Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АККАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Факультет международных отношений и политических исследований

Направление подготовки международные отношения

Кафедра международных отношений

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Мировая политика»

на тему:

Анализ проблемы отношений "Север-Юг" на примере отношений США и Афганистана

  Автор работы: студент 4 курса очной формы обучения Гордеев Иван Евгеньевич подпись______________________
  Руководитель работы: Кандидат исторических наук Новик Дмитрий Геннадьевич Оценка_______________________ Подпись______________________ «___»___________________2020 г.
   

Санкт-Петербург

2020г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. США и Афганистан с точки зрения проблемы «север-юг»

1.1 Афганистан до 2001 года, роль развитых стран мира в жизни страны……..6

1.2 Перемены после военного вмешательства США в Афганистан…………..12

Глава 2. Инструменты взаимодействия сторон в отношениях «Север-Юг» в регионе

2.1 Взаимодействие США и Афганистана на современном этапе…………….19

2.2. Структура проблемы «Север-Юг» в отношениях США и Афганистана...25

Заключение……………………………………………………………………….33

Библиографический список……………………………………………………..36

 

Введение

Проблема «Север-Юг» существует столько же времени, сколько существуют такие образования, как государства. Это происходит потому что, каждая нация, решившая объединиться под одним флагом и общностью территории имела свой путь развития. Граждане некоторых стран оказались более удачливыми или смышлёными, у других же все наоборот. Так зародились первое неравенство и темпы развития первых государств. На сегодняшний момент разница в экономических, военных и политических показателях между развитыми и развивающимися странами может составлять огромную пропасть, которая является угрозой для всего мира. Потому что, именно граждане развивающихся стран могут почувствовать несправедливость и ущемленность своих интересов в угоду развитым акторам международных отношений. Развивающиеся государства, которые не успели каким-то образом усугубить ситуацию в мире, в сегодняшнее время на ровне с развитыми, несут тягости экономических производств, войн и другой различной деятельности больших и передовых стран. Данная ситуация может вызвать всплеск недовольства и расколоть мир на два враждующих лагеря.

Подобные ситуации противоборства и сотрудничества стран с различным уровнем развития уже наблюдались в истории мира. Во время становления дуалистической системы политического пространства Земли, когда США и СССР делили сферы влияния, маленькие развивающиеся страны становились полем интересов двух гигантов. Конечно, две сверхдержавы не воевали напрямую друг с другом, однако, посредством финансирования или другой помощи, вели боевые действия на территориях маленьких развивающихся государств за свои национальные интересы. Такими территориями была Корея, разорванная на две части гражданской войной или, например, Афганистан, до сегодняшнего дня терзаемый боевыми действиями на своей территории. Ведь именно США спонсировало создание боевых единиц для борьбы с коммунистами в Афганистане[1], которые в сегодняшнее время представляют боевиков самых известных террористических организаций и нарушают порядок в стране. Однако сейчас, после всех воин, США признается единственной сверхдержавой, а в Афганистане до сих пор слышатся выстрелы и взрывы.

В сегодняшнее время многое поменялось – нет уже СССР, нет такой же военной напряженности, как в эпоху Холодной войны, однако главное осталось неизменным – никуда не делись сильные развитые и слабые развивающиеся государства. Отношения двух данных типов акторов неотъемлемая часть международных отношений. Это значит, что проблема «Север-Юг» не только не стала менее значимой, но, возможно, приобрела еще более весомую роль в связи со становлением многополярного мирового порядка. По этой причине следует анализировать проблему отношений «Север-Юг» на уже сформировавшемся взаимодействии некоторых стран. История отношений США и Афганистана имеет длинные исторические корни, поэтому анализировать данную проблему исследования стоит именно на примере отношений США и Афганистана.  

