Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция №3. (2 часа). ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУРСА. Проблема определения смыслового наполнения основных понятий курса.. Основные понятия курса (в свете современных методологических подходов).



Лекция №3. (2 часа)

 

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУРСА

План:

1. Проблема определения смыслового наполнения основных понятий курса.

2. Основные понятия курса (в свете современных методологических подходов).

1. Весьма целесообразным представляется обратить внимание на терминологические проблемы курса, поскольку существует необходимость пересмотра идеологизированного подхода к определению основных понятий курса.

В то же время усвоение основных терминов курса облегчит восприятие обширного фактического материала, позволит сделать необходимые выводы и обобщения по ходу усвоения этого материала.

Итак, основные термины курса.

 

2. Восток (точка востока), точка пересечения математического горизонта с небесным экватором, лежащая справа (посередине между точками севера и юга) от наблюдателя, стоящего лицом к северу; обозначается В., О (нем. Ost) или Е (англ. East).(энциклопедич. словарь). Восток − место востечения, а потому и та страна, где восходит солнце, восход, утро, страны лежащие по сему направлению от Европы: Азия; Турция, Персия, Индия. Восточный, относящийся до востока, ему свойственный (В.Даль).

Запад (точка запада), точка пересечения математического горизонта с небесным экватором, лежащая слева (посередине между точками юга и севера) от наблюдателя, стоящего лицом к северу Обозначается З или W (West).

 

Однако, как мы уже говорили, эти понятия имеют не только, и не столько географическое, сколько историко-культурное, социополитическое, цивилизационное... Речь идет о гигантской всечеловеческой цельности, пусть в чем-то весьма неоднородной и противоречивой, но все же почти монолитно цельной в своей глубинной основе – той самой основе, которая, собственно, и породила в свое время дихотомию (от греч . dichotomia - разделение надвое) Восток – Запад.

В данном отношении для более четкого определения этой дихотомии нам необходимо уяснить для себя еще несколько понятий.

 

Востоковедение (ориенталистика), совокупность научных дисциплин, изучающих историю, экономику, языки, литературу, этнографию, искусство, религию, философию стран Востока. Внутри востоковедения сложились региональные отрасли (напр., арабистика, синология, индология).

 

Цивилизация (от лат. civilis − гражданский, государственный, достойный, воспитанный) 1) форма существования живых существ, наделенных разумом; 2) синоним культуры, совокупность духовных и материальных достижений общества; 3) Уровень, степень общественного развития, материальной и духовной культуры в целом; 4) Процесс становления гражданского общества;  5) Относительно самостоятельное целостное социально-историческое явление, локализованное в пространстве и времени, которое может иметь иерархические уровни (напр., античная Ц., эллинистическая Ц., афинская Ц.). Термин "Ц." был введен Виктором Мирабо французским экономистом (1757 г.) и использованный Д. Фергюссоном, а позже − Льюисом Генри Морганом та Ф. Энгельсом в периодизации истории для обозначения высшей, после дикости и варварства, эпохи. На разных исторических этапах термин "Ц." претерпел в своем толковании многие изменения. У мыслителей, введших его, а также в течении достаточно долгого последующего периода времени понятие "Ц." употреблялось для характеристики не состояния общества, а определенного социального процесса (В. Мирабо, А. Фергюссон, А. Смит). Позже, с первой половины XIX и до XX в., этот термин употребляется преимущественно для обозначения уже не процесса изменения, а определенного состояния общества. В этом отношении термин употребляется в единственном числе, поскольку (за несколькими исключениями) о Ц. речь идет с универсалистских позиций, как об этапе (состояния) развития человечества, которое идет на смену дикости и варварству. Как первое "процессуальное", так и второе, "системное", толкование понятия "Ц." осуществлялось с позиций классического, линейно-прогрессистского, монистического подхода, который до сер. XIX в. был в области философии истории определяющим.

