Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Билль о правах.



Билль о правах.

Оригинальный текст федеральной конституции не содержал в себе особой статьи или раздела, посвященного гражданским правам и свободам, хотя в некоторых из них в основном содержались отдельные предписания.

Подобного рода забвение гражданских прав и свобод вызвало огромное недовольство демократически настроенных слоев населения и даже поставило под угрозу ратификацию

конституции. Уже в июне 1789 г. в первый конгресс, созванный на основе конституции, по предложению Д. Медисона

были внесены первые 10 поправок, которые к декабрю 1791 г.

были ратифицированы штатами и одновременно вступили в

силу. Поправки, составляющие Билль о правах, равнозначны

по своему значению определению правового статуса американского гражданина. Поправка X вообще не касалась гражданских прав, IX устанавливала принцип недопустимости

ограничения прав граждан, прямо не упомянутых конституцией. Поправка III, регулирующая порядок постоя солдат в

мирное и военное время, в современную эпоху стала анахронизмом. В остальных семи поправках говорилось о политических и личных правах и свободах. Так, поправка I говорила о

свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями; II поправка гарантировала народу право хранения

и ношения оружия; IV поправка провозглашала неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества. В поправке

V говорилось о суде присяжных и процессуальных гарантиях, о запрете безвозмездного изъятия частной собственности. Поправки VI, VII и VIII были посвящены процессуальным принципам и гарантиям, в них определялся круг уголовных и гражданских дел, которые должны были рассматриваться с участием присяжных заседателей. Эти же поправки запрещали чрезмерные налоги и штрафы, а также

жестокие и необычные наказания.

Принятие Билля о правах явилось несомненной победой американской демократии. В то же время следует иметь

в виду, что этот документ, как и сама конституция, ничего

не говорит о социально-экономических правах и свободах.

Содержащиеся в Билле о правах краткие предписания получили подробнейшее истолкование в многочисленных решениях Верховного суда, а также детализированы в сотнях

актов Конгресса.

Создание федерального государственного аппарата.

К моменту вступления в силу Конституции 4 марта 1789 г.

(в этот же день собрался на свою первую сессию первый

Конгресс США) вновь созданная федеративная республика,

раскинувшаяся вдоль Атлантического побережья на 2 тыс.

миль, переживала трудное время: конфедерация оставила

после себя пустую казну и государственный долг; хотя таможенные пошлины были введены, но не было аппарата

для их сбора; аппарат исполнительной власти отсутствовал

так же, как и федеральная судебная система; армия состояла всего лишь из 672 офицеров и солдат. И это — в

условиях социальных неурядиц, экономического хаоса, сепаратистских тенденций. Международная обстановка была

также весьма сложной и чревата опасностями.

Глава 2. Соединенные Штаты Америки 39

После 30 апреля 1789 г., когда в должность первого президента США вступил Дж. Вашингтон, в спешном порядке

создается аппарат исполнительной власти. Принимаются

законы о создании первых департаментов — государственного, военного и финансового. Учреждается должность Генерального атторнея. В феврале 1790 г. собирается на свое

первое заседание Верховный суд.

В сентябре 1789 г. Конгрессом принимается Закон о

судоустройстве, который закладывает юридическую базу

федеральной судебной системы. Согласно этому закону,

Верховный суд состоял из главного судьи и 5 ассоциированных судей (впоследствии численность Верховного суда

неоднократно менялась, но с 1869 г. она неизменна — 9 судей). США разделялись на 13 судебных районов, которые,

за исключением Мэна и Кентукки, объединялись в три судебных округа. Таким образом, учреждалась трехзвенная

судебная система федерации, организационно не связанная

с судебными системами отдельных штатов. Кроме того, Закон 1789 г. заложил основы атторнейской службы в США.

Огромное значение для судебной власти США имело

решение Верховного суда по "делу Мэрбери против Мэдисона", вынесенное в 1803 г. Суть дела такова. Некий В. Мэрбери попросил суд издать судебный приказ, обязывающий

государственного секретаря Дж. Мэдисона выдать ему патент на занятие должности мирового судьи в федеральном

округе Колумбия, на которую он был должным образом назначен. Рассматривая это дело, верховный судья Дж. Маршал пришел к заключению, что ст. 13 Закона о судоустройстве 1789 г., уполномочивающая суд издавать подобного рода

приказы, противоречит предписаниям конституции США.

