Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анатолий Соловьяненко.



 

Тема: Музыкальная жизнь Донбасса

Цель:

· Познакомить с творчеством композиторов и музыкантов, с юными дарованиями родного края.

· Повторить правила поведения в общественных местах.

· Развивать эстетические вкусы, обогащать словарный запас.

· Воспитывать эстетический вкус, любовь к искусству

Оборудование: фотографии известных композиторов и музыкантов Донбасса и их

произведения.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

Музыкальное приветствие:

«Утром солнышко встаёт,

В школу нас оно зовёт.

Я пришла сегодня в класс

Очень рада видеть вас.

Добрый день, ребята!

Добрый день!»

Посадка:

-А теперь мы сядем по жесту моей руки.

- Я рада вас приветствовать на уроке гражданственности в этом красивом храме искусства. И, надеюсь, что наше общение пройдёт в светлом, мажорном настроении.

- Посмотрите внимательно на доску. И скажите о чём мы будем сегодня говорить?

- Да, на наших уроках мы будем говорить о музыкантах и композиторах Донбасса.

- Знаете ли вы как сочиняются композиторские песни?

 

- А как сочинялись народные песни?

Известный русский поэт Геннадий Серебряков задаёт вопрос в своих стихах:

 

Ты откуда русская зародилась музыка?

Может в чистом поле? Может в небе чистом?

В радости иль в боли, или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда боль в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась с самого начала?

Как же ты явилась, как ты зазвучала?

- Как вы считаете как появились русские песни? (….)

А вот как поэт сам отвечает на этот вопрос:

Пролетели утки, уронили дудки.

Пролетели гуси, уронили гусли.

Их порою вешней нашли, не удивились.

Ну, а песни?

С песней на Руси родились!

Вот, оказывается, как рождались песни на Руси. И действительно, с песней на Руси человек рождался, песней его провожали в последний путь. Песня – душа народа.

 

Донбасс богат своим творческим потенциалом. Музыкальная донецкая школа воспитала и продолжает воспитывать профессионалов самого высокого уровня. Издания выставки рассказывают о жизненном и творческом пути выдающихся донецких мастеров и педагогов академической школы. Ее величество Музыка стала для них смыслом, судьбой и самой жизнью.

- Сегодня мы совершим путешествие в музыкальную школу Донецка и познакомимся с удивительными композиторами и музыкантами. Но для этого нам надо вспомнить правила поведения в общественных местах.(ответы детей).

- И так, я вижу, что все готовы. В Добрый путь! Первый с кем мы познакомимся это будет.

Анатолий Соловьяненко.

Врожденный редкий талант, долгие годы профессионального обучения у донецкого педагога Александра Коробейченко, в классе профессора Киевской консерватории Елизаветы Чавдар, профессора театра Ла Скала Дж. Барра, постоянный упорный труд вывели Анатолия Соловьяненко к вершинам мирового оперного искусства. Выдающийся тенор на протяжении творческой жизни воплотил на сцене более 20 партий в операх русских, украинских и зарубежных композиторов, исполнил более десяти программ камерного репертуара, куда вошли арии, романсы, народные песни. Многие годы отданы певцом оперным сценам Донецка и Киева. Он выступал также на лучших сценах России, Западной Европы и США.

(Прослушивание произведения. Обсуждение прослушанного)

 

Николай Момота – еще одного выдающегося донецкого тенора, народного артиста УССР, профессора Донецкой музыкальной академии им. С. С. Прокофьева. Это рассказ о судьбе мальчика из донецкого села, который стал известным певцом. Обладатель звонкого, яркого по тембру голоса окончил Ленинградскую консерваторию и более 30 лет отдал донецкой опере. В репертуаре Николая Момота были все ведущие теноровые партии, что позволяло ему выступать на сценах лучших оперных театров ближнего и дальнего зарубежья. Своим искусством он покорял любителей оперы на ее родине – в Италии.

(Прослушивание произведения. Обсуждение прослушанного.)

Станислав Савари. Знаменитый музыкант-ансамблист, профессор Донецкой музыкальной академии, все свои знания и опыт отдает студентам по классу фортепианного ансамбля. Известен и любим как популяризатор музыки, ведущий музыкальных программ, которые он готовит совместно с донецкими музыкантами и студентами академии. На эти программы в Дом работников культуры устремляются истинные любители классической музыки, о которой Савари всегда рассказывает с особым подъемом.
Музыка – это весь смысл и тот эликсир, который дает энергию и для педагогической деятельности, и для творчества.