Со второй пол. XIX в. "Ц." становится ключевым понятием целого ряда концепций неклассической философии истории (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Дж.Тойнби), в которых исторический процесс рассматривается уже не как монолинейный, а как полицентрическое нелинейное движение намного более сложной конфигурации. При этом у Данилевского и Шпенглера "Ц." толкуется как завершающий этап существования больших живых исторических индивидов (в качестве которых, по Данилевскому, предстают культурно-исторические типы, по Шпенглеру, − культуры); у Тойнби − уже как основная составная единица исторического процесса. Неоднозначно оценивается роль "Ц." в истории. Данилевский рассматривает "Ц." как апофеоз развития соответствующего культурно-исторического типа, относительно короткий (400-600 гг.) бурный период творческого плодо­ношения, который приводит, однако, к необратимой утрате творческого потенциала народа (народов), образовывающих этот тип. О.Шпенглер, как и Н.Данилевский, считают "Ц." стадией существования культуры, однако − стадией не развития, а окаменения, упадка и отмирания. Согласно Тойнби, каждая из цивилизаций, составляющих всемирную историю, является субъектом культуростроительной деятельности, давая ответы на все новые вызовы окружающей среды. Понятие "Ц." Тойнби употребляет и в более узком, близком к Шпенглеру, понимании − как этап регресса. Несмотря на все расхождения между его сторонниками, цивилизационный подход в исследовании исторического процесса занимает одно из основных мест в современной философии истории. С его позиций исторический процесс предстает прежде всего не как линейная последовательность, а как разнообразие таких культурно-исторических форм, как "Ц." При этом каждая "Ц." рассматривается как нелинейное образование монадного (монады − основополагающие элементы бытия) характера, т.е. такое, в котором воссоздается и олицетворяется всемирно-исторический процесс в целом. В соответствии с цивилизационным подходом коренным образом переосмысляется и понятие исторического прогресса. Последний усматривается здесь не только в восходящем движении, поступательный характер которого определяется оппозициями "выше − ниже", "хуже − лучше", а прежде всего − в том, чтобы каждая "Ц." в ходе самоопределения и самореализации воссоздала, открыла для себя вновь и обогатила своим, только ей присущим экзистенциальным опытом, инвариантные структуры и непреходящие общечеловеческие ценности.

 

Формация (от лат. formatio – образование, формирование), в ботанике - классификационная единица растительного сообщества, в геологии - естественное и закономерное сочетание горных пород, связанных общностью условий образования. Применительно к истории используется понятие общественно-экономическая формация (согласно марксистской концепции исторического процесса, общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, исторически определенного типа общества. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют ее сущность; вместе с тем она охватывает соответствующую надстройку, тип семьи, быт и др. История общества представляет собой процесс развития сменяющих друг друга в результате социальной революции первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций).

Соц.-эк. формация (далее − формация) является одним из краеугольных камней (основных категорий) марксистской социальной философии. Введена К.Марксом, который впервые ввел термин "общественная формация" в своем труде "18 брюмера Луи Бонапарта" (1851 г.). Он рассматривал Ф. не как канон, а как органон познания, как действенный инструмент разрешения разных познавательных и практических задач. Это в значительной мере способствовало избежанию формационного догматизма (одностороннее, схематичное, окостеневшее мышление, оперирующее догмами − положениями, принимаемыми на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах. В основе догматизма − слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений) и редукционизма (попытки объяснить более сложные явления на основе законов, свойственных более простым явлениям, игнорирует специфику более высоких уровней организации) (в который нередко впадали последователи Маркса) и гибкому толкованию и употреблению категории Ф. в соответствии с тогдашними запросами науки и общественного развития.

Термин «формация», заимствованный Марксом из геологии, в единстве его синхронического (точное совпадение во времени двух или нескольких явлений или процессов) и диахронического измерений, удачно "охватывает" общество одновременно как процесс и структуру, формирование и состояние, последовательность и систему.

