|
|||
Урок музыки в 4 классе. Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».. Орг. момент.. Музыкальная угадай-ка.. Содержание занятия.Урок музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин». Цели: Ø Познакомить детей с понятием «опера». Ø Познакомить учащихся с творчеством русского композитора М.И.Глинкой. Ø Познакомить с содержанием Оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки. Ø Учить учащихся внимательно слушать классическую музыку и определять ее характер. Ø Развивать умение рассуждать о роли музыки в жизни человека. Ø Воспитание музыкальной культуры. Оборудование: учебник 4 класс (автор: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина), компьютерное оборудование, портреты композиторов (Л.В. Бетховен, М.И. Глинка), схемы, фонотека, словарь эстетических эмоций, мультимедиа презентация, иллюстрации оперных сцен и декораций. Музыкальный материал: фрагменты «Патетической сонаты» (Сонаты № 8) – Л.В. Бетховен, фрагменты из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».
Ход урока: 1.Орг. момент. Приветствие. 2.Музыкальная угадай-ка. -Что за музыкальный фрагмент? -Где вы его могли услышать? - Что такое соната? - Что вы можете рассказать об авторе этого произведения После прослушивания характеристика каждой части. 3.Содержание занятия. Тема нашего урока: Опера «Иван Сусанин» М.И Глинки. Михаил Иванович Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. В детстве он обучался игре на фортепиано и скрипке. Переехав в 1817 году в Петербург, будущий композитор усиленно занимался музыкой, участвовал в любительских концертах. К 1822 году относятся его первые творческие опыты: вариации на мелодии модных романсов и арий. Затем появляются собственные романсы, инструментальные пьесы. К 1829 году относится первая публикация его сочинений. В 1830-1834 годах Глинка жил в Италии, Австрии и Германии, знакомясь с музыкальной культурой этих стран, совершенствуя свои познания в области теории музыки. В этот период были созданы первые зрелые произведения, а по возвращении на родину Глинка осуществил заветный замысел национальной героической оперы. Создание "Ивана Сусанина" (1836) имело огромное значение для дальнейшего развития русской музыкальной культуры. Высокой творческой зрелостью отмечена вторая опера композитора-"Руслан и Людмила" (1842). Образы народной поэтической фантазии, запечатленные в юношеской поэме Пушкина, воплотились в опере Глинки с подлинно эпическим размахом. В последний период жизни творческая активность Глинки несколько снизилась. Крупные замыслы этих лет - опера "Двумужница" и симфония "Тарас Бульба" - остались неосуществленными. Глинка умер 3 (15) февраля 1857 года в Берлине. Но в течение года после смерти, по настоянию его сестры, тело было привезено в Россию и захоронено в Санкт-Петербурге. - Что такое опера? Опера- музыкально - театральное произведение, содержание которого передается через музыку и пение. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 вв. В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера увертюра( антракты). Иногда опера включает балетные сцены, разговорныйдиалог, мелодраму. - Кто такой «Иван Сусанин»? Иван Осипович Сусанин- это реальный человек, крестьянин, совершивший патриотический подвиг в 1613 году. Москва была уже освобождена от польских захватчиков, но их отряды еще находились на русской земле. Один из таких отрядов хотел захватить в плен царя Михаила Федоровича, жившего недалеко от Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин, которого враги пытались сделать своим проводником, завел поляков в глухой лес и погубив их, погибает при этом сам. В основу содержания оперы лег этот исторический факт. Сегодня мы послушаем «Арию Сусанина». Сусанин понимает, что смерть не минуема и уже совсем близка и исполняет свою прощальную песню, в которой прощается со своей Родиной и своей жизнью. Во время прослушивания определите характер музыки с помощью словаря эстетических эмоций. -Какая по характеру музыка «Арии Сусанина»? Заканчивается опера хором «Славься, Русь моя! (слушание) При прослушивании определите характер музыки. - Какая музыка по характеру? - Какое впечатление на вас произвело это произведение?
На прошлом уроке мы познакомились с калмыцкой народной песней «Дурна дун». - Кто сочинил эту песню? Слушание. Исполнение.
4.Итог урока. - О чем мы говорили сегодня на уроке? -Какая тема нашего урока? -Что такое опера? -С творчеством, какого композитора, мы сегодня познакомились? -Что вы можете о нем рассказать? - О чем опера «Иван Сусанин»? - Какие фрагменты оперы мы слушали сегодня? -Дайте им характеристику. - Только ли крестьянина Ивана Сусанина прославляет опера М.И. Глинки? - Какой музыкальный инструмент усиливает торжественность заключительных хоров?
|
|||
|