Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Цели организации



 

 

           На данном этапе Вам уже известно, что такое управление, что такое управление проектом и в чём между ними разница. Но как уже говорилось, управление это изменение системы в соответствии с миссией, целями и задачами. Поэтому вопрос  о том, что же такое цель, задача, миссия, как они соотносятся, каким требованиям они должны соответствовать и т.д. Все эти вопросы необходимо рассмотреть отдельно.

Итак, начнём с определений. Миссия-основная цель организации, смысл её существования. Миссия — одно из основополагающих понятий стратегического управления.

Миссия рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т. е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

Обычно определение миссии организации преследует решение следующих задач:

  • выявить область активных действий организации и отсечь пути развития, которые ведут в никуда;
  • определить основные принципы конкурентной борьбы;
  • выработать общую базу для разработки целей организации;
  • выработать концепцию деятельности, вдохновляющую сотрудников организации.

Цели миссии — это видение того, что из себя должна представлять организация или за что она должна бороться. В них должны быть отражены интересы всех групп влияния или различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования (собственники, менеджеры, сотрудники и рабочие, потребители, поставщики, банки, правительственные учреждения, местные органы управления, общественные организации и др.).

При разработке миссии учитываются следующие группы факторов:

  1. История возникновения и развития организации, ее традиций, достижений и промахов, сложившийся имидж.
  2. Существующий стиль поведения и способ действия собственников и руководителей.
  3. Ресурсы, т. е. все то, чем организация может управлять: наличные денежные средства, признанные продуктовые марки, уникальные технологии, талант сотрудников и т. п.
  4. Окружающая среда, представляющая совокупность всех факторов, которые воздействуют на возможности организации достигать своих целей с помощью выбранных стратегий.
  5. Отличительные достоинства, которыми обладает организация.

Например, миссия гостиничной компании "Марриот" формулируется следующим образом: "Мы стремимся быть лучшими в мире по обеспечению пребывания и пищей наших клиентов путем поощрения персонала предоставлять клиентам необыкновенные услуги и соблюдать интересы акционеров".

Следование приведенным выше правилам — весьма сложная задача. Это является одной из главных причин того, что далеко не все организации имеют четко сформулированные миссии, а некоторые их просто не имеют.

Цели организации

Цель – это желаемое состояние любой системы. Если организация не в состоянии на хорошем уровне сегодня и завтра удовлетворить запросы потребителей, то у нее не будет и прибыли. В других областях деятельности (производстве, кадрах и др.) цели представляют ценность только в той мере, в какой они улучшают возможности организации удовлетворять запросы потребителей и осуществлять нововведения (инновации).

Можно выделить шесть типов целей:

1. Достижение определенных значений показателя рыночной доли.

2. Инновационные цели. Без разработки новых продуктов и предоставления новых услуг организация очень быстро может быть выбита конкурентами из борьбы. Примером цели данного типа может быть: 50% объема продаж должно быть обеспечено за счет продукции и услуг, внедренных за последние пять лет.

3. Ресурсные цели характеризуют стремление организации привлекать наиболее ценные ресурсы: квалифицированных сотрудников, капитал, современное оборудование. Эти цели имеют маркетинговый характер. Так, организации конкурируют по привлечению наиболее способных выпускников вузов, розничные торговцы — за лучшее месторасположение торговых точек. В итоге достижение таких результатов создает предпосылки для выполнения других задач.

4. Цели повышения эффективности деятельности. Когда персонал, капитал и производственно-технический потенциал не используются достаточно эффективно, тогда и потребности потребителей будут удовлетворяться недостаточно, или это будет достигнуто за счет чрезмерных затрат ресурсов.

5. Социальные цели направлены на снижение отрицательного воздействия на природную среду, на оказание помощи обществу в решении проблем занятости, в области образования и т. п.

6. Цели получения определенной прибыли могут быть установлены только после формулирования предыдущих целей. Прибыль — это то, что может помочь привлечь капитал и стимулировать желание владельцев разделить риск. Прибыль поэтому лучше рассматривать скорее как ограничительную цель. Минимальная прибыльность необходима для выживания и развития бизнеса.

Цель состоит из совокупности подцелей (задач) и должна обладать следующими характеристиками:

· конкретностью;

· обозримостью (краткосрочностью, долгосрочностью);

· реалистичностью (достижимостью);

· взаимосвязанностью (согласованностью с другими задачами);

· эффективностью (прибыльностью).

