Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: «Духовная культура общества»



 Тема: «Духовная культура общества»

 

Изучением культуры, её истории, структуры, видов и функций занимается специальная наука – культурология.

Культура (в узком смысле):

- воспитанность (культура отдельного человека);

- совокупность накопленных человеком художественных ценностей;

- цивилизация;

- все жанры искусства (музыка, театр);

- уровень развития определённой сферы человеческой деятельности (экономическая культура, экологическая культура).

    Культура (в широком смысле) –вся преобразовательная деятельность людей, а также результаты этой деятельности («вторая природа»).

 

Функции культуры:

- Познавательная – формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

- Регулятивная – передача норм, традиций и обычаев членам общества, воздействие на их поведение.

- Коммуникативная – создаёт основания для взаимодействия представителей одной культуры; развитие личности через общение.

- Функция социализации – усвоение человеком культурных ценностей.

- Адаптивная – приспособление к окружающей среде.

- Информационная – накопление, хранение информации.

- Трансляционная – передача информации от поколения к поколению.

- Релаксационная – позволяет человеку духовно отдыхать, освободиться от напряжения.

- Аксиологическая (ценностная) – формирование у человека системы ценностей на основе ценностей, присущих данной культуре.

 

Виды культуры

· По тому, что создается (по тому, какие потребности человека удовлетворяются):

- Материальная. Создаются ценности, которые составляют искусственную среду обитания человека (удовлетворяются материальные потребности).

Техника, технологии, материальные ценности.

- Духовная. Создаются ценности, идеи и представления, которые зафиксированы в традициях и социальных нормах (удовлетворяются духовные потребности человека).

Наука, образование, искусство, религия, мораль и т.д.

 

· По сфере функционирования:

- экономическая;

- политическая;

- религиозная;

- социальная;

- правовая.

 

· В зависимости от отношения к ней (по охвату людей):

- Доминирующая – это культура, преобладающая в обществе (мораль, законы, этикет);

- Субкультура – культура отдельной социальной группы (не распространяется на всё общество).

Пример: субкультура молодежи (хакеры – любители компьютерного взлома и др.).

- Контркультура – культура, которая противостоит доминирующей (секты, хиппи).

 

· По тому, кто создаёт культуру (по предназначению):

- Народная (фольклор) – культура, создаваемая народом, которая отражает его конкретные особенности (не имеет автора, передаётся в устной форме).

    По своему содержанию народная культура образна, проста и понятна, она отражает обычную жизнь простых людей: их труд, быт, праздники, значимые исторические события.

Примеры: народные песни, сказки, частушки, праздники, анекдоты, эпос, мифы, легенды, баллады, былины,карнавальные шествия.

- Элитарная (от фр. elit – лучшее, отборное, избранное) – культура, выражающаяся в высочайших достижениях человека.

Элитарная культура рассчитана на узкий круг людей (элиту) – высшую часть общества (поэтому элитарную культуру ещё называют высокой).

Элитарная культура, как и массовая, создаётся профессионалами.

Элитарная культура отделена от других культур, хотя не враждебна им. Она предполагает творческое самовыражение автора, высокий уровень сложности. Для того чтобы создавать, понимать достижения элитарной культуры, необходима специальная подготовка.

Потребителями этой культуры являются высокообразованные люди, а также специалисты (литературные критики, искусствоведы, журналисты). Произведения элитарной культуры часто являются предметом острых споров, дискуссий, не принимаются большинством общества, носят авангардный характер (т.е. передовой, находящийся впереди других), опережают своё время.

Коммерческая выгода не является целью элитарного искусства: создатели прежде всего стремятся к самовыражению и воплощению своих идей. Элитарная культура стремится к новаторству, постоянному поиску нового. «Искусство ради искусства» - подчёркивает ценность искусства.

Примеры: авторское кино, классическая музыка, балет.

Однако элитарные произведения могут стать популярными (например, фильмы Ф.Ф. Копполы и Б. Бертолуччи).

- Массовая (поп-культура, экранная, шаблонная) – это усреднённая культура, создаваемая и тиражируемая СМИ и СМК. Она носит развлекательный и коммерческий характер.

Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе (середина XX в.).

Цель массовой культуры – развлечь людей и отвлечь их от повседневных проблем, помочь снять стресс.

    Произведения массовой культуры транслируются СМИ (телевидением, радио), они не рассчитаны на глубокое осмысление и не предъявляют каких-либо особых требований к потребителям. Массовую культуру называют китчем. Китч (нем.) – дешёвка, подделка.

Отличительная черта – коммерческий характер (цель произведений массовой культуры – получение коммерческой выгоды).

Примеры: детективы – бестселлеры (Акунина, Устиновой), любовные романы, популярное шоу на телевидении («Пусть говорят» с Дмитрием Борисовым), голливудские фильмы, блокбастеры с участием кинозвёзд («Джокер», «Человек-паук» и др.), телесериалы, поп-музыка.

 

    Все виды культуры связаны друг с другом, хотя часто и противопоставляются. Одни и те же люди могут использовать объекты как элитарной, так и массовой культуры. Со временем часть элитарной культуры становится массовой.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.