|
|||
Культура малочисленных народов Таймырского полуострова.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Культура малочисленных народов Таймырского полуострова. Введение Таймыр – это моя родина. Суровый край по погодным условиям, богатый край по промыслу, интересный и разнообразный край по культуре, проживающих народов. 1.Традиции и современность игровой культуры коренных малочисленных народов Таймыра https://studbooks.net/723314/kulturologiya/traditsii_sovremennost_igrovoy_kultury_korennyh_malochislennyh_narodov_taymyra; 2. Таймыр https://ru.wikipedia.org/wiki/Таймыр; 3. Обряды народов Таймыра https://urok.1sept.ru/статьи/581139/; 4. Проектная работа «Музыкальные инструменты народов Таймыра» https://educontest.net/ru/385627/проектная-работа-музыкальные-инстр/; 5. Музыка коренных народов Севера https://zen.yandex.ru/media/id/5ac690d8f0317343e9d4e168/muzyka-korennyh-narodov-severa-5c289e7133986100a95e9b2f; 6. Культура и быт малочисленных народов полуострова Таймыр https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2015/02/07/kultura-i-byt-malochislennykh-narodov;
Таймы́р (Таймы́рский полуо́стров) — полуостров в России, самая северная материковая часть суши Евразийского континента, расположен между Енисейским заливом Карского моря и Хатангским заливом моря Лаптевых. Крупнейший полуостров России (400 000 км2). По характеру поверхности делится на три части: Северо-Сибирская низменность, горы Бырранга (высота до 1125 метров), тянущиеся с юго-запада на северо-восток, и равнина вдоль побережья Карского моря. Южной границей полуострова считается северный уступ плато Путорана. На севере Таймыра расположен глубоко вдающийся в море полуостров Челюскин с одноимённым мысом. Вся территория лежит за Полярным кругом. Имеется несколько гипотез происхождения топонима «Таймыр». Самой распространённой является версия об эвенкийском происхождении от древнетунгусского «тамура» («ценный, дорогой, богатый») — так эвенки называли сначала реку Таймыру, изобиловавшую рыбой. В XIX веке через географа и путешественника Александра Фёдоровича Миддендорфа (1815—1894) это название распространилось на весь полуостров. Имеются и другие варианты, напр. якутское «туой муора» — «солончаковое озеро», в переносном смысле «благодатное», так как для жизнедеятельности оленей необходима соль. Или также якутское «Тымыр» — «кровеносный сосуд». Ненецкое «тай мярей» — «плешивый», «лысый». Возможно, сравнение с низкорослой таймырской тундрой. На нганасанском языке «таа мирэ» — «оленьи тропы». Большинство коренного населения составляют долганы и ненцы. Помимо них, на территории Таймыра проживают ещё и другие народности, такие как: нганасаны, энцы, эвенки и эвены. Каждая народность имеет свой язык и культуру. Между малочисленными народностями Севера очень много сходного. Это касается образа жизни, занятий и даже культуры. Все они когда-то имели патриархально-феодальные отношения, все они охотились на дикого оленя и пушного зверя, занимались оленеводством и рыбной ловлей. Суровые климатические условия наложили отпечаток на образ жизни северян, а следовательно, и характер. Мнения большинство ученых о специфических свойствах личности народностей Севера едины. Они отмечают у них такие качества, как самостоятельность, наблюдательность, обидчивость, честность, медлительность. Многие свойства личности северян формируются в процессе воспитания подрастающих поколений. В этом отношении у северных народностей существовала целая система воспитания, основанная на народной педагогике. Поэтому следует, прежде всего, обратить внимание на взаимоотношения народностей Севера с детьми. Именно доброе, уважительное отношение родителей к детям способствовало формированию у них положительных традиционно-национальных свойств личности. Обычно, какой бы многодетной ни была семья, все дети вели себя спокойно, без шума, без крика, без слез, причина заключалась, видимо, в том, что с первого дня рождения ребенка родители проявляли непреклонность в отношении его поведения. К этому дети были приучены со дня рождения. Какие-либо наказания не применялись. Неслышно было окриков, но ребенок постоянно чувствовал родительскую непреклонность. На слезы родители обычно не реагировали, а поэтому ребенок быстро привыкал к требуемым нормам поведения. Именно от родителей дети усваивали спокойствие, рассудительность, основательность ответственность трудолюбие. Без этого в тундре не выжить. Стремясь вырастить себе достойную смену, родители рано приучали детей к труду. Родители заботились, чтобы у детей было все необходимые орудия труда: топорик, маленькое ведерко, маут, лук, нож и так далее. Показывали, как пользоваться этими орудиями труда, чтобы в производственной деятельности дети вырабатывали прочные навыки обращения с ними. Многие трудовые процессы и свойства личности вырабатывались у детей в игровой деятельности. Игры у детей северных народностей являлись как бы тренировкой и смотром трудовой и социальной зрелости подрастающих поколений. Представители старшего поколения рассказывали сказки, легенды, предания. Начинали учить девочек с 6-7 летнего возраста. Они нянчились с младшими сестренками и братишками, помогали взрослым женщинам в разборке и сборке жилища, в упаковке имущества при перекочевках. Ее готовили к будущей самостоятельной жизни. Уже в 10-12 лет девочка умела выделывать шкуры, камус, чинить, шить одежду, обувь, украшать ее. Приходилось им выполнять тяжелую работу: рубку дров, заготовку льда, а нередко даже подменяли братьев в оленьем стаде. Они готовили пищу, участвовали в ее заготовке на долгую зиму. Уже в 8-9 лет мальчики кормили всю семью: они умели ставить петли, на зайцев и куропаток, вместе с отцом или старшим братом охотились. И если сопутствовала им охотничья удача, то непременно возрастал авторитет мальчика в семье. С ним начинали советоваться взрослые. Отношение к детям было ровное, спокойное. Успехи ребенка замечались всеми членами семьи «Успехи отмечались лестными, хотя и краткими похвалами, в то же время слабости детей - лень, упрямство постоянно порицались. Провинившемуся давали обидные прозвища, например, - «последний олень в стаде, волочащий жерди от чума». Ребенок, получивший такую позорную кличку, всеми силами старался избавиться от нее» Гуревич И. С. Культура северных оленеводов Якутии. - М., 1977., с. 119.. Родители, играя на самолюбии ребенка, добивались его ревностного отношения к труду, к промыслам, к правилам поведения. Большая роль в формировании ребенка принадлежала различным играм-запретам. Они в основном касались промыслов, поведения в тундре. Его готовили к выживанию в суровых климатических условиях. Детям запрещалось смотреть вслед уходящему на охоту человеку, говорить об охоте и охотнике, чтобы звери преждевременно не ушли. Мальчику запрещалось отскребать пищу с котлов, так как олени не любят металлических звуков, пугаются их и убегают от тех, кто нарушает это правило. Девочкам запрещалось смотреть в глаза посторонним, чтобы не перешла на них болезнь. Запрещалось объезжать людей с левой стороны, иначе можно заболеть, так как духи болезни ходят с левой стороны. Конечно, эти мистические запреты и влияли на мировоззрение детей. Но все-таки большинство из них было направленно на воспитание таких свойств личности, которые позволяли подрастающему поколению стать приемниками традиционного образа жизни, правил поведения, создаваемых этими народами на протяжении многих веков. Народная педагогика создала особые правила поведения. Уникальный мир культур северных народов тем интересен, что, сколько бы о нем не писали, он всегда будет оставаться для всех, прикасающихся к нему извне, удивительно красочным, похожим на северное сияние. Культуры народов Севера в чем-то похожи, поскольку создавшие их поколения находили оптимальную стратегию выживания в одинаково суровых для всех арктических условиях. Вместе с тем эти культуры не похожи одна на другую, и каждая занимает особое место среди множества созданных народами мировых цивилизаций. Вся культура коренных народов Таймыра имеет архаический характер. Родители для детей являлись основными носителями культуры. Вплоть до конца XX века у народов не существовало письменности и все передавалось устным способом. Фольклор повествует о том, что еще в недалеком прошлом родовые отношения были очень сильны среди северных народов. Это совместное кочевание, выборы сородича в руководители, взаимопомощь. В долгие зимние вечера передавались из уст в уста сказки, предания, песни. Пытаясь понять окружающий мир, древние жители Таймыра пришли к вере духов, к гармонии сосуществования человека с природой. Эта вера позволила далеким предкам в труднейшей борьбе за свое существование сберечь душевное равновесие и сохранить самобытную духовную и материальную культуру древнего Таймыра. Северные народы владеют тайной неразрывного единства человека с Природой и являются эталоном этих отношений. Культура каждого народа значима для всех людей и должна сохраняться вне зависимости от того, велик или мал этот народ по численности. Традиционные верования эвенков – анимизм, шаманство, магия, промысловые и родовые культуры, культ предков – сохраняются