Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Музей Нуруллы Гариф



Музей Нуруллы Гариф

Не писать об этом музее ни одной строчки – это уже слишком, тем более, когда есть о чем писать. Приятных впечатлений об увиденном через край, мне трудно их держать при себе, они прорываются наружу. Надо написать об этом музее, не Боги же горшки обжигают,– подумал я и взялся стучать по клавишам ноутбука.

Музей, о котором я хочу рассказать, находится в селе Яна Сала, это в Рыбнослободском районе, (140 км от Казани). Как туда добираться? По своему опыту скажу, это проще простого. В Яна Сале живет известный писатель Нурулла Гариф (организатор и хозяин музея). В здешних краях его знают все. Думаю, что этой информации вполне достаточно, чтобы благополучно доехать до музея. Не беда, если кто не знает дорогу. Как говориться, язык до Киева доведёт. Нурулла эфенди и его супруга Мунира ханум всегда рады гостям. Забегая вперед скажу, вас даже чаем угостят, хозяева очень гостеприемны.

В Яна Салу я приехал 4 апреля 2017 года, чтобы с помощью Нуруллы Гариф подготовить мою книгу «История села Старая Киреметь» к печати. В тот день мы работали без передышки и изрядно устали.

– Равиль, сейчас чуточку отдохнём, посмотрим нашу усадьбу и мое сокровище – музей, ты же историк, – удивил меня Нурулла дус.

– Что за музей? И ты молчал...

– Не афишировал. Потихонечку, в свободное время, доводил до ума. Прошло всего-навсего 3 года, как его двери открылись для гостей. Все равно, работы ещё хоть отбавляй, – признался он.

Я согласился совместить приятное с полезным. Пройдя родовую усадьбу вдоль и поперёк, мы вплотную подошли к музею.

– Даже не верится, что у тебя под носом музей. Ты же сам, не так давно, перебрался сюда на жительство. Уже успел и дом построить, и музей отгрохать, – донёс я Нурулле поток своих мыслей.

– Медлить было нельзя, иначе всё растащили бы. Когда начали разбирать кирпичи, моя душа не стерпела. Я решил вступить в права наследника и привести усадьбу из плачевного состояния в порядок. Как видишь, это мне, Аллага шөкер, удалось. Мне никто не помогал. Я мастер на все руки: и швец, и жнец, и на дуде игрец. Пока совсем не разорили усадьбу, я с женой переехал на малую родину... Это, чудом сохранившееся до наших дней, здание было построено в 1907 году. Эту историческую постройку я отреставрировал под музей. Таких зданий начала XX века на территории нашей деревни всего 2, других нет. Шәрәфи бабай йорты һәм Нурулла Гариф төзегән яңа йорт күренеше. 2013

Известно, театр начинается с вешалки. Я не ошибусь, если скажу, что музей Нуруллы начинается с здания. Эта старинная постройка – архитектурная изюминка его музея. Думаю, само здание ещё хранит много тайн и «сокровищ».

Пока я стучу по клавишам, по телевизору сообщили интересную новость. Во время строительных работ на улице Остоженка в центре Москвы обнаружили медную пуговицу XVIII века с символикой Мальтийского ордена – старейшего рыцарского ордена в мире. Мальтийские мундиры в России носили всего лишь с 1799 по 1803 год. В связи с этим находка представляет особую ценность.

Краешком уха, услышав эту новость, я вспомнил одну историю, которую мне рассказал Нурулла дус. Однажды к Гарифетдин бабаю (сын Шарафетдина, дед Нуруллы Гариф) неожиданно нагрянули в «гости» комсомольцы. Они в течение 3-х дней, не вылезая из погреба, искали припрятанное золото. Комсомольцам не повезло, они ничего не нашли. А что если Нурулле улыбнулась удача? – подумал я. Намекал же он мне, что нашел кое-что, вот только не сказал где. Теперь догадываюсь, как он пополняет музейную коллекцию…

Мне запомнилась вывеска музея, она уникальна. На ней на татарском и арабском языках написано: «Зайнетдин углы Шәрәфетдин бай йорты 1907. Аллаһ үзенең рәхмәтеннән аермасын! Музей-йорт оныклары тарафыннан саклана».

На фото: Музей расположен в старинном 2-х этажном здании, на территории родовой усадьбы Нуруллы Гариф. 2017

Как видим Шарафетдин бай строил основательно, на века, своим детям и внукам. Однако, советская власть думала иначе, она не могла допустить, чтобы «кулаки» жили в таких «дворцах», им же полагались только бараки. В период советской власти в этом здании по очереди размещались: сельский Совет, правление колхоза, больница, школа. Как сказал Нурулла Гариф, в отобранных у кулаков домах и постройках, держали даже свиней. К счастью этой участи «дворец» Шарафетдин бая избежал. Здесь пекли хлеб, даже сепарировали молоко. Сюда водворяли на 2-3 дня людей, не заплативших вовремя налог. Счастье пожить в таком «хороме», перепадало многим жителям села. По словам Нуруллы его прадед Зайниев Шарафетдин (1860 года рождения) разбогател на продаже дров. На берегу Камы он купил участок леса и вместе с братьями в летнее время заготавливал дрова. Зимой, когда Кама покрывалась льдом, эти дрова Шарафетдин бай перевозил в Чистополь. Вблизи этого города лесов мало и спрос на дрова был большой. На вырученные от продажи деньги Шарафетдин бай покупал спички, соль, керосин, мыло. Эти товары хорошо продавались в его магазине. До 1917 года он процветал. При советской власти дела Шарафетдин бая пошли вниз. Он не мог покупать, тем более перепродавать – это считалось преступлением и каралось законом, как за разбой или грабёж.