Актуальность темыисследования обусловлена тем, что на сегодняшний день проблема «Север-Юг» не может быть разрешена полностью. Существуют различные инвестиционные фонды и международные организации, которые помогают развивающимся странам сократить свое отставание от ведущих стран мира, однако этого недостаточно для полного разрешения проблемы «Север-Юг». В данной ситуации неконтролируемое развитие этой кризисной ситуации чревато большими и серьезными последствиями для всего мира, так как доля населения развивающихся стран составляет почти 80% населения всего земного шара. Для того, чтобы изобрести новые, либо усовершенствовать уже существующие пути решения данной проблемы требуется четко понимать её структуру, сегодняшнюю ситуацию и виды инструментов, фигурирующих в отношениях развитых и развивающихся стран. Это исследование посвящено именно этим аспектам проблемы «Север-Юг», поэтому данная работа является, как никогда, актуальной. 

Цель данной работы – проанализировать проблему отношений «Север-Юг» на примере отношений США и Афганистана.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующиезадачи:

· Исследовать роль влияния развитых стран на внутреннюю ситуацию Афганистана.

· Изучить исторические предпосылки вмешательства США в дела Афганистана.

· Выделить инструменты взаимодействия между США и Афганистаном в рамках отношений «Север-Юг».

· Рассмотреть структуру проблемы «Север-Юг» на примере США и Афганистана.

Объект исследование – проблема смешанных отношений «Север-Юг».

Предмет исследования – Развитие смешанных отношений между развитыми и развивающимися государствами в рамках проблемы «Север-Юг» на примере США и Афганистана.

Значимость исследования заключается в том, что мир до сих пор поделен на развитые и развивающиеся страны, и сегодня стоит острая угроза стабильности мира из-за сильного экономического неравенства между этими двумя полюсами.

Структура работы: работа состоит из введения, четырех параграфов, объединенных в две главы, заключения, списка использованных источников и литературы.

ГЛАВА 1. США И АФГАНИСТАН С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ «СЕВЕР-ЮГ».

1.1 Афганистан до 2001 года, роль развитых стран мира в жизни страны

После Саурской революции была провозглашена Демократическая Республика Афганистан в апреле 1978 года. Главой государства стал общественный и государственный деятель – Нур Мохаммад Тараки. Правительство стало проводить различные реформы, которые не нравились народу. В числе таких реформ, например, была секуляризация земель. Все это стало поводом для начала Гражданской войны в Афганистане. В стране существовала правящая партия НДПА, которая в 1967 году поделилась на две части — Хальк и Парчам. Нур Мохаммад Тараки был лидером фракции Хальк. Спустя некоторое время своего правления, правитель Афганистана был тайно убит Хафизуллой Амином, членом своей же фракции. В последствии, Амин стал главой государства и правителем Афганистана. Данная ситуация произвела неприятное впечатление на глав СССР. В Советском союзе считали, что Амин является крайне ненадежным человеком, который в любой момент способен заключить сделку с противниками – с Западом.

Советское правительство решило вмешаться в дела страны, путем ввода своих войск в Афганистан, чтобы устранить ненадежного нового правителя – Хафизуллу Амина. Основной причиной данных событий являлась помощь СССР коммунистическому правительству в Афганистане для установления угодного развитой стране режима власти и устранения несогласных мятежников. Результатом ввода советских войск на территорию Афганистана стало вовлечение СССР в гражданскую войну развивающейся по сей день страны. Не заставила себя ждать и ответная реакция со стороны США. Официальная позиция США: СССР вторгся в Афганистан и оккупировал его[2]. Однако прямого вмешательство в гражданскую войну со стороны США не последовало, поэтому правитель Афганистана - Хафизулла Амин был убит советскими войсками во время штурма президентского дворца 27 декабря 1979 года[3]. Пост председателя Революционного совета занял более симпатизирующий советской стороне лидер фракции Парчам - Бабрак Кармаль[4].

Основными силами борьбы против советских интервентов были афганские моджахеды. Помимо США, и другие уже достаточно развитые государства стали вмешиваться в дела Афганистана. С определенного момента афганских моджахедов стали поддерживать Китай, Британия и некоторые другие влиятельные страны мира[5], в основном финансово и оружием. В частности, США были ведущими спонсорами антикоммунистических сил в Афганистане. В июле 1979 года тридцать девятый президент США - Джим Картер подписал президентский указ, санкционирующий финансирование антикоммунистических сил в Афганистане. Однако, стоит учесть, что напрямую США не спонсировали никакие силы. Посредником в данном деле стала пакистанская разведка, которая согласилась помогать Соединенным Штатам Америки[6]. Основные задачи пакистанской разведки заключались в распределении финансирования США и снабжении оружием Афганских сил оппозиции. Также, на территории Афганистана были развернуты базы для обучения и вербовки из арабских государств солдат для противодействия коммунистическому режиму[7].