SMART – это метод описания цели, включающий в себя: конкретность, измеримость, достижимость, важность и определенность по срокам.Аббревиатура SMART сформирована от 5 английских слов: Specific — конкретный.Measurable — измеримый.Achievable — достижимый.Relevant — соотвествующий.Time bounded — ограниченный во времени

1. Школа научного управления, основными представителями которой являлись Тейлор, Гилберт, Г.Гант. (1885-1920 гг.).Данная школа использовала научный анализ с целью выявления лучшего способа выполнения задач сотрудниками, обеспечения их обучения. Данной школой в качестве средств совершенствования производства рассматривались анализ содержания работ и их основные элементы, затраты рабочих на исполнение рациональных приемов и методов труда. (основатель менеджмента, назвал его организацией производства).Анализ содержания работы и её основных элементов, размеры затрат времени на выполнение рациональных приемов труда, рабочих движений рассматривались в рамках школы как средства совершенствования производства. Также предлагались эффективные процедуры, инструменты, оборудование, стимулирование с целью повышения заинтересованности работников в увеличении производительности труда и объема производства. Содержание: Создание концепции Классическая административная школа Доктрина человеческих отношений Поведенческие науки Количественный менеджмент Современное развитие Идея создания школ менеджмента как отдельной отрасли науки была высказана в 1866 году. Тогда американец Генри Тауни в своем докладе заявил, что необходимо отобрать и подготовить специалистов-управленцев. С тех пор идея получила широкое развитие. Основная мысль таких школ состоит в том, что с помощью научного анализа и воздействия на психологию людей можно добиться повышения эффективности работы организации. Понятие менеджмента Создание концепции Школы менеджмента кратко по каждой школе Искусство управления как отдельную отрасль научной и профессиональной деятельности впервые выделил Фредерик Тейлор. Он считал основным критерием эффективности предприятия работников, а не оборудование, и потому считал, что оптимизировать производительность можно на основе точных знаний того, как действуют люди. Основное достижение этой школы — разработка методов стимулирования рабочих, создание у них заинтересованности в достижении максимальной эффективности труда. Вместе с этим для них предусматривались оптимальные условия работы. Трудящимся полагались перерывы на отдых и дополнительное вознаграждение за превышение производственных планов, а время, выделенное на задания, считалось максимально справедливым. Кроме того, одним из принципов школы был намеренный отбор на предприятие людей с подходящими физическими и интеллектуальными данными. Заслугой Тейлора можно считать выделение менеджмента в самостоятельную научную отрасль. Он считал ее основной целью повышение производительности, а методом его достижения видел точные инструкции, которые должны заменять личные убеждения рабочего. Принципы школы: отбор, обучение и тренировка кадров по специальности должны осуществляться администрацией предприятия; руководство должно сотрудничать с рабочими и обеспечивать им комфортные условия труда; обязанности и ответственность нужно справедливо и равномерно распределять; предприятие должно стремиться к использованию научных достижений для оптимизации процесса производства; заработная плата начисляется работникам в зависимости от эффективности их труда. Основная идея отца школы состояла в том, что управление на предприятиях нужно подогнать под стандарты. Они должны быть основаны на определенных научных принципах и исследованиях, опираясь на которые затем составляются четкие инструкции. Тейлоризм основан на оптимизации труда работников начиная с самых низов. А также рассматривает человеческие ресурсы как один из производственных факторов и представляет его как механизм, работа которого может быть улучшена посредством определенных воздействий. Среди заметных последователей учений Тейлора можно выделить Генри Ганта, Гаррингтона Эмерсона, Фрэнка и Лили Джилбертов, а также известного американского бизнесмена Генри Форда. Они усовершенствовали модель управления, доработали основы и начали применять новые методы исследования, такие как фото- и видеосъемка.

  1. Классическая (административная) школа менеджмента, описанная в трудах А. Файоля, А. Слоуна и др. (1920-1950 гг.). Этой школой исследовались основные виды деятельности организации, развивались принципы управления, планирование и систематизация, а также разработан систематизированный подход.1920 году Анри Файоль основал новое учение, которое, в отличие от научного подхода Фредрика Тейлора, было основано на повышении эффективности работы организации в целом, а не на оптимизации эффективности труда отдельного рабочего. Оно получило название классической или административной школы управления.

Основное достижение Файоля состоит в увеличении эффективности производства за счет правильного управления целой организацией. По его мнению, основную роль в этом играет эффективная работа руководства, потому именно ее улучшению было уделено больше всего внимания. Традиционное учение Файоля показало, что администрирование влияет на работу предприятия на всех его уровнях. Положения административной управленческой школы:

-рациональное разделение труда между рабочими, помогающее повысить производительность;

-количество полномочий прямо пропорционально ответственности;

 производительность сильно зависит от дисциплины;

-каждый рабочий должен подчиняться только одному руководителю;

-все подразделения предприятия должны развиваться равномерно и в одном ---направлении; интересы организации стоят выше личных целей одного человека;

-трудящиеся получают достойное вознаграждение за хорошую работу, что укрепляет их верность;

 баланс между централизацией и децентрализацией;

четкая иерархия между элементами организации; порядок главенствует во всем; справедливость, основанная на идеях доброты и правосудия;

стабильность персонала, предотвращение текучки кадров;

поощрение инициативы как в разработке, так и в осуществлении идей и планов;

привитие рабочим корпоративного духа, с которым коллектив действует как одна команда.
Ученый Макс Вебер доработал классическую школу управления, создав так называемую концепцию научной бюрократии. Она основана на обезличивании и формальных отношениях между всеми элементами организации. Ключевым понятием этой школы является создание четких бюрократических правил, стандартов и показателей оценки работы. Рабочие подбираются исключительно на основании их профессиональных качеств.