(Прослушивание произведения. Обсуждение прослушанного)

Александр Рудянский – один из ведущих композиторов Донбасса, профессор Донецкой музыкальной академии. Автор опер, балетов, симфонических произведений, инструментальной, хоровой и вокальной музыки. В документальной монографии Александра Рудянского затронуты события творческой жизни донецкого композитора через призму восприятия музыкальных критиков, коллег и учеников. В их рядах нет согласия, какому именно жанру композитор отдает большее предпочтение. Но они единодушны в том, что музыкальный мир Александра Рудянского наполняет всеобъемлющая любовь к жизни, родине, земле, на которой он живет, к людям, которые его окружают. Издание выкристаллизовывает основную черту творческого облика композитора: умение ощутить себя верным сыном народа, откликающимся на все вопросы бытия.
«Музыкальную летопись» дополняет нотное издание лирической песни Александра Рудянского, посвященной городу Донецку. Все песни созданы композитором на стихи известных донецких поэтов.

(Прослушивание произведения. Обсуждение прослушанного)

 

Физминутка

Облако.
Беленькое облако
(Округленные руки перед собой)
Поднялось над крышей
(Поднять руки над головой)
Устремилось облако
Выше, выше, выше
(Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу
(Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть).

 

Валерий Колесников в истории джазовой музыки был и остался выдающимся мастером, блестящим импровизатором. Он одним из первых советских джазовых музыкантов получил признание в Европе. Джазовый трубач-солист, флюгельгорнист экстра-класса, блестящий исполнитель джазовых стандартов… Он сделал весомый вклад в развитие и популяризацию джазового искусства в мире.
Это пособие Валерия Колесникова – неоценимый вклад в джазовое образование и популяризацию искусства джаза. По словам мастера, «именно в этом жанре, как ни в каком другом, проявляется музыкальная свобода и творческая индивидуальность». Музыкальный и теоретический материал пособия адресован как специалистам, так и всем любителям джазового искусства. «Школа» мастерства Валерия Колесникова стала основой подготовки многих ярких джазовых музыкантов.
Любопытно, что он – автор уникального толкового словаря джаза, который содержит научные статьи об истоках, стилях, направлениях, терминах и исполнительских приемах в джазе.

(Прослушивание произведения. Обсуждение прослушанного).

 

- Есть также и молодые одарования Донбасса, которые прославили родной край. Один из них Дима Бородин.

Дима - живой, подвижный, очень артистичный и разносторонне одарённый ребёнок. Его родители-врачи души не чают в сыне. Папа Алексей и мама Анна тоже любят петь, но, как честно признались родители мальчика, они всего лишь любители. Хотя Анна закончила в своё время музыкальную школу по классу фортепиано, а потом с удовольствием освоила гитару, да и мама Алексея прекрасно пела (хотя тоже не профессионально) - она первой и заметила дарование мальчика.
Живут Бородины в Будённовском районе, и всей семьёй помогают одарённому мальчику, чей день расписан по минутам. Что, однако, однажды не помешало мальчику, потрясенному фильмом "Мастер и Маргарита", найти время и прочесть этот роман Булгакова.

- Вот такие таланты живут в нашем крае. Это наша гордость. Так же лицом республики является ее гимн. Музыка М. Хохлова. , слова группы авторов ДНР.

(Разучивание гимна.)

Гимн ДНР

Великий Донбасс: честь и гордость народа,

Богатые недра, леса и поля,

Наш край трудовой, наша жизнь и свобода,

- Навеки хранимая богом земля!

 

Славься республика, наша народная,

Славься любимый шахтёрский Донбасс!

Славься Держава, духом свободная,

Дружбой народов, связавшая нас!

 

Врагу не сломить нашу крепкую волю,

Мы духом и сердцем во веки сильны,

Единству и братству славянских народов,

Мы будем всегда беззаветно верны!

 

Славься республика, наша народная,

Славься любимый шахтёрский Донбасс!

Славься Держава, духом свободная,

Дружбой народов, связавшая нас!

 

Донецкая Русь сквозь года величала,

Победное знамя своё пронесёт,

Святая народная наша Держава

С надеждой и верой для мира цветёт!

 

Славься республика, наша народная,

Славься любимый шахтёрский Донбасс!

Славься Держава, духом свободная,

Дружбой народов, связавшая нас!

Итог урока

 

- Сегодня мы совершили путешествие в мир музыки, прикоснулись к прекрасному. - -

- Какие у вас впечатления?

- Что нового узнали?

- Что больше всего понравилось?

- Какие эмоции вы переживали, прослушивая музыку?

- Вам понравился урок?

- Советую посещать филармонии, музыкальные школы, театры. Культурно развиваться, слушать произведения отечественных авторов и композиторов, ведь музыка- душа народа.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.