Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Курсовая работа



 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ

КАФЕДРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЮРИСПРУЕНЦИЯ»

 

Курсовая работа

Экологические права граждан по законодательству государств – членов Европейского союза

 

 

Работу выполнил:

Белянина Анастасия Андреевна

Студентка группы ОАБ 40.03.01-23

 

Научный руководитель:

Рябченко Оксана Николаевна

 

 

Дата защиты__________

Оценка__________

 

Ижевск, 2018

Оглавление.

Введение...................................................................................................................3

Глава I. Принципы, экологическая политика и основные экологические права граждан в странах Европейского Союза...............................................................6

§ 1. Принципы экологического права Евросоюза...............................................6

§ 2. Экологическая политика стран Евросоюза..................................................9

§ 3. Основные экологические права граждан в странах Евросоюза.................14

Глава II. Защита экологических прав в законодательстве Европейского Союза…………………………………………………………………………….17
§ 1. Защита экологических прав в законодательстве Европейского Союза..17

Заключение.............................................................................................................21

Используемая литература.....................................................................................22                                                         

 

Введение.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина является определяющим принципом правового государства. В последние годы большая роль для общества, отдельных правовых государств и мирового сообщества в целом, а так же проблем в области охраны окружающей природной среды и обеспечением экологической безопасности человечества свидетельствует об актуальности темы данного исследования.

На сегодняшний день экологические права человека – одна из высших ценностей. Воспитание правовой мысли о них связано с осмыслением международным сообществом необходимости не только сохранения и эффективного потребления ресурсной базы окружающей природной среды, а и формирования условий своего существования, потребности дышать чистым воздухом, пить чистую воду, потреблять экологически безопасную пищу и удовлетворять другие потребности. Человек – существо биосоциальное. Для удовлетворения биологических и социальных потребностей ему необходимо наличие безопасной окружающей среды.

    Права человека и окружающая природная среда на сегодняшний день всемирно признаны как ключевые ценности, и существующие институты государства и права должны развиваться одновременно с развитием общества для того, чтобы гарантировать возможность их реализации.

Именно эти причины обуславливают актуальность выбранной темы. Данная тематика с каждым годом становится все более актуальной на различных научных семинарах, конференциях. Одна из причин – ухудшение состояния окружающей природной среды.

Экологическое право Европейского Союза является интересным, так как оно интенсивно развивается, а так же оно гораздо моложе международного права и национальных эколого-правовых систем.

История экологического права Европейского Союза зарождается с заявления Европейской комиссии (1970 г.). Оно заключало в себе предложения о необходимости ЕС быть более активным в сфере экологии, а так же идею разработки совместной экологической стратегии. До этого в основном документе – Договоре об образовании Европейского Сообщества (1957 г.) –  отсутствовали указания об экологическом праве, не содержались нормы об окружающей среде и ее охране.

В 1971 г. Комиссия приняла Заявление об экологической политике ЕС, а также предложения реализовать ряд мер по охране окружающей природной среды и разработке экологической программы. Которая, позже будет разработана и воплощаться в жизнь.

Экологическая политика на европейском уровне существует с 1972 г. Она прослеживается в европейских программах по охране окружающей природной среды 1973, 1977, 1983, 1993 и 2002 годов. Экологическая политика формируется на международном уровне по сей день и, надо надеяться, будет формироваться далее. Отношения в сфере экологии динамично развиваются, а значит, законодательная опора для них так же не должна стоять на месте.

Цель работы – при помощи анализа правовых источников, законодательств государств – членов Евросоюза и научных работ – выявить основные экологические права человека, признанные на международном уровне, содействие государств при их реализации посредством закрепления на законодательном уровне и возможности судебной защиты, её способы.

Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:

 - выделить основные из существующих принципов экологического права Европейского Союза на основе международных актов и научной литературы зарубежных исследователей в сфере экологического права; раскрыть значения выделенных принципов для наиболее правильного восприятия материала; рассмотреть их на примере стран – членов Евросоюза;

- изучить экологическую политику стран – членов Европейского Союза, ее становление и историю на базе исследования основных источников правового характера в экологической сфере; выделить наиболее важные направления правового регулирования Евросоюзом защиты окружающей среды; выявить основные направления развития правового регулирования.

