|
|||
Консультация для родителей Как помочь выбрать профессию детям с ОВЗКонсультация для родителей "Как помочь выбрать профессию детям с ОВЗ" Жизнь человека — духовная и физическая — ее ценность, богатство и сохранность в большей мере связана с успешной «жизнью» в профессии. Поэтому, выбор профессии трудный и долгий мотивационный процесс. И особенно сложно он дается людям с ограниченными возможностями здоровья. Выбор профессии является тяжелым и напряженным этапом не только для людей с ОВЗ, но и для их родителей. Профессиональная ориентация детей с ОВЗ— это обоснованный выбор трудового пути ребёнка, общественно необходимой профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, интересам, мотивам личности. Если для здорового человека профориентация заключается в достижении максимальной эффективности его труда, успешности профессиональной деятельности, то в отношении инвалидов она, кроме того, предусматривает адаптацию их к трудовой деятельности при минимальной напряженности функциональных систем организма. Профориентация инвалидов требует комплексного клинико-психофизиологического подхода и предполагает участие специалистов разного профиля. В компетенцию специалистов медиков входит установление абсолютных противопоказаний к определенному кругу профессий, обусловленных характером и объемом патологического процесса. Можно выявить следующие проблемы, возникающие у молодых инвалидов: • Не знают своих возможностей и ограничений, неадекватно себя оценивают; • Не имеют достаточной информации о реальном производстве, о профессиях и их требованиях к работнику; • Не имеют информации о возможностях профессиональной подготовки в данном регионе, о порядке и возможностях трудоустройства, о наиболее конкурентоспособных профессиях в данном регионе; • Не имеют возможности проконсультироваться и получить помощь в планировании своей карьеры; • Социально плохо адаптированы, не сформированы необходимые социальные навыки; • Инвалиды не активны, не сформирована готовность к труду и трудовая установка, инфантильны и имеют иждивенческую позицию по отношению к обществу. Итак, профориентация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение индивида с учетом его склонностей, интересов, возможностей и потребностей на рынке труда (Е.М. Старобина). Исходя из определения, профориентация – это длительный процесс, который начинается в дошкольном возрасте, и до момента сознательного выбора профессии в юности. Рассмотрим этапы профориентации. На первом этапе – предварительном – решаются следующие задачи: · Формирование установок на труд и позитивного отношения к труду. · Развитие общетрудовых качеств и навыков. · Формирование базовых ценностей, норм и правил поведения. · Формирование адекватной самоидентификации, адекватного уровня притязаний и самооценки. Данный этап начинается в дошкольном возрасте и заканчивается в подростковом, то есть когда у ребенка завешается процесс развития рефлексии. Второй этап – диагностический – включает в себя задачи по выявлению индивидуальных особенностей, возможностей детей к освоению тех или иных видов трудовой или профессиональной деятельности. Результатом данного этапа должен быть оптимальный профотбор, исходя из объективных диагностических данных.Третьим этапом является формирующий этап, на котором происходит: · Развитие установок и мотиваций на показанные виды трудовой деятельности. · Развитие качеств, имеющих важное значение для успешности в показных видах трудовой деятельности. · Сглаживание и ликвидация неадекватных установок по отношению к показанным видам трудовой деятельности. · Содействие в осуществлении адекватного профессионального выбора. Кроме того, профориентация подростков и молодых инвалидов, на каждом этапе проводится по следующим направлениям: клиническому, психофизиологическому, психологическому, педагогическому и социальному. Работу по этим направлениям важно проводить особенно тщательно, если речь идет о профориентации людей с ограниченными возможностями здоровья. На третьем этапе важно формировать у детей профессиональный выбор адекватный их возможностям, и поднимать их уровень мотивации к показанным видам деятельности. Здесь возможны трудности следующего характера: · из-за слабого познания окружающего мира дети плохо представляют тот или иной вид профессиональной деятельности; · зачастую дети и родители убеждены в том, что их ребенок должен получить престижную профессию, например, бухгалтера, экономиста или юриста, что, напротив, в будущем может значительно затруднить трудоустройство из-за перенасыщения рынка труда этими специалистами; · дети и родители затрудняются в составлении профессиональных планов, так как в городе и области отсутствует сеть специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию; · детьми и родителями болезненно воспринимается предложение коррекции их профессиональных планов, что связано с незнанием особенностей заболевания. Коррекционная работа должна включать в себе : · профессиональное просвещение детей и родителей; · проведение деловых игр социально-средовой и профориентационной направленности; · коррекцию мотивов выбора профессии; · знакомство с судьбами инвалидов, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, успешно работающих по избранной специальности; · составление и коррекции профессиональных планов; · составление профессиограмм; · активное включение в профориентационную деятельность родителей детей; · организацию экскурсий на некоторые предприятия города, использующие труд инвалидов; · ориентацию некоторых детей на заочное обучение в обычном вузе, что позволит не уезжать далеко от дома и избавит от необходимости ежедневного посещения занятий; · мероприятия по повышению самостоятельности, самодисциплине и самоорганизации в учебной деятельности у старшеклассников, так как эти качества необходимы для заочного обучения в профессиональном учебном заведении. Учитывая все проблемы связанные с профориентацией людей с ОВЗ и сложностями их трудоустройства самая основная форма трудоустройства – это квотирование рабочих мест. Квота – это минимальное число вакансий для трудоустройства людей, которые нуждаются в соцзащите. Рассмотрим, кому положена квота по трудоустройству инвалидов в соответствии с законодательством. Специальные места вводятся на всех предприятиях, независимо от формы собственности, где количество работающих более 30 человек. Квота, обычно, составляет 2-4% от общей численности трудящихся на данном предприятии. С другой стороны, предусмотрена максимальная помощь и сопровождение, а так же поддержка людям с ОВЗ желающих получить образование и работать. Это помощь включает в себя профориентационную работу, подбор специальностей, удовлетворяющих физическим, психическим и эмоциональным аспектам, подбор учреждений где они могут учиться, мониторинг предприятий и востребованных специальностей в конкретных регионах. В процессе работы мы столкнулись с такой проблемой как нежеланием работать и не пониманием того, что инвалид может реализовать себя в профессиональной деятельности. Оказалась необходимой культурно-просветительской работа среди инвалидов и их родителей. Таким образом, -проводиться целенаправленная профориентационная работа, начиная со старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Эта работа должна включать в себя более широкое профессиональное информирование. Особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделять сюжетно-ролевым играм в профессии, которые в будущем могут быть оптимальны для профессионального выбора ребенка. - Профориентационная работа с ребенком с ограниченными возможностями должна вестись комплексно, с включением в этот процесс различных специалистов и родителей ребенка. - Родители ребенка должны быть активными участниками процесса профориентации. - Необходимо на протяжении всего периода профориентации проводить корректировку профессиональных планов ребенка в соответствии с его возможностями. - На основе корректировки профессиональных планов с ребенком целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией. - Целесообразно для учащихся старших классов введение в учебный процесс элементов самостоятельной подготовки и самостоятельного изучения некоторых тем, что в будущем будет способствовать более эффективному профессиональному обучению, особенно в заочной форме обучения. Таким образом можно сделать вывод. Трудовая деятельность человека является основной сферой его жизнедеятельности. Здоровый человек легко может приспособиться к окружающей среде. Инвалидам же нужно приспосабливаться к различным сферам жизнедеятельности .Государство и общество должно быть заинтересовано в адаптации этой социальной группы для того, чтобы они свободно могли работать по той профессии, которой они считают наиболее подходящей для себя.
|
|||
|