Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Музыка-6класс, 02.02.2021г. Музыкальное приветствие



               Музыка-6класс, 02.02.2021г

Тема: «Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки»

 Цель: Познакомить с древнерусским профессиональным музыкальным искусством (истоки, направления, этапы развития от знаменного распева до партесного пения) как частью памятника отечественной культуры, как одной из важнейших сторон в храмовом синтезе искусств.

1.Музыкальное приветствие

Учитель: - Здравствуйте мальчишки. (поют мальчики: Здравствуйте!)

-Здравствуйте девчонки. (поют девочки: Здравствуйте!)

-Здравствуйте весь 8 класс. (поют все: Здравствуйте!)

Я очень рада с вами обсудить такой вопрос в духовной музыке, как знаменный распев.

2. Сегодня мы постараемся разобраться  с такими музыкальными терминами, как духовное песнопение или знаменный распев, богослужебные книги, таблица знамен.

 3. Послушаем два  музыкальных отрывка из произведений наших великих земляков и попробуем уловить традиции, на которые опирались авторы этой музыки.

Фонограмма 1. Глинка, хор «Лель таинственный» из оперы «Руслан и Людмила».

Фонограмма 2. Римский-Корсаков, увертюра «Светлый праздник».

   Учитель. Что общего у всех этих двух  мелодий? Они одноголосны, звучат архаично, грозно, мощно.

 В создании этих тем композиторы опирались на древние духовные песнопения, которые назывались знаменным распевом.                                

Рисунок 1.Васнецов. Крещение князя Владимира.

  Греческая царевна Анна, ставшая женой князя Владимира, привезла с собой в Киев православных священников, певчих, богослужебные книги. Посмотрим, как выглядела                                        одна из таких книг.                                       

Рисунок 2. Рукописная книга.

Книги делались из пергамента – телячьей кожи, позже – из бумаги с водяными знаками, которые видны на просвет. Бумага и сами книги были очень дорогими, писались от руки и богато украшались рисунками и орнаментом.

.

Рисунок 3. Рукопись знаменного распева.

     На этой странице мы видим слова молитвы по-церковнославянски. В этом языке  было по две разные буквы для звуков «е», «и», а в конце многих слов ставилась «ять»- твердый знак, который не произносится. Попробуем прочитать старинную вязь…  (Дети пытаются читать по церковно- славянски). Но самое необычное в этой рукописи - это значки над буквами, которые являются нотными знаками, «крюками

Рисунок 4. Таблица знамен.

Только благодаря киноварным пометам ученые смогли расшифровать знаменный распев и записать его нотами. Точка обозначала середину звукоряда, ноту ми, «н», то есть «ниже»- это ре, «м» - фа. Значок, напоминающий букву «с» – стояние на той же ноте, «в», или «выше» расшифровывается как нота ля.  Давайте запишем звукоряд знаменного распева нотами, а над ними проставим красной ручкой киноварные пометы (дети работают с нотными станами).  Зная, что обозначает каждая помета, попробуем спеть напев… (поем ре-ми-фа,фа,фа-ми-фа,фа,фа,фа,фа-ми-фа-ре.  Нам было трудно петь, т.к. крюки не были знаками для чтения с листа, они лишь напоминали певчим выученную ими ранее мелодию.

Рисунок 5. Клиросный хор в монастыре.

  -Как называется  фактура этого песнопения? Правильно, унисонной. Унисонное пение дает возможность поющим и молящимся слиться в единой мысли, в едином порыве души.

- Как вы думаете, имеет ли смысл хранить знание о крюках, уметь петь по ним? Безусловно, да, так как это достояние нашей истории. Кроме того, для христианина крюки сами по себе являются источником знания, нравственного воспитания. Знамена означают некоторые духовные истины, как бы дают духовные советы. Так, крюк означает «крепкое ума блюдение от зол», палка – «послушание Бога ради без прекословия», змейца – «избежание земной славы и суеты мира сего».

Рисунок 6. Никольский собор в Петербурге, ХVIII век и храм Покрова на Нерли, ХIII век

 Партесное пение нашло одобрение в верхах – у патриарха Никона, царя Алексея Михайловича, а позже у императора Петра I.  Его детище – Петербург, построенный в европейских традициях, предполагал звучание в церквях духовной музыки также европейского стиля .

4.Ребята, прошу вас выполнить задания, выделенные в конспекте.

5. Домашнее задание. Прошу вас, просмотреть презентацию к уроку(записать в музыкальные дневники новые музыкальные термины)

  

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.