Предметом настоящего исследования являлись конституции некоторых стран – членов Европейского Союза, международные договоры, директивы, хартия, иные документы правового характера, а так же терминологический бюллетень ООН.

Теоретическую основу работы составили научные труды исследователей в области экологического права, международного права и иных смежных отраслей. Примером могут послужить работы Л. Кремера, В. Кёка, Г. Люббе-Вольффа и других.

 

Глава I. Принципы, экологическая политика и основные экологические права граждан в странах Европейского союза

§ 1. Принципы экологического права Евросоюза.

Наибольшее внимание принципам экологического права уделяет профессор Л. Кремер в учебнике «Экологическое право»[1]. Он выделяет и раскрывает такие принципы, как: принцип субсидиарности, принцип интеграции, принцип предотвращения и профилактики, борьбы с вредными воздействиями на окружающую среду в источниках их возникновения, «загрязнитель платит», а так же критерий взвешивания.

Согласно статье 174 Договора об образовании Европейского Сообщества[2], политика ЕС основывается на принципах предосторожности и превентивных действий, устранения источников ущерба окружающей среде и возмещения ущерба загрязнителем.

В ряде случаев, список экологических принципов не ограничивается перечисленными в Договоре об образовании ЕС. Во многих странах — членах ЕС существуют и иные. Например, законодательство Португалии содержит принципы принятия участия, равновесия и предотвращения[3].

Для получения целостной картины, рассмотрим основные из перечисленных принципов экологической политики ЕС.

1) Высокий уровень защиты.  В соответствии со статьей 174 Договора, экологическая политика ЕС ориентирована на высокий уровень защиты и стремится его обеспечить. Представленный принцип является одним из важнейших материальных принципов экологической политики. Этот принцип легко спутать со следующим.

2) Принцип наивысшей степени возможного уровня защиты. Его статус и содержание несколько отличаются от предыдущего. Данный принцип служит, в первую очередь, толкованию и применению права. Он применим там, где право ЕС требует оценки, взвешивания различных интересов и целей.

3) Принцип профилактики. Данный принцип был сформулирован в немецком праве. В соответствии с ним, меры охраны необходимы при обоснованном опасении, что конкретное действие наносит вредящее окружающей среде последствие. Профилактика рисков должна проходить до их возникновения[4].  Так же из данного принципа вытекает то, что Сообщество имеет право закрепить такой уровень защиты окружающей природной среды, людей, животных и растений, который оно считает необходимым[5].

4) Принцип предосторожности (предусмотрительности, предотвращения). Как известно, лучше предотвратить проблему до ее возникновения, нежели разбираться с последствиями. Потушить огонь проще, когда он – лишь маленькая искра. Об этом свидетельствует приведенный принцип. Он позволяет справляться с защитой окружающей среды на наболее раннем временном промежутке. Это означает приоритет предотвращения вреда, а не его возмещения. Принцип предусмотрительности (так он назван в немецком экологическом праве) перенесся в право ЕС из национального права ФРГ[6]. В соответствии с Договором, данный принцип провозглашён в соответствии с сущностью экологической политики Европейского Союза, и при этом служит применению других значительных экологических принципов, примером может выступать некий принцип «интеграции», обозначенный в ст. 6 Договора ЕС[7].

5) Принцип источника. Экологическая политика ЕС также основывается на принципе — бороться с экологическим вредом и опасностью необходимо в источнике этого вреда. С точки зрения Европейского Суда, каждый регион, согласно указанному принципу, должен обезопасить жителей от места размещения, переработки и уничтожения вредоносных и опасных веществ, а также собственных отходов. Уничтожение отходов должно производиться как можно ближе к их источнику, а транспортировка нуждается в ограничении.

6) «Загрязнитель платит». В соответствии с этим принципом, причинитель вреда несёт расходы, возникшие в ходе причинения вреда окружающей среде, а так же ответственность за пагубный результат своих действий. Данный принцип противопоставляется существующему принципу ответственности общества, в соответствии с которым, расходы за причинение вреда несет всё общество в целом.

7) Защитное условие. Согласно ч.2 ст.174 Договора об образовании Европейского Сообщества[8], меры по гармонизации в целях охраны окружающей среды могут содержать защитные условия, которые уполномочивают страны ЕС в неотложных ситуациях принимать временные меры по охране окружающей среды по эколого-политическим причинам. Но эти меры ни в коем случае не могут быть обусловлены экономически и подлежат контрольной процедуре со стороны Сообщества.

