Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Первичные жанры. Марш



Первичные жанры. Марш

1. История возникновения первичных жанров

2. Особенности маршевой музыки. Виды и ключевые особенности.

3. Примерный репертуар ДОУ. Марши в разных возрастных группах.

1.Музыка -вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыка родилась вместе с человеком. Первые звуки, которыми наш далекий предок стал выражать радость или страх, предупреждать об опасности, звать к бою, торжествовать победу, были звуки-чувства, из которых впоследствии родилась музыка.

В основе музыкального искусства лежат три основные «очень важные и очень широко распространенные области или формы, или, как мы часто их называем, три основных жанра музыки»: песня, танец и марш - говоря образно «три кита в музыке» (Д. Б. Кабалевский).

Человек - часть природы. Ученые доказали, что в очеловечении человека главное место принадлежит труду и речи. Трудовая деятельность стимулировала развитие его мозга, совершенствовала органы чувств. Медленно пробивалось сознание, стадо превращалось в общество. Но на самых ранних стадиях развития речь человека была кинетической, т.е. состояла из телодвижений и жестов, сопровождаемых различными возгласами.Этнографы, наблюдавшие жизнь первобытных племен, отмечают, что в их жизни важное место играли различные массовые и групповые «действа». Например, подражая движению зверей и птиц, совершая эти движения в определенных ритмах, под звуки голоса и примитивных инструментов: дощечек, гуделок, древние заклинали духов, надеясь этим обеспечить себе удачу во время охоты, например стада в сторону ловчих ям. Подобным же образом они выражали свою радость или тревогу. Постепенно усложнялись чувства людей, и из бессвязных выкриков и бесформенных движений родились песня, танец и марш.

Голос - удивительный инструмент, которым стал пользоваться человек для удовлетворения своих духовных потребностей: потребности общения с другими людьми и потребности самовыражения. В тяжелых условиях борьбы за существование песня объединяла людей, помогала в их трудовой деятельности. Известны песни первобытных пастухов, охотников, земледельцев.

Та же потребность к объединению и к эмоциональному сопереживанию вызвала к жизни танец.Ритмы танцевальной музыки неразрывно связаны с пластикой движения человеческого тела. И так же, как в слове и песне, в танцевальной музыке любого народа - его история, его темперамент, природа и жизнь родины. Уже в древности широко бытовали танцы, в которых участвовали не только группы людей, но и отдельные танцоры.

Когда мы слышим марш,то представляем себе шествие многих людей, а не одного человека. Энергичный, четкий ритм марша, строго размеренный в соответствии с шагом человека темп вызваны к жизни потребностью организовать многих людей в их совместном передвижении, объединить их усилия в единую волю.

2.Особенности маршевой музыки. Виды и ключевые особенности.

Марш (от франц. marche - шествие, движение вперёд) - один из самых древних жанров. Сложился в инструментальной музыке в связи с задачей синхронизации движения большого числа людей (в строю, праздничное шествие) и всегда соответствовал характеру этого движения - торжественному, неторопливому, или бодрому, энергичному. Марш является прикладным жанром. Разновидности:

 

Перечень маршей

· Торжественный - во время праздников и парадов А. Петров "Песня о дружбе";

· военно-строевой, походный - когда марширует войсковая часть или другая организованная колонна людей - "Прощание славянки" В.Агапкина;

· спортивный - на физкультурных парадах и соревнованиях И. Дунаевский "Спортивный марш";

· траурный - "Погребальное шествие" Ф.Листа;

· сказочный - марш Черномора из "Руслана и Людмилы" М.Глинки;

· юмористический - "Любовь к трём апельсинам" С.Прокофьева;

· игрушечный - "Марш деревянных солдатиков" П.Чайковского;

· детский – Марш из альбома "Детская музыка" С. Прокофьева;

· песня-марш - "Вместе весело шагать" В. Шаинского.

 

Для марша характерны:

1. Строгая размеренность ритма,

2. темп шага,

3. двухдольный размер (хотя это совсем не обязательно, одно из таких исключений - вступление к хору мальчиков, 1 действие "Кармен" Бизе). Обычно марши имеют яркие, легко запоминающиеся мелодии, несложное, чаще всего аккордовое сопровождение.

В маршах, предназначенных для исполнения оркестром, композиторы отводят значительную роль духовым и ударным инструментам, а особенно трубе. Есть общие черты в музыкальной форме маршей:

1.Практически всегда квадратная структура построений;

2. В основе чаще всего лежит две или три темы;

3.Форма (чаще всего) - трёхчастная, простая или сложная, тема средней обычно имеет другой характер.