Говоря про конкретные действия правительства США, ими было выделено в рамках операции «Циклон», начиная с 1980-го года, постоянно увеличивающийся бюджет для финансирования антикоммунистической оппозиции. В 1984 году бюджет равнялся 125 миллионам долларов, в 1985 году — 250 миллионам, в 1986 году — 470 миллионов, а в 1987 году он составил 630 миллионов долларов. По данным Мохаммада Юсуфа — начальника афганского отдела центра разведки Пакистана, в 1983—1987: объём финансовых средств, направленных на поддержку афганских моджахедов к 1987 году, только от США — в день составлял около 1-го миллиона долларов. Общая сумма помощи афганским моджахедам из США к 1988 году достигла 2,1 миллиарда долларов. Такой же объём военной помощи оказала Саудовская Аравия. Вместе с тем, значительные финансовые средства поступали из частных фондов арабских стран Персидского залива — порядка 400 миллионов долларов ежегодно[8].

Следствием данных действий стало объявление против советских войск в Афганистане джихада – священной войны. К войне присоединилось большое количество арабских наёмников. Сопротивление просоветским силам заставили правительство СССР принять решение о выводе войск из Афганистана. Так, в суверенитет развивающейся страны стало вмешивать на одно развитое государство меньше.

В 1989 году, после вывода советских войск, гражданская война не прекратилась, а разгорелась с новой силой. В северной части страны появилась новая организация, состоящая из прошлых командиров армии Афганистана, которая была названа «Северный альянс». Это были повстанческие войска, не поддерживающие режим. Большинство из членов данной организации являлись выходцами из тренировочных лагерей, организованных пакистанской службой разведки, которая, в свою очередь, финансировалась, в основном, Соединенными Штатами Америки. В апреле 1992 года повстанцы вошли в Кабул. Итогом данного события стало то, что Демократическая Республика Афганистан перестала существовать. Во время борьбы за власть, столица Кабул была обстреляна артиллерией противоборствующих сторон, и большое количество культурных и исторических памятников афганской столицы было разрушено[9]. В южной части государства зародилась другое движение с названием «Талибан». Главная цель, которую члены Талибана ставили перед собой, это защита интересов народа Афганистана. Они хотели создать новое исламское государства в Афганистане. Важно то, что Талибан получал финансирование из другой страны – из ОАЭ[10].

После 1996 года Талибан захватил основную часть страны, лидер Северного альянса был казнен, а сама организация «Северный альянс» был отодвинут к границам Афганистана. Финансируемое богатыми государствами правление талибов характеризовалось религиозной нетерпимостью по отношению к иноверцам и нецивилизованной жестокостью — например, ворам отрубали руки, женщинам и девочкам было запрещено посещать школы и находиться на улице без сопровождения мужчины и т. д.[11]

С конца 1980-х годов[12] рост производства наркотиков в Афганистане достиг новых высот. Самый крупный урожай опиатов, а именно 4600 тонн — был собран в 1999 году, во время талибского правления[13], установленного при поддержке зарубежных развитых стран. В 2000 году было собрано 3275 тонны опиумного мака[14]. В том же году талибы под давлением мирового сообщества[15] запретили выращивание опиумного мака на контролируемой ими территории, в результате чего за 2001 год в Афганистане был выращен рекордно низкий урожай опиумного мака: было произведено всего 185 тонн опиума, причём большая часть этого опиума была собрана на территории провинции Бадахшан, контролируемой Северным альянсом[16].