до сих пор. Вселенная, согласно этим представлениям, существует в виде семи миров: трех небесных (Угу Буга), Среднего мира – земли (Дулин Буга) и трех подземных (Хэргу Буга), объединенных мировой рекой (эндекит). Небесный свод воображали землей Верхнего мира, где пасутся стада оленей, шкурой оленя или перевернутым котлом. Вход в Верхний мир указывала Полярная звезда, в Нижний – расщелины, пещеры, водовороты. Верхний мир населяли предки людей, верховные божества, хозяева явлений и стихий природы: Солнца, Луны, грома, ветра. Верховное божество – дух неба, хозяин Верхнего мира – старик Амака (Майн, Сэвэки, Экмэри, Боа Эндури), держатель нити жизни людей, распорядитель их судеб. Божеством Солнца у одних групп считался старик Делича, у других – старуха Энекан – Сигун. Они были хозяевами тепла и света: Солнце в небесной юрте копило тепло, от него зависела смена времен года. С этим связывали миф о космической охоте: небесная лосиха Бугады, живущая в небесной тайге, каждый вечер уносила на своих рогах Солнце и скрывалась в чаще. Охотник Манги убивал ее и возвращал Солнце на небо. Но оставался живым ее лосенок, он превращался в лосиху, и каждый вечер космическое действо разыгрывалось вновь. Персонажи мифа представляются в виде Большой и Малой медведиц. Млечный путь – след от лыжи охотника. Духи Среднего мира (дулу, буга) – хозяева родовых территорий, отдельных мест, гор, тайги, воды, домашние духи-охранители. Нижний мир населяли души умерших (бунинка-ханян), духи болезней, злые духи. Бытовал медвежий праздник с ритуалами убиения медведя, поедания его мяса и захоронения костяка. Эвенки обладали классическими формами шаманства (слово «шаман» – тунгусское). Шаман, посредник между людьми и духами, в образе зверя или своего духа-предка совершал полеты по мирам Вселенной, стремясь вылечить от болезней, узнать будущее, обеспечить хороший приплод зверей, помочь рождению ребенка или проводить в мир мертвых душу усопшего. Для этой цели у него были духи-помощники (сэвэн, буркан и др.), фигурки которых вырезали из дерева, изготавливали из железа и меха. Каждый шаман имел свою реку – приток главной шаманской реки – (энгдекит), где пребывали его духи-помощники, когда он не давал им поручений. Важную роль играли шаманские атрибуты: костюм с подвесками и рисунками, железная корона с рогами оленя-предка, бубен, колотушка, посох, жгуты-змеи, символизирующее шаманские дороги, и др. Человек, согласно традиционным представлениям, имел несколько душ, и все они требовали заботы и пищи: душа-тело (бэе, оми) в облике птички, душа-жизнь (эгре) – дыхание, кровь и пр., душа-тень (хэян, ханян, анян) – двойник, образ. Болезнь считали результатом деятельности злого духа, который украл одну из душ больного или проник внутрь его тела. Поэтому шаману необходимо было заставить духа выйти из тела или отобрать у него душу больного. Он совершал обряд добывания души-тела, использовал магические средства – выкуривание, перенос болезни на соломенную фигуру с последующим ее сожжением, протаскивание больного через круг, ромб, зубцы и т.п. Большое значение имели камлания, которые устраивали для достижения удачи на охоте (сэвэкинипкэ). Самые сильные шаманы совершали проводы душ усопших в мир мертвых (хэнэчин). Важными были обряды, когда род признавал заслуги шамана, а также обновления и освящения шаманских принадлежностей, духов-помощников (сэвэнчэпкэ). К специальному шаманскому чуму, где они проходили, были пристроены галереи, имитирующие миры Вселенной. Тунгусских шаманов считали самыми сильными в Сибири, к их помощи прибегали соседние народы. Нганасаны верили в нгуо – добрых духов неба, солнца, земли и др., коча – духов болезни, дямады – духов – помощников шаманов, баруси – одноруких и одноглазых чудовищ. Все явления считались порождением Матери Земли (Моу-нэмы), Матери Солнца (Коу-нэмы), Матери Огня (Туй-нэмы), Матери Воды (Бызы-нэмы), Матери Дерева (Хуа-нэмы) и т.п. Почитались родовые и семейные покровители (койка) – в виде камней, скал, деревьев, антропоморфных и зооморфных фигур и т.п. У духов-покровителей испрашивали удачи на охоте, излечения от болезней и пр. Почти у каждой кочевой группы был свой шаман. Он общался с миром духов и просил обеспечить людям здоровье, счастье и благополучие. Важное место занимал праздник «чистого чума» (мадуся), проводившийся после окончания полярной ночи и длившийся от 3 до 9 дней. Иногда вместо праздника «чистого чума» утраивали праздник прохождения через «каменные ворота» (фала-футу). В течение трех дней шаман проводил камлания, и в завершение все присутствующие трижды проходили через специально устроенный каменный коридор. Во время летнего солнцестояния проводили праздник Анысо-дялы, которым руководила самая старая женщина, а молодежь в это время устраивала игры и состязания (метание копья, накидывание аркана и т.