Таким образом, был сформулирован принцип "любой закон,

противоречащий конституции, ничтожен", который был положен в основу доктрины и практики конституционного

надзора.

В первые три десятилетия закладываются основы статутного права федерации. Конгресс принимает в 1789 г. "пакет законов", в который вошли Законы о натурализации,

Закон об иностранцах, Закон о враждебных иностранцах,

Закон о мятеже. Последний предусматривал наказание по

суду за преступный сговор с целью свержения правительства, за распространение порочащих сведений о правительстве США, конгрессе и президенте. Этот закон явно проти-

40 Раздел I. История государства в новое время

воречил предписаниям Декларации независимости и Билля

о правах.

В первые два десятилетия после вступления в силу

конституции были приняты XI и XII поправки. Первая из

них, принятая по настоянию сторонников ограничения власти союза и расширения прав штатов в 1795 г., устанавливала иммунитет штатов от судебного преследования со стороны граждан другого штата или иностранцев. XII поправка (1804) дополнила процедуру избрания президента, введя

раздельное голосование за кандидатов в президенты и вицепрезиденты.

Политические партии. Американская конституция полностью игнорировала партии. В то время в общественном

мнении существовала острая неприязнь к партиям, или, как

их тогда называли, фракциям. Выборы первого президента и

конгресса носили непартийный характер. Однако практика

показала, что пришедший к власти буржуазно-плантаторский блок не может быть монолитным. Первая администрация Дж. Вашингтона по видимости была монолитной, но уже

тогда существовали серьезные разногласия между А. Гамильтоном, возглавлявшим казначейство, и государственным секретарем Т. Джефферсоном. Оба они убедили Дж. Вашингтона выдвинуть свою кандидатуру на второй срок. Открытый

раскол произошел летом 1793 г., когда Джефферсон заявил о

своей отставке. Хотя она была удовлетворена только к концу

того года, фактически партии уже стали реальностью политической жизни. Федералисты, возглавляемые А. Гамильтоном, выражали интересы промышленного Севера, а демократические республиканцы Т. Джефферсона опирались прежде всего на рабовладельческие штаты Юга. Первоначально

партии действовали как фракции в конгрессе, затем созданные ими кокусы (собрания партийных фракций) стали органами, с помощью которых выдвигались кандидаты. Уже к

концу первого десятилетия существования республики партии практически монополизировали выборы. В 1796 г. выборы президента носили уже откровенно партийный характер.

Первые два президента — Дж. Вашингтон и Д. Адаме —

были федералистами. В 1800 г. в результате раскола голосов

коллегии выборщиков палатой представителей был избран

президентом республиканец Т. Джефферсон. К этой же партии принадлежали президенты Дж. Медисон (1809—1817),

Дж. Монро и Дж. Адаме (1825—1829).

Глава 2, Соединенные Штаты Америки 41

Сложившаяся в тот период двухпартийная система, не

имевшая еще четкого организационного оформления, просуществовала до 1824 г. Состоявшиеся в этом году президентские выборы свидетельствовали о распаде партийной

системы, состоявшей из джефферсоновских республиканцев и федералистов. Формирование новых партий, заменивших старую двухпартийную систему, шло в сложных

условиях, ибо в американском обществе еще не закончилась классовая дифференциация.

В 1828 году на смену джефферсоновским республиканцам приходит Демократическая партия, в создании которой

решающую роль сыграл президент Э. Джексон (1829—1837).

В 30-х гг. на развалинах партии федералистов возникает

новая политическая организация буржуазии Севера — виги.

В это же время на смену кокусам приходят национальные

партийные конвенты, монополизировавшие процедуру выдвижения кандидатов в президенты, возникает система ротации ("система добычи"), согласно которой смена партийной принадлежности президента сопровождается заменой

федерального аппарата по партийному признаку.