Проанализировав ряд принципов, можно сложить наиболее четкую картину экологической политики Европейского Сообщества.
Но для более детальной картины необходимо рассмотреть экологическую политику стран ЕС подробнее.

 

 

§ 2. Экологическая политика стран Евросоюза.

Экологическая политика рассматривается как одна из самых важных частей европейского процесса объединения. За последние десятки лет европейскими странами принято более двух сотен законов и иных правовых документов и актов, относящихся к охране окружающей природной среды. Экологические мероприятия ЕС базируются на Европейской стратегии устойчивого развития «Устойчивая Европа за лучший мир», которая была принята в 2001 году «Европа: 2020».
В ней были прописаны следующие цели на долгосрочную перспективу:

·стабилизация климата, применение альтернативных источников энергетики;

·повышение уровня здоровья людей

·ответственное использование и распоряжение природными ресурсами

·улучшение транспортной системы и управления землепользованием[9].

Вопросы окружающей природной среды касается деятельность практически каждого из институтов ЕС (Совета, Комиссии, Европейского парламента, Суда, Счётной палаты). Проводником экологической политики в Европе является Комитет по экологической политике Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН.

Для решения экологических задач в рамках единого Европейского экологического пространства действует региональная экологическая организация - Европейское агентство по окружающей среде (ЕЕА), призванное осуществлять достоверную экспертизу по оценке степени экологической опасности, оказывать содействие разработке экологического законодательства и формированию условий для осуществления программ в области охраны окружающей среды.

Европейское сообщество имеет обширную зону ответственности в области экологии. При этом компетенция ЕС в области охраны окружающей среды является совместной с государствами — членами ЕС.

Экологическое право ЕС основывается, с одной стороны, на различных нормах Договора о Сообществе, с другой стороны, существует огромное количество постановлений, директив, касающихся экологической тематики.

Среди договоров, заключённые ЕС в сфере экологии, можно выделить:
• договоры, полностью ориентированные на регулирование охраны окружающей среды;
• договоры, содержащие отдельные положения об охране окружающей среды;
• договоры, косвенно связанные с охраной окружающей среды.

Основные источники экологической политики:

1) Всеобщая декларация прав человека (1948 г. ООН в Нью-Йорке);

2) Заключительный акт Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.)

3) Парижская партия для Новой Европы (1990 г.)

4) Всемирная Хартия природы (1982)

5) Отчет Брутланд – “Наше общее будущее”, опубликованное всемирной комиссией по проблемам окружающей среды;

6) Документ и конференция ООН по проблемам окружающей природной среды;

7) Рекомендательный законодательный акт о принципах экологической безопасности в государствах СНГ (С.-Пб. 1992);

8) Межправительственное соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды в СНГ (1992);


Большую ценность для определения настоящей компетенции ЕС в сфере охраны окружающей среды придал Амстердамский договор 1997 года, когда принцип защиты окружающей среды был выделен в качестве принципа деятельности ЕС. Ниццкий договор 2001 года не предполагал каких-либо существенных перемен в сфере охраны окружающей среды.

К наиболее важным направлениям правового регулирования ЕС защиты окружающей среды относится экологическая стандартизация, оценка воздействия на окружающую среду; сбор и обработка экологической информации, мониторинг окружающей среды; экологическая сертификация; экологический менеджмент и экологический аудит; развитие механизма финансирования; защита экологических прав.

Последнее выступает в качестве самого значимого компонента и современной тенденцией в развитии экологического законодательства ЕС.

Экологическая политика ЕС и право окружающей среды ЕС существуют и развиваются на протяжении последних четырёх десятков лет. Развитие правового регулирования этой области отношений сегодня идет по трем основным направлениям:

– создание и обеспечение функционирования организационного механизма охраны окружающей среды (нормирование окружающей среды на уровне Сообщества, введение единых правил оценки воздействия на окружающую среду, сбор и обработка экологической информации, а также мониторинг окружающей среды через Европейское агентство по окружающей среде, экологическая сертификация Сообщества, экологический менеджмент и экологический аудит);

– создание и развитие экономического механизма охраны окружающей среды (система финансирования экологических мероприятий «LIFE», «зеленые» налоги Сообщества в энергетике, поддержка системы «депозита-возврата» в государствах-членах);

– становление механизма защиты экологических прав.