После терактов 11 сентября 2001 года, США направили свою политику на борьбу с терроризмом. Усама бен Ладен, имеющий статус международного террориста, по данным американских служб разведки, скрывался в талибском Афганистане. Данные события послужили веским поводом для США, чтобы ввести свои войска на территорию Афганистана. Так и начались прямые отношения, без посредников, наподобие пакистанской службы разведки, США и Афганистана. Так начались отношения, характеризующиеся в сегодняшней политике, как отношения «Север-Юг». Однако, по мнению журналиста Пепе Эскобара, настоящей причиной послужил отказ талибов в прокладке Трансафганского трубопровода на условиях США, в частности, план вторжения США в Афганистан существовал ещё за полгода до событий 11 сентября[17].

    Гражданская война в Афганистане стала обычным явление борьбы за власть. Многие страны, в том числе и развитые, проходили через это. Однако вмешательство некоторых больших и сильных государств, по типу США и СССР, сделали данный процесс неоднозначным. В попытках отстоять свои интересы, развитые страны воевали чужими руками на чужой территории, навязывая свою политику. Прямого вмешательства в суверенитет Афганистана избежали все, кроме СССР, однако благодаря сильному сопротивлению, финансируемому в основном Штатами, Советский Союз ушел из, разорванной на части из-за войны, страны. Установленное новое правительство Талибов отличилось торговлей наркотиков. Это было то самое правительство, которому помогли захватить власть сильные и развитые государства. Данные события еще больше увеличили экономический и политический разрыв между Афганистаном и уже развитыми государствами. Уже на этом этапе истории отношений Афганистана и США, которые только набирают свои обороты, виднеется остро стоящая проблема «Север-Юг».

 

1.2перемены после военного вмешательства США в Афганистан

В связи с тем, что правительство Талибана отказалось выдать лидера террористов Усаму бен Ладена после террористических атак «Аль-Каиды» 11 сентября 2001 года, Соединенные Штаты вторглись в Афганистан.

США официально продекларировало свои цели для вмешательства в Афганистан[18]. Основными целями являлись - свержение режима талибов, и освобождение территории Афганистана от влияния Талибана. Другой основной целью являлось противодействие терроризму и борьба с террористической организацией «Аль-Каида». В рамках этой цели, правительство США выдвинуло такие задачи, как, например, пленение и суд над участниками «Аль-Каиды».

Военные операции включали в себя бомбардировки основных мест скопления боевиков Талибана. После месяца бомбардировок боеспособность движения Талибан снизилась: оно потеряло всю свою авиацию (наличие которой ранее было заметным преимуществом над Северным альянсом), тыловые линии снабжения были нарушены.

Ослабление Талибов заставило активизироваться организацию Северный Альянс. Уже 9 ноября 2001 года Северный альянс провёл первую серьёзную наступательную операцию с начала воздушной кампании, взяв крупный город Мазари-Шариф[19]. При этом было убито много талибов, прекративших сопротивление, а город подвергся мародёрству. Утрата Мазари-Шарифа нанесла Талибану серьёзный удар. Многие поддерживавшие его полевые командиры предпочли перейти на сторону Северного Альянса после первого же поражения.

13 ноября талибы без боя оставили Кабул, находившийся под их властью с 1996 года[20]. Несколько дней спустя они контролировали лишь южную часть Афганистана, и город Кундуз на севере. Осада Кундуза продолжалась с 16 по 25 ноября и завершилась капитуляцией удерживавших город сил Талибана[21]. Пленные были помещены в старинную крепость Калайи-Джанги, где, однако, подняли мятеж, который был подавлен Северным Альянсом при поддержке американских спецподразделений и авиации лишь через неделю. Из числа восставших выжили несколько десятков человек.

Руководство Талибана быстро потеряло контроль над страной и перебралось через границу на юге Афганистана в Пакистан. Оттуда они подняли мятеж против войск международной коалиции и афганских национальных сил безопасности, поддерживаемых Западом.

В 2003 году НАТО взяла на себя руководство миссией Международных сил содействия безопасности (ИСАФ), санкционированной Организацией Объединенных Наций. На пике своего развития в ИСАФ входило более 130 000 военнослужащих из 51 страны НАТО и стран-партнеров. Силы ИСАФ сражались бок о бок с Афганскими национальными силами безопасности (ANDSF). Международное сообщество, озабоченное реальной угрозой талибских наступлений, работало над улучшением возможностей ANDSF.