п.). У долган мужская и женская одежда различалась. Верхнюю одежду шили из покупных тканей. Мужчины носили рубашки и штаны, женщины – платья, поверх которых надевали закрытые фартуки и пояса, расшитые бисером (мелкими стеклянными или фарфоровыми бусинками); нижнего белья не было. Мужчины и женщины летом и зимой носили суконные кафтаны (сонтап), зимой – песцовые и заячьи шубы. Оленьи распашные (с разрезом спереди) парки похожи на эвенские, хотя полы у них сходятся. Носили парки с нагрудниками, похожими на эвенкийские. Характерная особенность мужской и женской одежды – несколько удлиненный сзади подол. Шапки (бэргэсе) имели форму капора с верхом из сукна или лисьих камусов (шкура с ноги), расшитых бисером и цветными полосками ткани. Зимнюю обувь длиной до колен и выше изготавливали из оленьих камусов, расшивали бисером, летнюю шили из ровдуги. Праздничную одежду и обувь богато украшали бисером, аппликациями из цветных полосок ткани, вышивали подшейным волосом оленя по ровдуге, окрашенной в красный цвет отваром ольховой коры или охрой, черный – графитом. В прошлом на лямках и поясах оленьей упряжки встречались вышивки нитками из сухожилий. Мужским ремеслом была резьба по мамонтовой кости, для нее характерны нащечные пластины оленьего недоуздка, инкрустация черенков ножей оловом с оригинальным геометрическим орнаментом. Религиозные верования ненцев основывались на анимистических представлениях, согласно которым верховное небесное божество – демиург Нум – управлял миром при помощи других божеств и духов, а его жена Я-небя – Мать Земля – старуха-покровительница, рождающая и хранящая все живое, оберегала дом, семью, очаг. Антагонистом Нума выступает Нга – воплощенное мировое зло, дух подземного мира, божество, посылающее болезни и смерть. Каждое озеро, промысловое урочище имело своих духов-хозяев. Им приносили в жертву оленей, делали подношения (кусочки сукна, монеты, табак и т. п.), чтобы духи даровали здоровье, удачу в оленеводстве и промысле. На священных местах, которыми могли быть камни, утесы, рощи, ставили идолов в виде антропоморфных фигур. Священным деревом считали лиственницу. По народным представлениям жизненная сущность человека (душа) появлялась в виде крови, дыхания, тени, образа. Смерть – потеря одной их этих субстанций или же следствие вселения в тело человека вредоносных духов (нгылека). Загробный мир находился на поверхности земли или под землей. Для ненцев были характерны наземные погребения. Гроб ставили на землю между вертикальными столбами, соединенными деревянными палками, или, оберегая от хищников, в ящик и клали на него бревно. Рядом с покойным ставили его орудия труда, посуду и т.п. На месте погребения убивали оленя, оставляли нарты, хорей. Однако с XIX в. под влиянием христианизации умерших стали хоронить в земле. До XIX в. у энцев сохранялись патрилинейные экзогамные группы, большие патриархальные семьи, существовали многоженство, левират, уплата калыма. Хотя лесные энцы официально были обращены в христианство, у них сохранялись анимистические верования, согласно которым сотворение Вселенной, воды, земли приписывалось духам Верхнего мира. Иногда их главой выступал хозяин неба – Нга, его мать называли Дя-меню – Мать земли. Нижний мир по представлениям энцев населен злыми духами. Особое место принадлежало духам-хозяевам огня, воды, леса, гор, отдельных урочищ, сопок, деревьев. Энецкий фольклор содержит мифологические и исторические предания, сказки о животных, былинки. Среди эпических жанров дере – «вести» – рассказы о реальных исторических героях и событиях, а также сюдобичу – «мифы» – рассказы о мифологических героях и событиях. Их исполняют речитативом на одно - трехтоновые мелодии с устойчивой ритмической структурой. В далёком прошлом исполнение танцев, песен у этих народов сопровождалось звучанием музыкальных инструментов. Все театрализованное действо было связано с хозяйственным циклом и носило ярко выраженный обрядовый характер. Например, музыкальные инструменты долган отражают особенности хозяйственного уклада и обрядовые традиции: подвеска - ботало на рогах оленя (изготавливали из деревянной пластины или жестяной банки); ботало-колокол на шее упряжного оленя для отпугивания волка; погремушки-бубенчики на праздничной одежде детей и женщин; колокольчики на детской колыбели и одежде. Особое