Избегая однозначного толкования понятия "Ф.", Маркс рассматривает его как полисемантическое и наделяет его следующими значениями: экономическая структура общества в течение всего его исторического существования; одна из трёх великих стадий истории человечества − первичная Ф. с.-э. (доклассовое общество), вторичная Ф. с.-э. (классовое общество), третичная Ф. с.-э. (бесклассовое общество); историческая ступень (тип) развития общества; исторически определенная совокупность общественных отношений; исторически определенная совокупность производственных отношений. Основные термины: "Ф. с.-э" (в частности, когда говорится о совокупности производственных отношений) и "общественная формация" (напр., когда имеется в виду совокупность общественных отношений вообще). Относительно первобытного общества Маркс использовал термин "общественная формация", причем кое-где − в множественном числе. Он употреблял также тер­мины "историческая формация", "экономическая формация", "формация общественного производства" и др.

Еще одно определение "Ф. с.-э." − "социальный организм" − находим у Ленина. Однако в целом в марксизме, в частности, в его советском варианте, постепенно выработалось толкование Ф. с.-э, как исторической степени (типа) общества, формационный подход заметно обедняется, превращаясь в формационный редукционизм. Это проявилось в сужении всемирно-исторического процесса во всем разнообразии его пространственных и временных характеристик до пяти типов Ф. с.-э. (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической).

 

Весьма существенным для понимания разницы в процессах развития В. и З. в новое время является понятие "традиционное общество".

Традиционное общество − система общественных отношений, характерная для неевропейского мира. Одна из тенденций новой и новейшей истории − модернизация, переход от традиционного общества к модернизированному обществу. Эта тенденция сделалась заметной в Западной Европе уже в XVII в., позднее она распространилась почти на все регионы. Для традиционных обществ (неевропейский мир) характерны опора прежде всего на веру, а не на разум, на традицию, а не на знание, пренебрежительное отношение к экономическому росту, к внедрению новых технологий и управлению экономикой. Модернизирующиеся общества опираются в первую очередь на разум, знание и науку, проводят последовательную индустриализацию, резко увеличивающую производительность труда, усиливают роль управления и, в частности, управления экономикой и придают развитию производительных сил определенные динамизм и устойчивость. Модернизация ведет к росту сложности общественной системы, интенсификации коммуникаций, постепенному формированию мирового сообщества. Процесс модернизации характерен не только для капиталистических, но и для социалистических стран. Последние также апеллируют к разуму и науке и стремятся обеспечить устойчивый экономический рост.

 

Третий мир, или страны Третьего мира. Страны Азии, Африки и Латинской Америки; неевропейский мир.

Колониализм (процесс), политическое, экономическое и духовное порабощение стран, как правило менее развитых в социально-экономическом отношении, метрополиями. Колониализм прошел ряд стадий: от ранней (с 15 в.), осуществлявшейся преимущественно в насильственных формах (военные захваты и т. п.), до новой, продолжавшейся до нач. 20 в., когда страны почти всей Африки, большей части Азии и Латинской Америки были превращены в колонии и полуколонии. После 2-й мировой войны, с усилением национально-освободительной борьбы, начался распад колониальной системы, в основном завершившийся в 1960-70-х гг.

 

Колонизация заселение и хозяйственное освоение пустующих окраинных земель страны ("внутренняя колонизация"), а также основание поселений за ее пределами ("внешняя колонизация"). Со времени Великих географических открытий европейская колонизация древних районов мира сопровождалась насильственным подчинением местного населения во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки.

 

Метрополия (греч . metrуpolis, от meter - мать и polis - город),1) в Др. Греции город-государство (полис) по отношению к созданным им поселениям (колониям). 2)Государство, имеющее колонии, является по отношению к ним метрополией.

 

Колония (от лат. colonia − поселение), 1) страна или территория, находящаяся под властью иностранного государства (метрополии), лишенная политической и экономической самостоятельности и управляемая на основе специального режима. 2) Поселение, основанное древними народами (финикийцами, греками, римлянами) в чужих землях. 3) Поселение переселенцев из другой страны, области.