Спустя восемнадцать лет войны, в 2020 году ANDSF по-прежнему сталкиваются с серьезными проблемами в удержании территории и защите населенных пунктов, в то время как талибы продолжают оспаривать районы и проводить террористические акты террористов-смертников. города. Более четырех лет война находится в тупике: по официальным оценкам правительства США, на момент 2019 года только 53,8 процента афганских районов находились под контролем или влиянием правительства , 33,9 процента находились в спорном состоянии, а оставшиеся 12,3 процента находились под влиянием талибов[22].

Вмешательство в дела Афганистана имеет последствия. Для Афганистана этими последствиями является непрекращающаяся война и огромное количество военных и гражданских жертв. Военнослужащие ANDSF продолжают нести тяжелые потери, и, хотя фактические цифры в настоящее время засекречены военными США, по оценкам высокопоставленных афганских чиновников[23], в течение нескольких месяцев 2018 года ежедневно погибало от 30 до 40 сотрудников ANDSF. В 2018 году также было зафиксировано рекордное количество жертв среди гражданского населения: 10 993 человека, при этом ООН задокументировала 3 804 смертельных случая и 7 189 ранений. В то время как в 2019 году наблюдался небольшой спад, когда было убито 3 403 мирных жителя и 6 989 ранено, потери среди гражданского населения превысили 10 000 шестой год подряд и довели общее количество задокументированных ООН потерь среди гражданского населения с 2010 года до более 100 000[24].

Помимо территории в стратегически важной южной провинции Гильменд, талибы управляли или боролись за территории в почти каждой провинции. В мае 2018 года талибы ненадолго захватили столицу провинции Фарах, а в августе 2018 года захватили столицу провинции Газни, удерживая город почти неделю, прежде чем американские и афганские войска вернули контроль. Помимо увеличения войск США в 2017 году, американские военные дополнили свою стратегию, включив в нее приоритет уничтожения источников доходов «Талибана», а также использование самолетов, проводящих воздушные атаки против лабораторий по производству наркотиков и предприятий по производству опиума, принадлежащих Талибану. После двухсот ударов с воздуха по зданиям сети производства и транспортировки наркотиков талибов, кампания, не уничтожившая всю инфраструктуру наркобизнеса, была завершена в конце 2018 года[25].

В отличие от Ирака, эскалация вооруженной борьбы против оккупантов в Афганистане приобрела наибольший размах только к концу десятилетия. Несмотря на то, что очаги межэтнических конфликтов в стране оказались приглушены, неудачи преследовали попытки создания эффективного правительства в Кабуле. Действия вооруженных сил США и НАТО в сельских районах Афганистана вели к росту антизападных настроений. Неспокойное афгано-пакистанское пограничье превратилось в базу исламистов, стремившихся дестабилизировать обстановку как в Афганистане, так и в Пакистане. Недостаточность военных ресурсов США и НАТО для решительной победы над талибами сочеталась с неспособностью Кабула и Исламабада заручиться поддержкой пуштунских племен, из рядов которых талибы вербовали своих сторонников. Цели политической стратегии Соединенных Штатов в конфликте в Афганистане на протяжении 2000-х гг. менялись трижды. Изначально планировалось при опоре на силы Северного Альянса изгнать из страны правительство талибов и создать в Кабуле условно демократический режим проамериканской ориентации с широким представительством пуштунов. Достижение этой цели военными средствами в 2001- 2002 гг. привело к дестабилизации ситуации в Афганистане и в зонах проживания пуштунских племен на афгано-пакистанской границе.