Последнее является одной из наиболее существенных современных тенденций в развитии экологического законодательства ЕС и представляется закономерным итогом деятельности Европейского сообщества по улучшению качества окружающей среды и достижению высокого уровня ее защиты[10].

Среди наиболее важных правовых документов европейского права следует выделить Директиву 90/313/ЕЭС о свободе доступа к информации об окружающей среде 1990 года, принятую для обеспечения свободы доступа и распространения экологической информации, находящейся в распоряжении органов власти, а также определения пределов доступности такой информации.

В 2003 году была принята новая Директива Европейского парламента и совета 2003/4/ЕС об отмене Директивы 90/313/ЕЭС и о доступе общественности к информации об окружающей среде, приводящая законодательство Сообщества в соответствие с Орхусской конвенцией.

Большое значение для предоставления гарантий экологических прав имеет и Директива 85/337/ЕЭС по оценке воздействия государственных и частных проектов на окружающую среду 1985 года, которая была изменена Директивой 97/11/ЕС 1997 года.

Дополнительные механизмы защиты экологических прав на уровне ЕС стимулировала Шестая программа действий Сообщества в области окружающей среды, утвержденная в 2002 году. Среди ее приоритетов находилось и становление законодательства ЕС об экологической ответственности[11].

Следует отметить, что на сегодняшний день действует Седьмая программа действий, приоритетными сферы которой: «1) изучение роли городского сообщества и городской политики для улучшения состояния окружающей среды, 2) обеспечение совершенствования согласованной политики путем лучшей интеграции 3) разработка широкой базы знаний и лучших показателей для оценки прогресса; 4) новый акцент на международные аспекты экологической политики, создание основы для глобального зеленого роста, стремление к лучшему глобального экологического управления»[12].

Самой популярной моделью общественного участия в экологическом законотворчестве в ЕС стало объединение в природоохранные организации или группы. Результативность их действий в разных государствах-членах различна. Максимальная динамичность общественности присуща для Великобритании, Германии, Нидерландов и Дании, минимальная – для Ирландии, Греции.

Евросоюз определил экологические проблемы в качестве наиболее важного направления своей политики. В законодательстве государств — членов ЕС не выделяются экологические права граждан в качестве фундаментального права, однако закрепляются прямо либо косвенно в конституциях либо иных законодательных актах.

Так,  Конституция Австрии приписывает к компетенции федерации меры по предупреждению опасного воздействия на окружающую среду, вызванного превышением допустимых норм содержании вредных примесей, обеспечению чистоты воздуха, утилизации опасных отходов (ст. 102).

К компетенции земель приписывается проверка на совместимость с окружающей средой проектов, предполагающих значительное воздействие на окружающую среду (ст. 11)[13].

 

На настоящем этапе ЕС работает над улучшением нормативной базы охраны окружающей среды. Например, развитию подверглись акты относительно наблюдения за окружающей средой, экологической сертификации, проведения оценки воздействия на окружающую среду, механизма финансирования экологических мероприятий и др. Одновременно предпринимаются попытки систематизации актов в сфере экологической стандартизации.

 

 

§ 3. Основные экологические права граждан в странах Евросоюза.

Права человека и окружающая природная среда в настоящее время всемирно признаны как фундаментальные ценности, и существующие институты государства и права должны были измениться для того, чтобы их гарантировать[14].

Именно по этой причине проблема экологических прав граждан так актуальна в современности.

Первые научные разработки касательно этого вопроса начали появляться в литературе в конце 1970-х гг., а в 1990-е гг. был дан старт новому этапу научного осмысления данного явления.

Терминологический бюллетень ООН «Окружающая среда и развитие»[15] содержит следующие формулировки:

- окружающая среда, способствующая здоровью и благополучию людей;

- здоровая, благоприятная для здоровья окружающая среда;

- благоприятная окружающая среда;

- здоровая, безопасная окружающая среда;

- экологически сбалансированная окружающая среда;

- свободная от загрязнений окружающая среда;

- устойчивая окружающая среда;

удовлетворительная окружающая среда.

Безопасная окружающая среда является родовым понятием и включает в себя такие критерии, как устойчивость, сбалансированность, качество, удовлетворительные, благоприятные условия жизни.

