Сравнительна таблица по Средневековой эпохе
Сравнительна таблица по Средневековой эпохе
Самойлова Алина 1.1.20
| Европейское Средневековье
(V-XII вв.)
| Киевская Русь
(IX-XII вв.)
| Византия
(395-1453 гг.)
| Центральная власть
| Короли, императоры
Монарх был связан взаимными договорными обязательствами лишь со своими вассалами. В Европе достаточно рано, с VIII–IX вв., стала возникать крупная земельная собственность. Крупные феодалы, формально подчинявшиеся королю как вассалы, на самом деле были вполне независимы. Позиции местной знати постепенно укреплялись, росли ее политическая независимость и военная сила, — т. е. шел процесс, который неизбежно приводил к феодальной раздробленности и, следовательно, к ослаблению власти короля. Но притягательность центральной власти не исчезала: крупные феодалы вели борьбу за трон, а правящие династии всеми силами пытались сохранить принцип наследования. Власть передавалась по наследству.
| Великие князья
Ему принадлежала верховная законодательная власть. Фигура князя выросла из племенного вождя, но князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству. Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение - княгиня Ольга. Хотя великие князья были монархами, все-таки они не могли обойтись без мнения приближенных. Так сложился совет при князе, юридически не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В этот совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины - княжи мужи.
| Императоры и церковь
С VII в. с переходом на греческий язык глава государства именовался автократор или василевс.
Император – как предводитель народа и вождь армии, как блюститель законов – и действующая под его опекой, но в то же время независимая от него Церковь – как хранительница нравственных устоев государства и общества и организация, структура, которая обеспечивает молитвенное обращение к Богу, молитвенную связь с Божественным миром. Создается концепция симфонии, которая при императоре Юстиниане обретает уже свою классическую форму, концепция так называемых «двух начал».
Церковь властью, в собственном смысле этого слова, в византийском представлении не обладала.
Императорская власть могла передаваться по наследству.
| Церковь
| Христианская церковь
Глава: Папа Римский
| Славянское язычество до 988 года.
Далее было принято христианство в качестве официальной религии. Христианизация происходила постепенно вплоть до монгольского нашествия.
Глава: Митрополит
| Христианская церковь
Церковь играла очень важную роль в структуре управления и социальной организации общества. Именно Церковь создавала ту тонкую внутреннюю структуру, которая давала возможность переживать тяжелейшие политические кризисы, сотрясавшие время от времени империю.
Глава: Патриарх
| Местная власть
| Герцог
В Раннем Средневековье титул герцога стал соответствовать князю. А в Классическом Средневековье - крупному территориальному властителю, первому по иерархии, после короля.
Граф
Герцогство, административно делилось на графства. То есть герцога можно назвать губернатором, а графа - мэром города.
Барон
Барон - это просто дворянин. Бароны получали землю за службу и вели на ней хозяйство.
| Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти – наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).
| Руководители отдельных территорий
На местах, в разных городах, огромную роль играло самоуправление. Государство, правда, стало в значительной степени деурбанизированным (стала крестьянской страной), но именно на этом крестьянском, сельском уровне и развивалось очень интенсивно самоуправление византийских общин. Фактически именно на них держалась византийская армия, на этих сельских обществах, и когда возникала потребность давать отпор врагу, именно самоорганизация крестьянского населения, естественно под руководством центральных властей, создавала ту удивительную, свойственную именно Византии армию, которая, с одной стороны, была фактически бесплатной для государства, а с другой – была очень эффективна, потому что люди защищали свою родину.
| Вооруженные силы
| Дружины правителей, ополчения, наемники
| Главными составными частями вооруженных сил русских княжеств были княжеская дружина и народное ополчение. Дружина разделялась на младшую («молодь») и старшую, которая называлась княжими мужами или боярами. Дружина княжеская составляла наиболее сильное ядро и главный стержень войска. В случае предстоящих обширных военных операций призывалось к оружию народное ополчение, составлявшееся из свободного городского населения, а в случаях чрезвычайных призывались на военную службу и сельские жители – «смерды». Так же Князья нередко прибегали к услугам наемников.
| Охрана, войска правителей, ополчение, наемники
Части армии при Юстиане:
1. Гвардия, расквартированная в столице империи
- Комитаты позднеримской полевой армии. При Юстиниане они назывались стратиоты. Регулярная армия империи.
- Лимитаты. Несли службу на границах и в пограничных гарнизонах. Этот род войск существовал ещё со времён позднеримской армии.
- Федераты. Наёмники из числа германских добровольцев.
- Союзники. Преимущественно германские племена, гунны и т. д.
- Букелларии. Наёмные дружины императора и частных лиц.
| Судебная власть
| Высшие и местные руководители с участием представителей населения
Западное феодальное общество не знало суда, равного для всех. В Средние века суд – привилегия. Для каждого класса существует особое правосудие и специальные суды. Духовное лицо в Средние века подсудно церковным судам, горожанин – городскому трибуналу. Свободные люди должны были бы являться в областной суд, где председательствует граф; но эти съезды прекратились во Франции в X в.; в Германии, где они сохранились до XIII столетия, круг их деятельности все более и более суживается. Общественные суды замещаются частными: держатель судится в сеньориальном, то есть домашнем суде, под председательством управителя, благородный вассал – в феодальном суде, состоящем из его пэров (равных ему).
| В Древней Руси еще не существовало специальных судебных органов. Судебные функции выполнялись теми или иными представителями администрации, включая самого великого князя. Однако имелись специальные должностные лица, помогавшие в осуществлении правосудия. Среди них можно назвать, например, вирников - лиц, собиравших уголовные штрафы за убийство. Судебные функции осуществляли и церковные органы. Действовал также вотчинный суд - право феодала самому судить зависимых от него людей.
| Судебная власть так же находилась в руках Императора.
Поначалу единственно действующая в государстве система — римское право — в византийской редакции получила новые черты. Оно приобрело непривычный для классического права огосударствленный вид: единственно доминирующим источником права в Византии стал государственный, императорский закон. Императорское законодательствобыло единственным официальным источником права после правовой реформы Юстиниана. Судебная практика могла основываться отныне только на законах.
В церковных судах регулировались споры между священнослужителями, христианами, а также вопросы, связанные с православной верой, богослужебными делами.
Также существовал Императорский суд на Ипподроме, который являлся высшей судебной инстанцией.
| Итог: Таким образом, по сравниваемым критериям в Средневековую эпоху у выбранных стран, ситуация была схожа. В этих странах, преимущественно, была монархия в качестве центральной власти, за исключением Византийской империи, где Церковь играла также не маловажную роль в управлении государством. Далее, религия – Христианство, но в Византии, опять же, церковь имела более значительную роль в жизни государства. Она была тем «стержнем», который поддерживал «состояние покоя» Византийской Империи в тяжелые времена. Система местного управления была довольно развитой и содержала в себе многоуровневые структуры управления. Вооруженные силы, также имели многоуровневые структуры, которые обеспечивали безопасность страны. Судебная же власть не во всех, из выбранных стран, была хороша развита. Судебная власть, преимущественно, находилась в руках Верховных правителей. Также далеко не везде суд был равным и справедливым для всех, так как довольно часто суд осуществлялся без опоры на какие-либо правовые документы. За исключением Византии.
|