птенцы не хуже других. Птенцы уже знали Васю. Когда он нагнулся над гнездом, они сразу же широко раскрыли рты и громко запищали, прося есть. (По Н. Омельченко.) -О чем вы узнали из разговора Васи с Олей и Мишей? -Что вы можете сказать о Васе? О выражении его лица? Как он заботился о птенцах? -Что знал мальчик о своих пт енцах? - Как встречали птенцы Васю? Почему радостно? -Приведите известные вам случаи любовного отношения человека ко всему живому. - Какие чувства вызывает у вас Вася? 10. «Кормушка». Цель: Способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представления о добре, милосердии. Ход беседы: -Сережа прибил за окном кормушку. Первыми стали брать корм воробьи. Однажды мальчик заметил среди них синичку. Сережа стал вешать кусочки сала для синички. -Каким представляется вам Сережа? Что в нем вызывает симпатию? - Как бы поступили вы и почему? - Какую пользу приносят птицы? 11. Птичка. Цель: Способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представления о добре, милосердии. Ход беседы: - Поймал Сережа чижа и посадил в клетку. Однажды мальчик забыл закрыть дверцу. Птичка вылетела. Полетел чижик к окошку и ударился в стекло. Поднял Сережа птичку. Чижик тяжело дышал. Скоро он умер. С тех пор Сережа перестал ловить птиц. (По Л. Толстому) -Почему Сережа больше никогда не ловил птиц? -Почему ему было тяжело смотреть на страдания и смерть птички? - В чем был виноват Сережа? Список использованной литературы: 1. Алябьева Е. А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» -М.:ТЦ Сфера, 2003 г. 2. В. И. Петрова,Т. Д. Стульник «Этические беседы с детьми 4–7 лет:Нравственное воспитание в детском саду». Пособие для педагогов и методистов -М.:ТЦ Сфера,2010г 3. Семенака С. И. «Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет». – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005г. 4. Павлушенко Н. И. «Этические беседы по экологии» Надым: МОУ ДОД «Центр детского творчества», 2005г.
|
|||
|