Двухпартийная система "демократы—виги" отличалась

некоторыми особенностями от своей предшественницы. Специфической чертой этой системы было то, что ни одна из

главных партий не обладала преобладающим влиянием в

традиционных регионах своего первоначального возникновения. Отсутствие четкого идейного противостояния, свойственное первоначальным партиям, обусловило и пестроту

их массовой базы.

Резкое обострение противоречий по вопросу о рабстве

поставило в 50-е гг." XIX в. обе партии в крайне тяжелое

положение. Попытки спасти систему "демократы—виги" закончились полным провалом. В результате серии расколов

Демократическая партия превратилась в экстремистскую

рабовладельческую фракцию. Сложная внутрипартийная

борьба происходила и в лагере вигов. В конечном счете они

сошли с политической арены, и в 1854 г. была создана Республиканская партия, выступившая с критикой системы рабовладения.

Территориальное расширение США. В период от принятия конституции до начала Гражданской войны в 1861 г.

территория США увеличилась в несколько раз за счет покупок и прямой агрессии. В 1803 г., пользуясь благоприят-

42 Раздел I. История государства в новое время

ной ситуацией, Т. Джефферсон за 15 млн. долл. купил у

Наполеона огромную Луизиану, простиравшуюся от Мексиканского залива до Канады. Эта сделка, совершенная вопреки конституции и помимо Конгресса, удвоила первоначальную территорию США. В результате американо-мексиканской войны 1846—1848 гг. Мексика уступила США Техас, Калифорнию, Аризону, Нью-Мексико, Неваду, Юту и

часть Колорадо, площадь которых превышала территории

Германии и Франции. В последующие десятилетия США

осуществляли территориальную экспансию теми же методами. В 1867 г. царь Александр II продал огромную Аляску

(ее площадь почти в три раза больше Франции) американцам за ничтожную сумму (7,2 млн. долл.). В результате испано-американской войны 1898 г. США захватили ПуэртоРико, о. Гуам, Филиппины, оккупировали формально объявленную независимой Кубу. Тем самым было положено

начало имперской геополитики мирового господства.

Гражданская война 1861—1865 гг. Противоречия между рабовладельческим Югом и промышленным Севером в

первые три десятилетия существования США стали быстро нарастать по мере экономического подъема рабовладельческих штатов. Огромные прибыли, которые приносил рабский труд на плантациях, производивших хлопок, сахарный тростник и табак, требовали новых рабов и новых территорий. После принятия Иллинойса в состав союза в стране оказалось 11 свободных штатов и ДО рабовладельческих.

Для того чтобы поддержать сложившийся баланс между

рабовладельческими и свободными штатами, в 1820 г. конгресс принял закон, согласно которому в состав союза одновременно вошли рабовладельческий штат Миссури и свободный штат Мэн. Кроме того, была одобрена резолюция,

устанавливавшая северную границу распространения рабства западнее реки Миссисипи. Эта политическая сделка,

получившая название первого Миссурийского компромисса, представляла собой попытку поддержания исторического равновесия представительства рабовладельческих и свободных штатов в сенате. Дальнейшие уступки рабовладельцам в вопросе о рабстве во вновь образуемых штатах (НьюМексико, Юта) привели ко второму Миссурийскому компромиссу 1850 г., согласно которому население соответствующих территорий само решало, быть ли им свободными

или рабовладельческими штатами. Преобладание рабовла-

Глава 2. Соединенные Штаты Америки 43

дельцев в федеральных органах власти позволило им в 1854 г.

отказаться от Миссурийских компромиссов, в результате

всякие ограничения распространения рабовладения на другие штаты и территории были ликвидированы.

Избрание в ноябре I860 г. на пост президента видного

сторонника отмены рабства, одного из организаторов Республиканской партии А. Линкольна, показало изменения в

соотношении общественных сил в пользу аболиционистов и

означало крах многолетней политической гегемонии рабовладельцев.

В конце 1860 — начале 1861 г. правящие рабовладельческие круги 13 южных штатов пошли на крайнюю меру —

на сецессию, т. е. на выход из федерации и на провозглашение в феврале 1861 г. Конфедеративных штатов Америки.