Стабильность и устойчивость — это совокупность природных и антропогенных условий, при наличии которых исключается причинение вреда здоровью людей и природным объектам.

Качество понимается как условия окружающей среды при сбалансированном содержании в ней различных веществ, которые обеспечивают жизнедеятельность людей, саморегуляцию экосистем и восстановление окружающей среды.

Здоровая безопасная окружающая среда характеризуется предельно допустимыми концентрациями загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, водных источниках, соблюдением предельно-допустимых уровней акустического, электромагнитного, радиационного и иного вредного воздействия.

Кроме этого, следует учитывать соответствие установленным стандартам продуктов питания.

Декларация ООН «Права человека и окружающая среда» подчеркивает, что экологические права принадлежат к фундаментальным правам человека наряду с политическими, экономическими, социальными правами, а также связь и взаимозависимость всех иных прав граждан (право на жизнь, право на здоровье) и их экологических прав[16].

По мнению проф. В.В. Петрова, права граждан в сфере экологии предполагают три ключевых момента: 1) право на благоприятную для жизни окружающую среду;

2) право на охрану здоровья человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды;

3) право и обязанность гражданина участвовать в охране окружающей среды[17].

 

Таким образом, экологические принципы наряду с экологической политикой играют значимую роль в международном экологическом праве, которое, на сегодняшний день – одна из наиболее развивающихся отраслей международного права. Они служат базисом ключевым  стандартом международного экологического права и его институтов, выступают в качестве инструкции по толкованию и критерием законности экологических правовых норм, заполняют пробелы позитивного права.

Основные экологические права человека, их признание стимулируют рост самосознания граждан, их культуру. Оно способствует  участию граждан государств – членов ЕС в охране окружающей природной среды, увеличивает эффективность деятельности государств в данной области, так как осуществление экологических прав подразумевает необходимость требовать надлежащего поведения от других субъектов, прежде всего от государственных органов. Так же регулирование экологических прав способствует укреплению авторитета каждого государства, его выходу на международную арену, вхождению в европейское и мировое правовое пространство.

 

Глава II. Защита экологических прав в законодательстве Европейского Союза.

В странах ЕС представлены разнообразные возможности обращения в суд с целью защиты экологических прав. Они делятся на 4 основные группы:

- возможность обращения в суд за защитой экологических прав любого лица (Голландия, Ирландия);

- возможность обращения в суд за защитой экологических прав любого заинтересованного лица (Франция, Великобритания, Испания, Швеция, Финляндия);

- возможность обращения в суд за защитой экологических прав только при нарушениях индивидуальных прав истца (Германия);

 - возможность обращения в суд за защитой экологических прав, предоставленная соответствующим ассоциациям (Италия, Греция)

 В целом возможности защиты в суде касательно экологических прав граждан в странах ЕС соответствуют положениям Орхусской конвенции 1998 г. Национальные суды традиционно могут отменить решение государственных органов или даже аннулировать пакет таких решений. В некоторых странах ЕС суды имеют функцию также поручать государственным органам выполнить их обязанности в этой сфере.

Осуществление экологических целей Европейского сообщества — это важнейшая гарантия социальных прав личности. Это вытекает из Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г.

Статья 37 Хартии предписывает, что высокий уровень защиты и улучшение качества окружающей среды обязаны быть частью политики ЕС, и их достижение происходит на основе принципа устойчивого развития.

Указанная Хартия выделяет  только экологическую гарантию осуществления других основных прав и не имеет экологических прав. Это приводит к обоснованному недоумению в широких кругах экологической общественности Европы. Ведь экологические права причисляются в список к основным социальным правам, в то время, как их осуществление –  значимое условие в пути к достижению устойчивого развития. Так же стоит отметить, что в ближайшей возможности изменения положений Хартии, они могут быть переформулированы в разрабатываемую Конституцию ЕС, а это означает, что экологические права не будут отнесены в список прав, гарантируемых новой Конституцией[18].

Некоторые из этих прав содержатся в законодательстве ЕС. Само Европейское сообщество неоднократное количество раз говорило о важнейшем характере их защиты. Эти права объявляет и законодательство стран ЕС, причем зачастую на уроне основного закона государства – Конституции, например, в Бельгии, Дании, Нидерландах, Португалии, Швеции.