Последствия политики США для региональной безопасности на Ближнем и Среднем Востоке. Исходной целью региональной внешнеполитической стратегии США было «освобождение» Ближнего и Среднего Востока от «террора и тирании». Речь шла о том, чтобы реорганизовать регион, преобразовав его единое пространство, дружественное США. Косвенным следствием этого процесса должно было стать военно-политическое окружение и изоляция Ирана с запада и востока. Вместе с тем, в итоге американского вторжения в Ирак политическое преобладание в нем получили шииты, что вызвало опасения относительно их возможности сближения с Ираном на антисуннитской основе в случае вывода американских войск. В результате наметилось обострение шиито-суннитских противоречий во всем регионе. Сторонники шиизма и Ирана усилились в Ираке, Турции, Сирии и Палестине. В сложившейся ситуации уход США из региона мог привести к экспансии антиамериканских настроений. Вместо «союзного пространства» в регионе складывались условия для формирования пояса антиамериканской враждебности. Развивая программу «демократизации Большого Ближнего Востока» Вашингтон главным образом намеревался способствовать развитию духа открытости и толерантности. США не торопились определять своих идейных союзников в исламском мире, оставаясь на уровне общих рассуждений о пользе свободы и вреде диктатуры. Рассуждениям на тему демократизации Большого Ближнего Востока остро не хватало конкретности и операциональности. На фоне благих пожеланий, действия Соединенных Штатов создавали у ближневосточной общественности впечатление надменности и самодовольства. Вкупе с агрессивной военной стратегией это отталкивало арабов больше, чем привлекало. Склонных солидаризоваться с политикой США на Ближнем Востоке со временем становилось все меньше. Нет оснований полагать, что события «арабской весны» стали следствием целенаправленных действия США. Политика Вашингтона в ходе разворачивания революционных событий давала характерный пример кризисного реагирования в ситуации неопределенности. Вашингтону было важно сохранить преемственность ключевых для региональной стабильности египетско-израильских отношений, но было сложно не приветствовать приход к власти в Каире ревизионистов. Деликатность ситуации состояла в том, что на Ближнем Востоке США фактически были вынуждены поддержать протестующих против тех своих союзников, на которых держались основы региональной системы безопасности. Косвенно это сыграло на пользу идеи демократизации, но повредило непосредственным стратегическим целям Вашингтона и ухудшило среду безопасности в регионе.

Затяжной конфликт на территории Афганистана создал большие проблемы экономическому развитию страны. Несмотря на все политические моменты отношений США и Афганистана, основой проблемы «Север-Юг» является экономическая составляющая. Поэтому, на США лежит ответственность за экономическое благополучие афганского народа. Для Афганистана же, неопределенность в отношении будущей международной помощи и затяжной военный конфликт создали нагрузку на афганскую экономику. Хотя, Соединенные Штаты и их союзники пообещали оказать поддержку Кабулу, переход к экономике мирного времени рискует еще больше дестабилизировать афганское общество, раздувая бюджетный дефицит и повышая уровень безработицы. В таких реалиях, США требуется более тщательно продумывать свои решения, чтобы не разрушить экономику Афганистана еще сильнее, а наоборот помочь развивающейся стране.

На сегодняшний день Соединенные Штаты жизненно заинтересованы в сохранении многих политических и экономических достижений в области безопасности, которые были созданы в Афганистане с 2001 года. Возрождение повстанческого движения Талибана может снова превратить Афганистан в убежище для террористов. Более того, внутренняя нестабильность в Афганистане может вызвать серьезные региональные последствия, поскольку, помимо США, за влияние в Кабуле борются Пакистан, Индия, Иран и Россия. Столкновение интересов этих стран, как мы видим из истории, могут иметь тяжелые последствия для региона и для самого Афганистана.

 

 

ГЛАВА 2. ИНСТРУМЕНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТОРОН В ОТНОШЕНИЯХ «СЕВЕР-ЮГ» В РЕГИОНЕ.

2.1взаимодействие США и Афганистана на современном этапе

Современные процессы в мире придают глобальное значение любым региональным конфликтам. Региональные конфликты, в свою очередь, имеют свойство воздействовать на всю систему международных отношений. Ситуация в мире, его стабильность напрямую зависят от ситуации с региональными конфликтами. Региональный конфликт создает угрозу глобальной безопасности, так как несет в себе целый спектр рисков, вызовов и угроз. Сейчас таковым примером является ситуация в Афганистане, на которую влияет взаимодействие США и Афганистана. Данный вопрос все больше привлекает внимание экспертов и является предметом дискуссий.

На данный момент времени отношения между США и Афганистаном характеризуются напряженностью.