Вскоре после официального вступления А. Линкольна на

пост президента (в марте 1861 г.) конфедераты подняли

мятеж, пытаясь насильственно свергнуть конституционное

правительство, провозгласили новую конституцию Конфедеративных штатов Америки. Стремясь распространить

рабовладельческие отношения на территорию всего союза,

конфедераты начали 12 апреля 1861 г. Гражданскую войну,

которая продолжалась четыре года и закончилась 26 мая

1865 г.

Победа капиталистического Севера была исторически

предрешена, но коренной перелом в ходе Гражданской войны, который первоначально был более благоприятен для

южан, наступил после решения принципиального вопроса

буржуазно-демократической революции — вопроса о рабстве. Первоначально рабство на территориях взбунтовавшихся штатов было отменено Прокламацией президента

А. Линкольна от 1 января 1863 г. Затем, по окончании Гражданской войны (1865), была принята XIII поправка к конституции, которая предписала: "В Соединенных Штатах или каком-либо месте, подчиненном их юрисдикции, не должны существовать ни рабство, ни подневольное услужение, кроме

тех случаев, когда это является наказанием за преступление,

за которое лицо было надлежащим образом осуждено".

Гражданская война привела к серьезным изменениям

в правовой и политической системе США. Важное значение

имели положения XIV поправки, которые запретили штатам принимать законы, ограничивающие льготы и привилегии граждан США; запретили штатам лишать кого-либо

44 Раздел I. История государства в новое время

свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры или отказывать кому-либо в пределах своей юрисдикции в равной защите законов.

Две эти поправки создали юридические условия не только для освобождения негров, но и уравнения их в правах с

белыми гражданами. Однако прогрессивные предписания

XIII и XIV поправок были "торпедированы" решениями Верховного суда 1883 и 1896 гг., признавшими неконституционным Закон о гражданских правах 1875 г. и конституционными законы штатов, устанавливавшие "раздельные, но равные возможности" для белых и черных. Последняя "поправка

Гражданской войны" — XV, принятая в 1870 г., запрещала

дискриминацию на выборах: "Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно отрицаться или ограничиваться

Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку расы, цвета кожи либо в связи с прежним нахождением в подневольном услужении". Однако постановления

этой поправки были в течение века мертвы для бывших

рабов.

Важным последствием Гражданской войны было значительное усиление президентской власти при А. Линкольне, которое фактически оказало существенное влияние на

развитие этого института в течение всей последующей истории США и закончилось установлением "имперской президентской власти".

Кровопролитная Гражданская война оставила Юг в состоянии экономического и политического хаоса. Понадобилось 12 лет реконструкции (1865—1877), чтобы полностью

интегрировать южные штаты в союз. Нормализация наступила лишь после вывода федеральных войск из штатов разгромленной конфедерации. С этого времени новая демократическая партия полностью захватывает влияние в этом

регионе. Начинается бурное развитие капитализма на Юге,

социально и экономически оба исторических региона США

становятся все более одинаковыми, хотя многие различия

сохраняются до сих пор.

С момента окончания Гражданской войны до начала

XX столетия в США произошли гигантские изменения во

всех сферах жизни общества. Из аграрной республики, какой она была еще в 60-х гг. XIX в., страна превратилась при

президентах У. Мак-Кинли и Т. Рузвельте (в конце XIX —

начале XX в.) в индустриальную державу. За 40 лет населе-

Глава 2. Соединенные Штаты Америки 45

ние США возросло с 31 до 76 млн. человек. За это время в

страну прибыло 15 млн. иммигрантов, из которых значительную часть составляли выходцы из Восточной и Южной

Европы. Быстрыми темпами росли крупные промышленные

города: Нью-Йорк, Чикаго, Питсбург, Кливленд, Детройт. В

состав союза было принято 12 новых штатов. Исчезла "граница", разделявшая американизированные территории и

"дикий Запад". Индейские племена были изгнаны со своих

исконных земель и насильственно переселены в резервации. Уничтожение класса плантаторов широко распахнуло

двери для бурно развивающегося капитализма. Возникают

тресты, акционерные общества, банки, которые занимают

командные посты в экономике. Одновременно углубляется

классовая поляризация общества, бурно растет и приобретает организованный характер стачечная борьба. Если в свое

время острота капиталистических противоречий смягчалась

наличием "свободных земель" на Западе, то к концу XIX в.