Но именно то, что в законодательстве ЕС в области экологии на данный момент формируется система гарантий экологических прав, формируются правовые инструменты, обеспечивающие их реализацию, подтверждает  косвенное признание ЕС экологических прав личности.

Новое стремление развитию системы защиты экологических прав на уровне ЕС придала Шестая программы действий ЕС в сфере окружающей среды, утвержденная Решением Европейского парламента и Совета № 1600/2002/ЕС от 22 июля 2002 г.[19].

Например, из числа стратегических подходов к осуществлению экологических задач, Шестая программа учитывала мероприятия согласно укреплению сотрудничества и партнерства с неправительственными организациями, а равно по содействию наилучшему пониманию и участию в решении экологических проблем европейских граждан, что требует:

o предоставления  доступа к данным, участию и правосудию путем скорой ратификации ЕС и государствами – членами Орхусской конвенции;

o помощи обеспечения людей легкодоступными данными о состоянии и основных тенденциях в окружающей среде в балансе с общественными, финансовыми и здравоохранительными тенденциями;

o единого увеличения экологической осведомленности граждан;

o формирования единых законов и основ качественного управления экологическими интересами в ходе диалога между заинтересованными сторонами.

Среди основных задач  Шестой программы находилось и формирование нормативных актов ЕС об экологической ответственности, которое способно стать верным залогом соблюдения экологических прав.

Как и предполагалось, Шестая программа была учреждена сроком на 10 лет, что отличало её от предыдущих программ, которые охватывали меньший временной промежуток. Первоначально рассчитывалось ввести новую программу до 2010 г., однако из-за промедления в принятии, в итоговом тексте было определено, что программа действует 10 лет, начиная с 22 июля 2002 г., т.е. до 21 июля 2012 г.

Сейчас прошла примерно половина периода между стартом в начале 1970-х годов разработки экологической политики Европейского Союза и видением Европейского Союза на 2050 год, которое гласит: «достойная жизнь в пределах одной планеты»[20].

 

Таким образом, защита экологических прав гарантируется и защищается на судебном уровне. Система защиты экологических прав в ЕС сегодня пребывает в процессе развития.

 

 

Заключение.

В качестве итогов проведенному исследованию, следует подчеркнуть и выделить выводы, сделанные в ходе работы над законодательными и научными источниками.

В ходе работы были выделены основные из существующих принципов экологического права Европейского Союза. Они – фундамент, на котором возводится  все здание экологического права и законодательства.

 Так же были выявлены основные экологические права человека, признанные на международном уровне. Фундаментальным экологическим правом является право на благоприятную окружающую среду.

При последовательной реализации экологические права имеют важнейшее правовое значение как базис для постепенного возобновления благоприятного состояния окружающей природной  среды в государстве, необходимы для гарантии нормальной жизнедеятельности гражданина.

Основные экологические права человека, их признание стимулируют рост самосознания граждан, их культуру.  Наряду с этим, они способствует укреплению авторитета каждого государства, их международной значимости и признанию.

В процессе написания работы была изучена экологическая политика Евросоюза, ее развитие, становление тех самых принципов и основных экологических прав, обозначенных в ходе работы.

Было установлено, что защита экологических прав в странах – членах Европейского Союза гарантируется и защищается на судебном уровне. В странах ЕС имеются различные возможности обращения в суд с целью защиты экологических прав. Они делятся на 4 основные группы.

 Система защиты экологических прав в ЕС сегодня находится в процессе развития и совершенствования.

Используемая литература.

1) Brussels Commission of the European Communities, 15.05.2001

2) Договор, учреждающий Европейское Сообщество, Рим, 25.05.1957г. (консолидированный текст с учетом Ниццcких изменений ред. от 16 апреля 2003 г)

3) Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, Стокгольм, 1972 г.

4) Постановление Европейской Комиссии об основах реализации принципа профилактики (Leitlinie n der Komission über die Anwendung der Grundsatzes der Versorge. Kom.., 2000. I.)

5) Терминологический бюллетень ООН // Окружающая среда и развитие, Рио-де-Жанейро, 1992

6)  Шестая программа действий Европейского сообщества в области окружающей среды «Европа: 2020», 2002 г.

7) Седьмая программа действий Европейского сообщества в области окружающей среды, 2013 г.