место занимают шаманские атрибуты: подвески-погремушки, шаманский ремень с тремя колокольчиками, за который шаман держится во время камлания, и бубен шамана. ненцев и нганасан повторяется в энциклопедии почти дословно, а именно: мелодии шаманских песен исполняются под аккомпанемент бубна или посоха с колокольчиком. Иногда пение шамана сопровождают палочкой с позвонками, которую обычно используют для ударов по бубну, но иногда и как самостоятельную погремушку. Подвески-погремушки, имеющие форму кольца с нанизанными трубочками, пришивают к детской одежде в качестве звукового оберега. По дуге над колыбелью скребут палочкой либо трубочкой, успокаивая ребенка и одновременно аккомпанируя колыбельной песне. Жужжалка и вращаемая завывалка, известные сейчас как детские игрушки, в прошлом были ритуальными. Живя в чумах, окруженных тундрой, северяне отличаются наблюдательностью, прекрасно знают все повадки и обычаи диких птиц, зверей. Эти наблюдения и дают им темы для песен и танцев. В них они подражают животным и птицам не только движениями, но и голосом. Эти выкрики, придыхания, подражая крику птиц, лаю или взвизгиванию животных и служат музыкальным сопровождением плясок, отличающихся необыкновенной выразительностью и ритмичностью. При музыкальном сопровождении фольклорных песен и танцев очень часто используются народные музыкальные инструменты. Фоноинструменты у ненцев выполняли звукоподражательно-охотничью или игровую функцию: свисток из тальника или пустотелой травы, язычковая пищалка из пера птицы. Свободные аэрофоны в виде гудящей пластинки, вращаемой на длинной нитке, деревянного пропеллера-жужжалки, называемой вывко; играющий лук, один конец которого держали в зубах, а другим регулировали натяжение тетивы, по ней ударяли наконечником стрелы.; двухструнная смычковая лютня, имеющая цельный ложкообразный корпус с деревянной декой. Широко представлены подвески-погремушки: бубенчик, прикрепляемый к оленьей упряжке, на детской и женской одежде; язычковый колокольчик, который использовался как сигнальный, его подвешивали на шее домашних оленей. Конусные подвески-погремушки, украшавшие праздничную одежду в качестве оберега. Подобную функцию выполняли и фигурные металлические пластинки на женских косах и женских шапках. Музыкальные инструменты народов Севера тоже классифицируются на: идиофоны, мембранофоны, аэрофоны, хордофоны. Идиофоны (от гр. idios — свой, своеобразный и phone — звук) являются самой многочисленной группой фоноинструментов на Севере и в Сибири. Источник звука в идиофонах - это звучащее тело самого инструмента, на которое воздействуют непосредственным или опосредованным ударом, щипком, трением или воздушным способом. Идиофоны могут быть изготовлены из дерева, кости, рогов, копыт, камней и металлов. Среди идиофонов можно выделить подтипы – это ударяемые, соударяемые, встряхиваемые, щипковые и воздушные. Большое количество простейших идиофонов распространено по всему Северу и Сибири, например, подвески-погремушки, трещотки, колокольчики, бубенцы и варганы. Варга́н (от польского варга - губа, варги - уста, либо от греческого όργανον- органон, то есть инструмент) - музыкальный инструмент. При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Варган обычно делается из металла, дерева или кости. Мембранофоны (от лат. membrana - перепонка и гр. phone - звук) - название группы ударных музыкальных инструментов, в которых источником звука служит перепонка - кожа или пузырь животных, пленка и т. д. Мембранофоны относятся к численно небольшим группам фоноинструментов. Источником звука в мембранофонах является перепонка-мембрана, которая может быть сутью инструмента и даже его единственной составной частью. Аэрофоны - один из четырех основных классов музыкальных инструментов. Каждый аэрофон обладает характерной только для него окраской звука, или тембром. Наличие окраски звука обусловлено его формой, материалом, использовавшимся для изготовления инструментов, способом звукоизвлечения, применяемым на них. Аэрофоны по численности и типовому разнообразию занимают второе место среди фоноинструментов, используемых малочисленными народами Севера. Среди аэрофонов наибольшую популярность во всех регионах имеют вихревые пуговицы – жужжалки, вращаемые гуделки, гусиные перья, трубы из травы, бересты дерева. Пуговица употребляется в качестве вихревого аэрофона. Хордофоны (от греч. chorde - струна и phone - звук) общее название музыкальных инструментов, источником звука которых служит натянутая струна. Хордофоны – малочисленная, но очень значимая группа инструментов.
|
|||
|