этот фактор перестал действовать.

В эти же годы возникают массовые рабочие организации. В 1869 г. был создан Благородный орден рыцарей труда, который защищал принципы промышленной демократии.

В 1876 году была образована Социалистическая рабочая

партия. Важным событием в развитии американского профсоюзного движения явилось создание в 1886 г. Американской

федерации труда (АФТ), которая в последующие десятилетия являлась опорой профсоюзного движения. Существенную роль в развитии американского рабочего движения сыграла профсоюзная организация социалистической ориентации Индустриальные рабочие мира, созданная в 1905 г.

Государство США в конце XIX — начале XX в. Превращение США в мировую державу, обладающую собственной колониальной империей, сопровождалось существенными изменениями во всех подразделениях политической

системы. Однако эти изменения, в целом направленные на

расширение функций центральных органов власти, далеко

не всегда находили свое выражение в правовой системе.

Большей частью они носили фактический характер и были

инкорпорированы не в юридическую, а в фактическую конституцию (американцы говорят: "живая конституция"). На

этот период приходятся только две поправки к конституции — XVI и XVII, ратифицированные в 1913 г. XVI по-

46 Раздел I. История государства в новое время

правка существенно расширила налоговые полномочия Конгресса. С тех пор устанавливаемые им подоходные налоги

составляют основную часть бюджетных поступлений. XVII

поправка отменила старый порядок назначения сенаторов

и ввела прямые выборы. Эта мера не только демократизировала процедуру формирования сената, но и существенно

повысила его престиж и влияние.

Важное значение для конгресса имела "парламентская

революция" 1910 г., в результате которой до этого всемогущий спикер палаты представителей был лишен права назначения членов всех постоянных комитетов палаты и членства в весьма важном комитете правил, определяющем порядок процедуры прохождений биллей и резолюций. Эта

мера способствовала установлению более гибких отношений постоянных комитетов с влиятельными группами давления, так как в комитетах устанавливалось то же соотношение представителей партий, что и в палатах конгресса.

Одновременно были приняты меры к ликвидации намеренной затяжки законодательной процедуры (непрестанно повторяющееся по требованию меньшинства проведение поименного голосования с целью определения кворума). Все

это способствовало повышению эффективности работы конгресса.

После убийства в сентябре 1901 г. президента У. МакКинли главой исполнительной власти стал Т. Рузвельт, который после переизбрания в 1904 г. занимал эту должность

до 1909 г. При нем окончательно закончилась эра "правления конгресса", т. е. его относительная независимость от

президентской власти. Предшествующие президенты (Гаррисон, Кливленд и Мак-Кинли) считали себя агентами конгресса, т. е. истолковывали президентскую власть в парламентарном духе. Т. Рузвельт не только на практике продемонстрировал верховенство президентской власти во внутренней и внешней политике, он сформулировал свою собственную концепцию сильной президентской власти, подотчетной не конгрессу, а непосредственно народу.

С именем Т. Рузвельта связан первый серьезный кризис, потрясший сложившуюся после окончания Гражданской войны двухпартийную систему. На президентских выборах 1912 г. Т. Рузвельт пошел на раскол с Республиканской партией и выдвинул свою кандидатуру в президенты

от Прогрессивной партии. Собравшийся в августе 1912 г. в

Глава 2. Соединенные Штаты Америки 47

Чикаго Национальный конвент новой партии принял платформу, в которой сокрушительной критике была подвергнута старая двухпартийная система. Признавая корпорации "существенной частью современного бизнеса", платформа в то же время выдвигала ряд радикальных требований:

демократизировать процедуру выдвижения кандидатов,

предоставить избирательные права женщинам, обуздать

избирательную коррупцию, улучшить условия труда рабочих, запретить детский труд, установить минимум зарплаты и т. д. Прогрессивная партия сумела собрать около 4

млн. голосов и получить 88 мест в коллегии выборщиков

(кандидат Демократической партии получил соответственно 6 млн. голосов, 435 мест в коллегии выборщиков). Это

был успех Рузвельта и поражение Республиканской партии. Но третьей партией Прогрессивная партия так и не

стала



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.