8) Конституция Австрийской Республики  от 10 ноября 1920 года

9)Aragao A. The Application and Interpretation of the Core Environmental Principles by the Portuguese Courts//Principles of European Environmental Law. S. 151-179.

10)Калиниченко П.А. Современные тенденции в развитии экологического права ЕС // Материалы семинара «Преподавание права Европейского Союза в российских ВУЗах – II», состоявшегося в Москве 5–7 декабря 2000 г. М. 2001, С. 207–211.

11)Кёк В. Основы менеджмента рисков в экологическом праве Германии //Правовое регулирование проблем безопасности /Под ред. Н.И.Махутова. М.:ФЦНТП, 2002. С.140-144

12)Кремер Л.// Дубовик О.Л., Кремер Л., Любее-Вольфф Г. Указ. соч. С. 132-140

13) Олейник В.В. Формирование экологической политики ЕС // С.3

14) Стек С, Звеп К. ван дер, Кравченко С, Большакова М. Екологічні права громадян: як їx захистити за допомогою закону. — К.: Інформ. Агентство «Ехо-восток», 1997. — С. 5.

15)Петров В. В. Экологическое право и реальность // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Право. — 1990. — № 3. — С. 12.

   16) Хартия Европейского Союза об основных правах: комментарий / Отв. ред. Кашкин С.Ю. М. 2001; McCrudden Ch. The Future of the EU Charter of Fundamental Rights. NY. 2001

 


[1] Кремер Л.// Дубовик О.Л., Кремер Л., Любее-Вольфф Г. Указ. соч. С. 132-140

[2] Договор,учреждающий Европейское Сообщество, Рим, 25.05.1957 г.(консолидированный текст с учетом Ниццcких изменений; с изменениями от 16 апреля 2003 г).

[3] Aragao A. The Application and Interpretation of the Core Environmental Principles by the Portuguese Courts//Principles of European Environmental Law. S. 151-179.

[4] Кёк В. Основы менеджмента рисков в экологическом праве Германии //Правовое регулирование проблем безопасности /Под ред. Н.И.Махутова. М.:ФЦНТП, 2002. С.140-144

[5] Постановление Европейской Комиссии об основах реализации принципа профилактики (Leitlinie n der Komission über die Anwendung der Grundsatzes der Versorge. Kom.., 2000. I.)

[6] Люббе-Вольфф Г. Основные характеристики права окружающей среды Германии. С. 89

[7] Договор,учреждающий Европейское Сообщество, Рим, 25.05.1957 г.(консолидированный текст с учетом Ниццcких изменений; с изменениями от 16 апреля 2003 г).

[8] См. п.7

[9] COMMISSION OF THE EUROPEAN COMMUNITIES Brussels, 15.5.2001

[10] Калиниченко П.А. Современные тенденции в развитии экологического права ЕС // Материалы семинара «Преподавание права Европейского Союза в российских ВУЗах – II», состоявшегося в Москве 5–7 декабря 2000 г. М. 2001, С. 207–211.

[11] Шестая программа действий Европейского сообщества в области окружающей среды (комментарий и перевод к.ю.н. Калиниченко П.А. под ред. проф. Кашкина С.Ю.). М. 2002.

[12] Олейник В.В. Формирование экологической политики ЕС // С.3

[13] Конституция Австрийской Республики. ФКЗ от 10 ноября 1920 года

[14] Стек С, Звеп К. ван дер, Кравченко С, Большакова М. Екологічні права громадян: як їx захистити за допомогою закону. — К.: Інформ. Агентство «Ехо-восток», 1997. — С. 5.

[15] Терминологический бюллетень ООН // Окружающая среда и развитие, Рио-де-Жанейро, 1992

[16] Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, Стокгольм, 1972 г.

[17] Петров В. В. Экологическое право и реальность // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Право. — 1990. — № 3. — С. 12.

[18] Хартия Европейского Союза об основных правах: комментарий / Отв. ред. Кашкин С.Ю. М. 2001; McCrudden Ch. The Future of the EU Charter of Fundamental Rights. NY. 2001

[19] Шестая программа действий Европейского сообщества в области окружающей среды (комментарий и перевод к.ю.н. Калиниченко П.А. под ред. проф. Кашкина С.Ю.). М. 2002

[20] Седьмая программа действий Европейского сообщества в области окружающей среды, 2013 г.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.