|
|||
Тема № 16. Оформление результатов исследованияТема № 16. Оформление результатов исследования Вид учебного занятия:лекция (2 ч) Цель учебного занятия:изучить порядок оформление результатов исследования и ответить на вопрос для самоконтроля
Вопросы для самоконтроля 1. Опишите требования к содержанию и оформлению результатов исследования Оформление результатов проведенного исследования начинается, когда оно представляет из себя положения научного аппарата, материалы с данными, полученными в ходе применения эмпирических методов, результаты обработки этих данных, первичные интерпретационные суждения и выводы (желательно, как это предлагалось в предыдущем параграфе, уже «сведенное» в единый черновой текст).
Основными общим требованием к оформлению результатов исследования является его логичность.
В любой исследовательской работе изложение должно быть логичным, все ее части должны быть взаимосвязаны, она должна иметь четкую и цельную структуру.
Другим требованием является стилевая грамотность. Конечно, научный стиль работы предполагает подготовленного читателя.
Постоянно возникающие дискуссии о том, как нужно писать научные работы – сложно («чрезмерное использование научной терминологии часто не позволяет читателю вникнуть в содержание текста»), или просто («нет такого, самого сложного содержания, которое нельзя было бы изложить просто и понятно»), в общем-то, беспредметен.
Главные ориентиры изложения – точность (нужно использовать однозначные термины, избегать двусмысленных выражений, многозначных и невнятных суждений), логичность (нужно строить текст последовательно, выстраивать систему связей между частями изложения, не допускать противоречащих друг другу высказываний) и доказательность (нужно приводить данные исследований, опираться на надежные теории, использовать логические, статистико-математические методы).
Письменная речь требует ответственности за каждое слово. Написание исследования, статьи, эссе, книги в свободной форме обязывает исследователя создавать именно научную, а не публицистическую публикацию: нужно отразить новые в научном отношении стороны описываемого, изложить систему доказательств, указать на общую научную значимость результатов.
Нужно избежать соблазна изложить только готовые результаты, сопроводив их заявлением об убедительности и призывами к актуальности.
Нужно стараться писать грамотно, четко, по возможности кратко, чтобы любой читатель мог понять написанное.
Следует разнообразить язык, избегая повторений одних и тех же слов в соседних предложениях, неудобочитаемых длиннот, невнятностей. Не забывайте выписывать названия и выходные данные всех работ, с которыми вы познакомились: иногда поиск указания на работу, страницу, текста, выписанного для цитирования, может отнять много времени, которое лучше было бы посвятить собственно научной работе.
Еще одно важное общее требование к оформлению работы – правильность оформления дополнительных элементов работы, сопровождающих текст: табличных и графических форм, сносок, списка литературы, приложений.
Включение табличных и графических форм выражения данных следует выполнять, придерживаясь следующих обязательных правил:
все виды иллюстраций, включая картинки, графики и диаграммы, схемы обозначаются в тексте как рисунки; возможно сокращение «Рис».
Рисунок по общему правилу должен иметь номер и название, которые помещаются под рисунком.
Графическая форма должна сопровождаться всеми данными, необходимыми для того, чтобы уже по ним, не обращаясь к тексту, стало понятно ее содержание. Данные помещаются под (или над) осями абсцисс и ординат, единицы измерений – на самих осях, обозначения свойств линий или столбцов диаграммы, линии графика – в легенде рисунка, помещаемом на пространстве свободном от самого графика. Если этих данных недостаточно, следует дать пояснения в тексте работы.
|
|||
|