Как уже отмечалось ранее, затяжной конфликт в Афганистане отразился и на экономической сфере. США неоднократно обещали оказать поддержку Кабулу, однако помощь США Афганистану может дестабилизировать еще больше афганское общество и экономическую сферу. Отметим, что по оценкам Пентагона, НАТО не добились улучшение ситуации в Афганистане, а наоборот, общая обстановка в стране только ухудшилась.

В 2018 году в американском Конгрессе первый заместитель помощника госсекретаря США Э.Уэллс выделила основные направления политики США в Афганистане[26], а именно:

· поддержка Кабула в противодействии противникам мирных процессов;

· содействие реформам;

· поощрение к объединению политических сил Афганистана в преддверии парламентских и президентских выборов;

· взаимодействие с соседними странами Афганистана в целях обеспечения региональной безопасности и мирного процесса.

Также США преследуют определенные цели, которые влияют на обстановку в Афганистане:

1. Борьба с международным терроризмом в лице «Талибана».

2. Афганистан занимает значимое геополитическое расположение, это привлекает США для контроля своих соперников на Востоке в лице Ирана, России, Китая, через укрепление своего влияния в Центральной Азии.

3. США расширяет масштаб своего влияния на страны Центральной Азии через строительство военных баз, инвестиции денежных средств в сферу пограничной безопасности, заявляя о том, что это способствует укреплению безопасности региона.

Афганистан, в свою очередь, в контексте проблемы «Север-Юг», обладает факторами, которые значительно влияют на развитие ситуации внутри. Во-первых, это многонациональное государство, которому присуще разобщенность. Во-вторых, экономика Афганистана характеризуется слабостью и нестабильностью: рост производства наркотиков, продолжение вооруженных конфликтов. В-третьих, военно-политическая нестабильность на иракском направлении служит следствием снижения значимости Афганистана для глобальной и региональной политики США. В-четвертых, в Афганистане происходит столкновение двух идеологий: либерализма и ислама.

Как известно, отсутствие прогресса в разрешении кризисной ситуации в Афганистане привело к тому, что осенью 2018 года в США окончательно сложилось осознание необходимости вывода американских войск и достижения компромисса между Кабулом и Вашингтоном, поиска пути определенного раздела власти. Талибы отказывались от переговоров с Кабулом до полного вывода американских войск. Предметом широких дискуссий стал визит Д. Трампа в Афганистан в ноябре 2019 года. Причиной стало то, что президент США заявил о перезагрузке процесса переговоров с «Талибаном», который бы уже состоялся, но был прерван в результате гибели американского военнослужащего. Д. Трамп отметил, что американские переговорщики встречаются с движением «Талибан», однако, сделка будет заключена в том, случае, если будет выполнена договоренность о прекращении огня. В ином случае, американские войска останутся на территории Афганистана, пока у США не будет соглашения или полной победы.[27] 29 февраля 2020 года в Дохе США и «Талибан» подписали соглашение, согласно которому Вашингтон выводит свои войска из Афганистана, а «Талибан» гарантирует запуск мирного процесса.[28] Однако существуют сомнения насколько эффективно будет опора на финансовые и политические инструменты для сохранения Афганистана в сфере влияния Вашингтона. Также существуют опасения, что афганские силовые структуры не смогут в полной мере сдерживать «Талибан» без прямой поддержки Вашингтона. Талибы, как известно, придерживаются иных взглядов на государственное устройство, в отличие от правящей элиты в Кабуле. Данные расхождения могут стать значительным препятствием на пути урегулирования конфликта. Соответственно правительству Афганистана невыгоден полный вывод американских войск из страны, так как присутствие Вашингтона является условием устойчивости нынешней политической элиты, а также США финансирует афганскую армию. При выводе войск есть вероятность снижения внимания США к Афганистану, что станет одной из причин взятия талибами власти в стране. Также страна «Юга», которая действует в одиночку, не может однозначно рассчитывать на успех в противостоянии большим экономическим блокам, которые созданы в странах развитого «Севера». Современные страны «Юга» в той или иной степени являются заложниками высокоразвитых стран «Севера», так как имеют недостаточную производственную базу и зависят от иностранного импорта и инвестиций. Афганистан – это важная территория, на которую проецируют свое влияние сверхдержавы. США, которые считают себя мировым лидером, также опасаются того, что в случае полного вывода войск из Афганистана и их союзников по НАТО, геополитическое влияние на данной территории распространят такие страны, как: Иран, Китай, Пакистан, Россия[29].