В 1930 году Шарафетдин бай был раскулачен и лишён всех прав и имущества. Его вместе с семьёй отправили в ссылку в Сибирь. На родину они вернулись только в 1945 году. К этому времени здоровье Шарафетдин бая было сильно подорвано, в 1946 году он умер. В 2011 году его реабилитировали.

Стоя возле музея (мы ещё не переступили его порог), Нурулла дус рассказал мне и о своем отце: «И после войны репрессии тоже были. Это отдельная тема. Мой отец Гарипов Гыйматдин Гарифетдин углы (1925 года рождения, умер в 2004 году), как и дед, в колхоз никогда не вступал. Он был не из пугливых и всю жизнь работал в лесу. В 1951 году его обвинили, что он не хочет работать в колхозе. Устроили суд в сельском клубе. У отца на голове была шапка, у которой одно «ухо» было приподнято, а другое опущено. В деревне старожилы все ещё рассказывают, что он в таком виде стоял на суде перед сельским активом и смеялся над ними. Так как отец был инвалидом Отечественной войны, его не смогли выслать из Яна Салы. И всё же, когда ему запретили работать в лесу, он вынужден был уехать на шахту в Пермский край (г. Губаха). Мой отец хлебнул много горя и обид»...

Уже темнело. Мне ещё предстояла дальная дорога, и поэтому в музей мы решили заглянуть ненадолго, в итоге задержались до позднего вечера. Я даже забыл, что мне пора в дорогу. В музее я с интересом и трепетом рассматривал экспонаты, они пахли историей. Я надолго, не отрывая взгляда, застывал перед ними, даже трогал их руками. Каких только старинных вещей я не увидел в залах музея. На первом этаже были размещены предметы деревенского быта и орудия труда, которые найдены в окрестных селах и деревнях. Это утюги, гончарная посуда, керосиновые лампы. На стендах были представлены: железный метр, пила для распиливания бревна на доски, лучковая пила, железная кошка, скребок для очистки бревен от коры, растяжка от ворот, ножницы по металлу, различные скребки, весы-безмены. Отдельно в сторонке я увидел: вилы, лопаты, грабли, косы… Много деревянных и плетеных изделий. Разве все перечислишь! Тут же находились и старинные артефакты, купленные у частных лиц. Эти экспонаты интересны тем, что они долгое время верой и правдой служили своим хозяевам – жителям Яна Салы. На втором этаже была воссоздана обстановка, в которой жил Шарафетдин бай в начале XX века. Как я запомнил, на стене висели часы, они были привезены из далёкой Франции. У настенного зеркала, тоже старинного, я немного задержался. «Смотри, смотри, оно не простое. В Яна Сале бытует поверье, кто будет смотреться в это зеркало, тот помолодеет», – сказал мне Нурулла. Как в это не поверить! Видно же, я чуточку помолодел. Известно, Шарафетдин бай даже в старости, выглядел моложе своих лет… На потолочной балке, как помню, висела старинная керосиновая лампа, она в рабочем состоянии и выглядит так, как будто только что погасили её фитиль. Удивительно, я увидел даже ткацкий станок, который был востребован в быту. Нурулла дус сказал: «Не хватает только одной детали, чтобы он заработал, как прежде. Уже мне обещали». Чего только стоит шкаф XIX века, возраст которого 150 лет. Много и другой мебели (все они сделаны в конце XIX начале XX веков): обеденный стол, который хранит доброту прежних хозяев, декорированный стул, шестиногая кровать на которой много вышивки – это райский уголок в музее. Все выглядит очень уютно и опрятно.

Замечу, что такую роскошь могли позволить себе только очень состоятельные люди. Я не смог пройти мимо, знакомого мне с детства, советского патефона ручной заводки. Не помню уже, какого года он выпуска. Но он поёт!.. Украшением музея является картина «Генеалогическое древо Нуруллы Гариф», с указанием мест и дат рождения его предков. Особую ценность для Нуруллы Гариф представляет красочно оформленный сундук, покрытый вышитым покрывалом, это – память о матери. Здесь всюду витает дух старины, дух времени, в котором когда-то жил Шарафетдин бай – дед Нуруллы Гариф. Прошлое здесь на каждом шагу... Фото: Фрагмент экспозиции музея. 2017

– А кто сюда ходит? – спросил я, уже покидая музей.

– Все, кому дорога наша история, наше прошлое, настоящее и будущее, – так исчерпывающе ответил на мой вопрос хозяин музея.

– А вход бесплатный?

– Совершенно бесплатно. Не буду же я тянуть у людей копейки.

Этот вопрос я мог и не задавать, ответ был очевиден.

Закончив стучать, я позвонил другу:

– Сәлам Нурулла! Я написал кое-что о твоем музее. Сейчас отправлю на твою почту.

– Спасибо. Ты только не забудь написать и о самоваре, который ты нам подарил. Он уже стал экспонатом. Это же находка для музея!

 – Нурулла дус, только в твоём музее подают чай. Я знал, что подарить... 02.02.2018

В этом зале большая часть экспонатов и сам интерьер остались неизменными с начала XX века. 2017. На фото: Ух ты! Ткацкий станок. 2017. Экспозиция предметов крестьянского быта. 2017. Жилая комната. 2017

* * *



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.