|
|||
Конспект урока музыки. Опера-сказание «Сказание о невидимом граде Китеже». Н.А. Римского-КорсаковаКонспект урока музыки Опера-сказание «Сказание о невидимом граде Китеже» Н.А. Римского-Корсакова
Вы можете определить композитора, о котором сегодня пойдет речь, если вспомните, кто самый сказочный оперный композитор? Правильно. Н.А. Римский-Корсаков. Наш урок об опере-сказании Н.А. Римского-Корсакова. Какой момент жизни композитора изобразил художник? За работой. Он увлечен, сосредоточен, серьезен. Пространство комнаты заполняют ноты, книги. Действительно, чтобы создать такую эпическую оперу, композитор много читал старинных текстов, не только литературных, но и прежде всего, изучал народные песни. Творчество – это сложный процесс, а у композитора тем более. И когда накоплен богатый музыкальный, литературный материал в творчестве композитора, тогда получается ОПЕРА. Либретто – это литературная основа оперы. В опере четыре действия, шесть картин. Основой сюжета стала легенда конца XVIII века о граде Китеже. Либретто было составлено композитором совместно с В. И. Бельским 7 (20) февраля 1907 года на сцене Мариинского театра в Петербурге состоялась премьера оперы. С чего начитается опера? Увертюра, вступление. Опера открывается вступлением «Похвала пустыне». Ничего вас не удивило в названии вступления? Правильнее сказать - «пустынь» - то есть в пустом, безлюдном месте, в глухом лесу. В центре России, Нижегородском крае, есть озеро Светлояр - жемчужина русской природы. Сюжет взят из популярной в русском народе легенды о Светлом Граде Китеже, стоявшем, по преданию, на берегу озера Светлояр среди Керженских лесов. Далеко разнеслась слава о его красоте. Однажды наступили для Руси страшные времена - напали на нее татары. Множество городов было ими разрушено, только Китеж, затерявшийся в лесной чаще, они не могли найти. Но предатель указал дорогу к городу. Навстречу ордам вышла дружина с князем и была великая сеча при Керженце. Все русские полегли на поле брани, но Китеж не достался татарам - город стал невидимым. Итак… Юная Феврония живёт со своим братом-древолазом, который летом добывает мёд. Феврония живёт в мире и согласии с лесом, она кормит и выхаживает диких зверей, которые приходят к ней. Композитор поручил оркестру симфоническое повествование о происходящем перед глазами зрителей. Вступление «Похвала пустыне» – величественный музыкальный пейзаж, рисующий бескрайние леса, восторженный тихий гимн русской природе. Действительно слышны нежные свирельные попевки, птичьи трели, кукование, т.е. главным средством музыкальной выразительности является ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ А теперь обратимся к другому инструментальному эпизоду: «Сеча при Керженце» Вам все слова знакомы? Сеча. Сеча – это кровавая битва, сражение Что, вы, чувствовали, когда звучала музыка? Печаль, тоску грусть, жалость, горечь. Обратите внимание на картину Николая Рериха. Художник создал занавес специально к этой опере. Когда в театре «Шатле» в Париже звучала эта опера, французы ходили не только слушать оперу, но и смотреть на это панно, настолько оно их очаровало. «Сеча при Керженце» - одна из вершин творчества композитора, произведение уникальное по лаконизму, яркости образов и истинно симфоническому развитию. Искаженный напев песни про «татарский полон» композитор взял за основу темы татарского набега. Как музыка изображает врага? Злым, жестоким безжалостным. Дикая скачка (струнно-смычковых), слышится улюканье (флейты) Какова музыкальная характеристика русских воинов? Мужественные, стойкие, бесстрашные. Мелодия широкая, напевная, открытая, мужественная. В отличие от характеристики людей русских, отражающей их душевную красоту, музыка, рисующая врагов, передает лишь их общий зловещий облик. Музыка рассказала нам о музыкальном наследии, созданном композитором. О прошлом Родины, о любви и служении родной Отчизне, о добре и зле, о честности и предательстве. В этой опере есть два удивительных инструментальных эпизода: «Похвала пустыне» и «Сеча при Керженце». Невидимый Китеж является выражением извечной народной мечты о мире идеальных человеческих отношений, о мире, основой которого являются высшая мудрость и высшая доброта, любовь к своей земле. Краткое содержание Действие I Действие IV
Ответьте на вопросы (устно).
1. Кто написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»? 2. Кто написал либретто к опере? 3. Назовите действующие лица оперы 4. Как назывались два города в опере? 5. Назовите имя предателя 6. Кто напал на город? 7. Где впервые встретились Феврония и княжич Всеволод? 8. Как спасся город Великий Китеж? 9. На берегу какого озера находился город Великий Китеж? 10. Когда состоялась премьера оперы? (в каком году?)
|
|||
|