США входят коалицию из более чем 100 стран и организаций, которые служат цели обеспечения благополучия и безопасности государства Афганистан. Международное сообщество предоставило национальным силам безопасности Афганистана около 5 миллиардов долларов в 2019 году, при этом Соединенные Штаты внесли наибольший вклад в данную сумму. На пленарном заседании трастового фонда ANA в Брюсселе в июне 2019 года союзники по НАТО и оперативные партнеры подтвердили свою приверженность финансовой поддержке афганских сил до 2024 года[30].

Таким же образом, еще в 2016 году, США и другие партнеры на Брюссельской конференции обязались выделить помощь Афганистану в размере денежной суммы около 15 миллиардов долларов. Данная помощь должна была быть выделена, как помощь гражданам государства ИРА. В ответ на это, правительство Афганистана обязалось принять все необходимые меры для укрепления политической, экономической и правовой структуры страны, а также осуществлять тотальный надзор за соблюдением человеческих прав афганистанских граждан. В 2018 году ООН принимала прежних инвесторов в Женеве для оценки прогресса Афганистана в реформировании и подтверждения своих обязательств в Брюсселе. Кроме того, в Женеве подтвердились позиции, касательно будущей помощи гражданам Афганистана после политического урегулирования ситуации в стране. На заседании был разработан план действий, связанных с экономической позицией Афганистана, который должен помочь стране подготовиться к окончательному мирному соглашению.

Правительство Афганистана и США подписали в 2004 году соглашение о торговле и инвестициях. Данное соглашение на сегодняшний день является основной площадкой для двусторонних экономических и инвестиционных решений между двумя государствами. На сегодняшний день экспорт из США в ИРА увеличился почти на 525%. В настоящее время предпринимаются все меры по улучшению экономической обстановки, в том числе укреплению коммерческой нормативно-правовой базы Афганистана для привлечения внешней торговли и инвестиций, а также для стимулирования дополнительной торговли с Соединенными штатами за счет улучшения экономического базиса страны. Создание новых законодательства и политических планов, соответствующих требованиям Всемирной Торговой Организации, улучшат условия ведения экономической деятельности и, соответственно, сам торговый режим Афганистана, а также создаст международно-правовую основу, которая будет способствовать дальнейшей региональной интеграции Афганистана[31].

Таким образом, Афганистан является сферой интересов сверхдержав, в том числе и США. Процессы в Афганистане не могут быть проигнорированы США. Также угроза исходит не только от «Талибана», но и от Ирана. А, как известно, Афганистан имеет границу с Ираном, то есть США может геополитически противодействовать Ирану из Афганистана. Афганское руководство стремится сохранить за собой власть, переговоры с «Талибаном» и полный вывод американский войск из Афганистана не является выгодным для афганской правящей элиты. США – это главный спонсор и союзник Афганистана, однако на современном этапе взаимодействие между странами еще более усугубляются.

 

2.2 структура проблемы «север-юг» в отношениях США и Афганистана.

Почти 20 лет силы Запада во главе с США и странами блока НАТО, свергнув режим движения «Талибан» в Афганистане, продолжают сохранять на его территории военные силы, объясняя это противоборством с «международным терроризмом» и желанием создать безопасность для проведения социальной модернизации общества Афганистана. Однако, несмотря на полное соглашение и наличия одобрения со стороны международного сообщества в вопросе постепенного восстановления ИРА, в сегодняшнее время никем так и не разработана стратегия государственного строительства и реконструкции этой страны. По этой причине, до нормализации ситуации еще достаточно далеко, и Афганистан остается крайне нестабильным государством[32].

Политика, содержащая народный лозунг «Родина в опасности», которую Вашингтон вел в начале двадцать первого века, была тепло и дружелюбно принята граждана



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.