 

  1. Школой человеческих отношений, основателями которой были Э.Мэйо, М. Фоллет. (1930-1950 гг.) В 1930 году появилась школа человеческих отношений. Ее основателями считают Элтона Мэйо и Гуго Мюнстерберга. Согласно их теории, одним из наиболее существенных недостатков прошлых учений была недооценка человеческого фактора и отношения людей к их труду. Потому одной из основных характеристик этой школы стало рассмотрение предприятия как социальной системы. Несколькими психоаналитическими исследованиями было доказано, что высокая заработная плата и другие мотиваторы, хотя и ценятся рабочими, не являются основным фактором повышения эффективности труда. Человеком движут не только материальные ценности, но и многие другие потребности, в том числе социальные — самоактуализация, самореализация, получение авторитета и уважения. Поэтому позиция последователей этой школы менеджмента состояла в том, что эффективное управление может быть достигнуто только за счет развития межличностных отношений между начальником и подчиненным.Согласно этой теории, администратор, чтобы эффективно руководить, должен знать возможности своих рабочих, их сильные и слабые стороны, потребности, желания и личные качества. Только благодаря подходу к каждому сотруднику он может наиболее эффективно использовать их возможности. Формальный менеджер должен был стать и неформальным лидером, получив благосклонность своих подчиненных и сделав эффективный труд добровольным. Заслуги последователей этой школы менеджмента очень велики, поскольку до ее возникновения о взаимосвязи психологии и эффективности труда не было известно практически ничего. Но полностью принять эту школу для большинства не представлялось возможным, поскольку она представляла собой крайность, исследующую только один аспект из множества составляющих эффективного управления. Сравнительный анализ показывает, что ее возникновение было закономерным — она является противоположностью других научных методик, также однобоко исследовавших только один аспект деятельности.
  2. Школа поведенческих наук  изучала разные аспекты: социальное взаимодействие, мотивацию, характер власти и авторитет, лидерство, и др. К основоположникам и видным представителям бихевиористской или поведенческой школы менеджмента относят К. Арджириса, Р. Лайкерта, Д. Мак-Грегора, Ф. Герцберга, Ч. Бернарда. В основу традиций учения легли доктрины школы человеческих отношений. Кроме того, большую роль сыграл бихевиоризм — отрасль психологии, рассматривающая действия человека как реакцию на раздражители из внешнего мира. Сторонники этой школы предполагали, что максимальной эффективности работы можно достичь в том случае, если на поведение каждого участника организации воздействовать при помощи индивидуальных стимулов. В шестидесятых годах этот подход к управлению стал очень популярным и охватил почти всю российскую, советскую и зарубежную сферу менеджмента. Тем не менее это учение сложно назвать универсальным — его методологические идеи характеризуются ограниченностью, и их эффективность во многом зависит от психологических особенностей отдельного работника

5. Количественная школа, которая существует до настоящего времени, углубляет понимание важнейших управленческих проблем с помощью использования количественных моделей Она возникла в пятидесятых годах и существует до сих пор, постоянно развиваясь и совершенствуясь. К ее наиболее заметным представителям относятся Р. Акофф, С. Бир, А. Гольдбергер, Р. Люс, Л. Клейн. Основной смысл существования этого учения состоит в обеспечении руководителей информацией, необходимой для точного принятия решений в каких-либо сложных или спорных ситуациях. Для этого используются научные, количественные и математические методы. Представителями школы было разработано и внедрено множество идей, помогающих лучше понять и решить сложные управленческие проблемы. Для современной школы менеджмента характерен системный подход, в рамках которого были использованы достижения всех прошлых учений. Предприятие рассматривается как социальная система, но одновременно с этим для оптимизации управления используют научные модели. Таким образом, противоположные идеи не противопоставляются, а дополняют друг друга. Принципы количественной школы:
основное внимание сосредоточено на принятии решений;

 результат анализа воплощается в виде управляющего влияния;

 принятие правильных решений в сложных и нестандартных ситуациях — основная повседневная задача руководителей;

для обработки информации используются стандартизированные математические модели и таблицы, предоставляющие возможные варианты решения проблем.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.