 

Протекторат одна из форм государственной зависимости, при которой протежируемое государство сохраняет некоторую самостоятельность во внутренних делах, а его внешние сношения, оборону и т. п. осуществляет государство-метрополия // Протекторат (от лат. protector − охранник, защитник) − форма зависимости, при которой одно государство (протектор) на основании специаль­ного международного договора или посредством одностороннего акта присваивает себе функции внешних сношений и защиты территории другого (протежируемого) государства, и, как правило, через своего представителя (советника, комиссара,  резидента) контролирует также её внутреннюю жизнь (напр., провозглашение Великобританией П. над Египтом в 1914 г.; гитлеровской Германией − над Чехией и Моравией в 1939 г.). В истории международных отношений П. известен давно, но наибольшего распространения он достиг в к. XIX − в нач. XX вв. П. использовали колониальные державы как форму подчинения других народов. Вследствие этого к началу Первой мировой войны Англия имела более 20 протекторатов в Азии и Африке, Франция осуществляла П. над Марокко и Тунисом. В послевоенное время подавляющее большинство "протежируемых" народов обрела государственную независимость. В Европе в качестве исторического пережитка сохранился П. Франции над Монако (с 1861 г.), Италии над Сан-Марино (с 1862 г.), Швейцарии над Лихтенштейном (с 1924 г.).

 

Кондоминиум (от лат . con(cum) − вместе и dominium − владение) (совладение), совместное управление одной и той же территорией двумя или несколькими государствами. Напр., соглашением 1899 г. Великобритания и Египет установили кондоминимум над Суданом (аннулировано Египтом 15 октября 1951).

 

Сфера влияния (от греч. sphaira − шар), 1) область действия, пределы распространения чего-либо (напр., сфера влияния). В контексте данного курса – сфера распространения влияния какой-либо Великой державы на территории Востока, выражающееся в получении выгодный концессий, дешевых источников сырья, влияния на внутреннюю и особенно внешнюю политику страны Востока.

 

Центр-периферия. Понятие, являющееся составной частью Мир-сиcmемной теории (англ.: world-system theory) – одного из наиболее известных вариантов неомарксизма. Исходит она из следующих положений. Во-первых, мир делится не только на государства, но и на более важные структурные единицы — классы. Появление же государств было необходимым для перехода к мировой экономической системе (мир-экономике) и ее победы над мир-империями прошлого. Во-вторых, в настоящее время суще­ствует только одна мир-экономика – капиталистическая. Развитие капитализма прошло ряд циклов экспансии и стагнации, которые начинаются с его зарождения в Европе. Сначала они охватывали относительно небольшую европейскую территорию, а потом рас­пространились на весь мир. В результате развития капитализма про­изошло расслоение стран в зависимости от экономических показателей на три части: центр (ядро), периферию, полупериферию. Оказавшиеся в центре страны имеют значительно более высокий жизненный уровень и доминируют над остальными.

Рис. 1. Представленияо структуре мира и мир-системной теории.

Представители мир-системной теории исходят из того, что развитие ядра осуществляется за счет остальных стран. Этоведет, по их мнению, к конфликтам. Мир-системная теория, вслед за В. И. Лениным, подчеркивает продолжающуюся борьбу между империалистическими странами (странами ядра), но отмечает, что их общие цели, обусловленные принадлежностью к «одному клубу», доминируют в их отношениях с периферией, где они имеют доступ к дешевым ресурсам, рабочей силе, рынкам сбыта.

При этом периферия и полупериферия пытаются сопротив­ляться, поднимая различного рода восстания. В изданном в 2000 г. сборнике своих трудов "Окончание мира, каким мы его знали. Социальная наука ХХІ века" (The End of the World as We Know It: Social Science for the Twenty-First Century) И. Валлерстайн пишет, что «лидеры Октябрьской революции рассматривали себя как тех, кто организовал первую пролетарскую революцию в современной истории. Это было одно из первых, возможно, наиболее драматических национально-освободительных восстаний на периферии и полупериферии мир-системы». Вообще, мир-системная теория предупреждает о поляризации, проходящей сегодня по линии «богатый Север-бедный Юг», что ведет к потенциальным конфликтам.

Развивающиеся страны, обозначение группы независимых, в т.ч. бывших колониальных и полуколониальных (освободившихся), стран, отставших от других стран по уровню социально-экономического развития вследствие некоторых особенностей их исторического пути, сохранения докапиталистических отношений и др.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.