|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сфера духовной культуры» 8 класс«Сфера духовной культуры» 8 класс Вариант 4
21. В приведенном списке указаны черты сходства науки и искусства и отличия науки от искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия: 1) является областью духовной культуры; 2) использует художественные образы; 3) требует точности и обоснованности утверждений; 4) создает духовные ценности.
22. Установите соответствие между областью культуры и ее признаками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
В 2010 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения провел социологический опрос. Предлагалось ответить на вопрос: Откуда, из каких источников вы чаще всего узнаете о том, что происходит в стране и мире (участники могли выбирать не более двух позиций)? Полученные сравнительные данные (в %) представлены в таблице. 23. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Основным источником информации для молодежи выступает Интернет. 2) Печатная пресса, как источник информации, для пожилых важнее, чем для молодых. 3) Главный потребитель радиоинформации — люди старше 60 лет. 4) Сведения из рассказов близких черпают более всего люди старше 25 лет. 5) Значение телевидения как источника информации наименее значимо для молодежи. 24.Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Роль телевидения как источника информации по сравнению с предыдущим периодом существенно возросла. 2) Интернет остается малодоступным источником информации для людей пожилого возраста. 3) Значение печатных изданий как источников информации снижается из-за удорожания газет и журналов. 4) В ближайшем будущем Интернет вытеснит печатные средства массовой информации. 5) Главным источником информации для всех возрастных категорий населения является телевидение. 25. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Современная наука утверждает, что жизнь на планете Земля появилась около 4,7 млрд лет назад. (Б) Первые люди на планете появились около 3 млрд лет назад. (В) Принято считать, что человек не мог стать творцом окружающего его мира. Определите, какие положения текста: 1) отражают факты; 2) выражают мнения. Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Часть 2
Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам. Но в то же время культура всегда развертывается и существует только на основе природы. Если назвать культуру мозгом, то природа — это тело культуры. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В состав культуры входит и отношение человека к природе. С давних времен существовали два подхода к окружающему миру — теоретический и мифопоэтический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако вовсе не является его монополией. Мифопоэтическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах. Можно видеть окружающий нас мир, землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне разумным, но не культурным отношением. Культурный человек видит в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еще и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение в суть природы. Если мы не можем оценить его, то не потому, что выросли и стали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокультурными. «Однажды весенним утром, — рассказывал известный естествоиспытатель Г. Фехнер, — я вышел прогуляться. Поля зеленели, птицы пели, роса блестела... на всех вещах лежал свет как бы некоторого преображения. Это был только маленький кусочек Земли; это было только одно мгновение ее существования; и все же по мере того, как мой взор охватывал ее все больше и больше, мне представлялось не столь прекрасным, но столь верным и ясным, что она есть ангел, ангел столь прекрасный и свежий, и подобный цветку, и при этом столь неуклонно, столь согласно с собою движущийся в небесах, обращающий все свое живое лицо к Небу, и несущий меня вместе с собой в это Небо, — что я спросил самого себя, как могут людские мнения быть до такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают Землю только сухой глыбой...». (По материалам энциклопедии для школьников) 26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 27. Какими словами автор объясняет связь культуры и природы? Приведите любые две фразы. 28. Какие два подхода к окружающему миру приведены в тексте? Кратко объясните суть каждого из них. 29. Проиллюстрируйте тремя примерами положение текста: «Культура — это все, что не природа; все, что человек искусственно создал сам». 30. В тексте приведен фрагмент рассказа известного естествоиспытателя Г. Фехнера. Какому из двух подходов к окружающему миру соответствует этот рассказ? Подтвердите свое мнение фрагментом текста. 31. Как связаны внутренняя культура и отношение человека к природе? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два объяснения.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|