В "Детской музыке", например, серединка в субдоминантовой тональности, и, хотя тема та же самая, там больше развития, характер более скерцозный за счёт широких скачков без заполнения. В Погребальном шествии ситуация иная: середина сложной трёхчастной является более оформленным, самостоятельным эпизодом, построенным на новой теме. Мажорный лад, целеустремлённое движение вперёд образуют полный контраст первому разделу. Черты марша сменяют токкатность, этюдность. По О. В. Соколову такой случай называется ассимиляцией жанра. Характерные ритмические рисунки ведут происхождение от барабанной дроби, фанфарных сигналов: острые пунктирные ритмы, синкопы, контрасты отрывистого и плавного движения. Фанфарными интонациями называются движение по звукам аккордов, яркие скачки (особенно тоническая кварта), повторения звука.

Марши можно встретить в музыке театральных произведений - в операх, балетах, драматических спектаклях. Здесь они всегда связаны с действием на сцене и обычно сопровождают какое либо шествие. Примером героического марша может служить марш из оперы Дж. Верди "Аида". Его исполняют симфонический оркестр, а также духовой оркестр, размещённый прямо на сцене. Весь марш строится по существу, на развитии одной темы. Характер музыки воинственный, ликующий, решительный, энергичный, ближе к концу становится светлее и праздничнее.

Марш из балета Чайковского "Щелкунчик" совершенно иного рода. Черты "игрушечности", скерцозности композитор придаёт в соответствии с сюжетом - колкий пунктир, острое стаккато, суетливая беготня в среднем разделе, преобладание верхнего регистра, невесомая мелодия флейты.

Самый распространённый пример смешения жанров (термин О. В. Соколова) относительно марша - это песня-марш; песня, организующая движение людей. Такая музыка в большинстве случаев жизнерадостна, уверенна, аккомпанемент всегда чёткий и бодрый, мелодические фразы небольшие, т. к. подразумевается исполнение во время ходьбы, всегда квадратность и двухдольность. Форма может быть куплетной. Очень много таких песен было написано в Советское время - Авиамарш, Марш Энтузиастов, песни о войне.

Тесно связанная с бытом людей, с различными сторонами их жизни, и, как бы участвуя в этой жизни, маршевая музыка имеет большое общественное значение. Марш героический или торжественный, траурный или праздничный способен поднять боевой дух, содействовать организации строя, облегчить, координировать совместное движение людских масс. Музыка марша возникла из звуков, которыми первобытные музыканты сопровождать ритуальные шествия или походы племени. Музыка марша вобрала в себя сигнальные звуки охотничьих и пастушеских рожков, ритмы барабанного боя.

3.Примерный репертуар ДОУ. Марши в разных возрастных группах. Сборник: Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день [Текст] / И. Каплунова, И. Новоскольцева. – СПб: Композитор, 2008.

Младшая группа:

М.Раухвергер. Ножками затопали

Э.Парлов. Марш

Е.Тиличеева. Марш и бег

Ю.Соколовский. Марш

Е.Тиличеева. Марш

Е.Тиличеева. Марш

Средняя группа:

Е.Тиличеева. Марш

И.Дунаевский. Марш из кинофильма «Веселые ребята»

Ф.Шуберт. Марш

Е.Юцевич. Марш солдатиков

П.Берлин. Марширующие поросята

Старшая группа:

Ф.Надеенко. Марш

П.Чайковский. Марш деревянных солдатиков

В.Золотарев. Марш

М.Робер. Марш

Н.Богословский. Марш

В.Золотарев. Спортивный марш

Заключение. Развитие человека, его чувств, а также способности выражать чувства привели к возникновению песен, танцев и маршей различных видов. Из этих трех сфер музыки «выросли» песенность, танцевальность, маршевость. Они пронизывают всю классическую и современную музыку - симфоническую и камерную, вокальную и инструментальную, являясь ее основой.

 

1. Источник информации: Д. Б. Кабалевский. Про трех китов и про многое другое. - М.т 1970, с. 14

2. http://arsl.ru/?page=110

Слоаварно-справочная информация http://abc.vvsu.ru/Books/pr_istor_muz_cult/page0006.asp

О.В. Соколов http://www.lafamire.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=697:2010-05-24-13-58-26&catid=50:2010-10-17-14-50-35&Itemid=97

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.