Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сегодня вы узнали много интересного и необычного!



 

   
Тема «Зимние праздники». Группа 11Б Дата:14.12. 2020г. Время 12.00-13.45 Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

 

Сегодня вы узнаете об очень интересном зимнем народном празднике, связанном с историей школы.     Прочитайте текст, рассмотрите иллюстрации, вы узнаете, что за праздник «Наумов день» и какой была школа несколько столетий назад.

Народный праздник «Наумов день» отмечается 14 декабря.

 

В церковном календаре это день почтения памяти пророка Наума, жившего в VII веке до н.э. на территории Галилеи. О жизни Наума не осталось практически никаких сведений. Однако известно, что он в свое время написал книгу пророчеств, которая вышла в свет примерно в 663 году до н.э. после падения Фив. Другие названия праздника: «Наум», «Наум на ум», «Грамотник».

 

14 декабря на Руси святому Науму молились о мудрости, прося «наставить на ум», «надоумить». Говорили, что «пророк Наум острит ум», «Наум наставляет на ум». Вспоминали и другие поговорки об уме и учебе: «Голова без ума, что фонарь без свечи»; «Кто грамоте горазд, тому не пропасть»; «Корень ученья горек, да плод его сладок»; «Не учась, и лаптя не сплетешь».

Этот день в деревнях и сёлах считался началом учебного года. Объяснялось это тем, что зимой у крестьянских семей было немного работы, а потому можно было уделить внимание образованию. В остальное время даже дети были заняты какой-либо деятельностью в поле или в огороде.

Только через некоторое количество лет начало учебного года перенесли

на 1 сентября.

 

Рано утром 14 декабря семейство обычно отправлялось в церковь. Там люди молились святому Науму, присутствовали на праздничной службе, просили благословения на учебу. После этого, в заранее оговоренное время, в дом родителей являлся учитель. Учителя встречали с почетом и ласковым словом, так как считали его работу чрезвычайно важной и трудной.

 

Учителю кланялись, хвалили, а потом сажали в передний угол избы. Затем, держа за руку, отец приводил своего сына и передавал его учителю с просьбой научить уму-разуму, а за леность учить побоями. При этом сам отрок должен был обязательно сотворить три поклона, получив в ответ три легких символических удара плетью. В это время мать обязательно должна была громко заплакать, чтобы не считаться бессердечной. После этого она сажала ребенка за стол, давала ему костяную указку, а учитель начинал вести урок.

По окончании первого урока учителя одаривали караваем и полотенцем. Часто проводы и угощения затягивались до ворот дома. Уже в воротах учитель говорил родителям, что теперь подросток должен сам ходить к нему заниматься. На следующий день отрока снаряжали в дорогу, давали ему букварь и указку. Матушка заворачивала сынку сытный и обильный завтрак и давала новый подарок учителю. Обычно это была домашняя птица.

 

 

 

Дети начинали ходить в школу с 7 лет, но только мальчики, а девочек в это время начинали обучать шить, вышивать, ткать, прясть.

По давно заведённому обычаю детей отдавали учиться грамоте на «Пророка Наума». Значит, в те времена дети шли в школу 14 декабря, а не 1 сентября, как сейчас. Учение в школах продолжалось от двух до пяти месяцев. Занятия шли только до Великого праздника Пасхи. Принимали в школу только мальчиков. Коллектив учеников назывался «дружиной». Сидели ученики вместе, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. В перерыве ученики вместе ели кашу, отсюда и произошло слово «однокашники».

Чему учились? Из фрагмента древнерусского источника «…грамоте учитися, книгам учитися, азбукам и всякому написанному святых книг слову» мы узнаём, что первоначально с детьми учили только алфавит, с помощью которого те читали «святые книги». Гораздо позже к этому прибавились пение и счисление (математика). Домашних заданий в древние времена не задавали. Всё должны были заучить на уроке. Заученное произносили хором и повторяли несколько раз. Кто начинал озорничать, того ждали горох или розги.

Как учили? В рукописи, от лица «Мудрости», говорится, что книги, будучи собственностью школы, составляли главную её ценность. Отношение к книге внушалось трепетное и уважительное. Требовалось, чтобы ученики, «замкнув книгу», всегда клали её печатью кверху и не оставляли в ней «указательных древец» (указок), не слишком разгибали и не листали попусту. Категорически запрещалось класть книги на лавку, а по окончании учения книги надлежало отдать старосте, который складывал их в назначенное место.

Писали гусиными перьями на очень дешёвой рыхлой бумаге, о которую перо цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы чернила не растекались, посыпали написанное песком из баночки. Занятия чаще всего начинались в декабре, но мальчики могли поступить учиться в любое время.

Определённого срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать — значит, закончил школу. Всё зависело от способностей. Утром ученик приходил в школу, снимал шапку, клал её на полку, кланялся образам, учителю, всей дружине. Здесь ему предстояло провести целый день. Каждый ученик рассказывал урок. Потом совершалась молитва, в которой просили бога вразумить их на учёбу. Затем подходили к старосте за книгами и рассаживались за одним длинным ученическим столом. Каждый садился на место, которое укажет учитель.

При этом соблюдались наставления (то есть правила поведения): все равны, не притесняй ближнего, не давай прозвища, тесно не садись друг к другу, не толкайся коленями и локтями. За неаккуратность и школьные шалости детей секли розгами, ставили на несколько часов на горох, оставляли без обеда.

Передают атмосферу старинной школы и картины знакомого нам художника

Николая Петровича Богданова – Бельского(1868-1945гг.)

«Устный счёт в народной школе С. А. Рачинского».(1895) и

«На пороге школы» (1897)

.

Последняя картина перекликается с рассказом Льва Николаевича Толстого «Филиппок» о первом школьном дне. Ведь Филиппок идет в школу зимой! Но почему-то мало кто задумывается, почему вдруг ребенок из этого рассказа пришел в школу зимой! Оказывается, именно в это время начинался раньше учебный год.

Давайте посмотрим фильм о Филиппке: https://cloud.mail.ru/public/3r1t/3dtMUD5jR

Сегодня вы узнали много интересного и необычного!

Задание для вас

Найдите пословицы и поговорки об учении и знаниях.

Ответы на задание отправляйте

на электронную почту blv.69@mail.ru. или в комментариях к занятию.

Наша совместная работа будет успешна.

Консультации по электронной почте с 12.00 до 18.00.

Не забывайте о безопасной работе за компьютером и выполняйте гимнастику для глаз.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.