Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сфера духовной культуры»  8 класс



 «Сфера духовной культуры»  8 класс

Вариант 4

При выполнении задания с кратким ответом 21-25 запишите ответ так, как указано в тексте задания

21. В при­ве­ден­ном спис­ке ука­за­ны черты сход­ства науки и ис­кус­ства и от­ли­чия науки от ис­кус­ства. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:

1) яв­ля­ет­ся об­ла­стью ду­хов­ной куль­ту­ры;

2) ис­поль­зу­ет ху­до­же­ствен­ные об­ра­зы;

3) тре­бу­ет точ­но­сти и обос­но­ван­но­сти утвер­жде­ний;

4) со­зда­ет ду­хов­ные цен­но­сти.

Черты сход­ства

Черты раз­ли­чия

       
       

22. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между об­ла­стью куль­ту­ры и ее при­зна­ка­ми: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­ЗНА­КИ ОБ­ЛА­СТИ КУЛЬ­ТУ­РЫ
A) вера в по­ту­сто­рон­ний мир; 1) ре­ли­гия;
Б) плю­ра­лизм мне­ний; 2) ис­кус­ство.
В) со­блю­де­ние опре­де­лен­но­го ри­ту­а­ла;  
Г) от­ра­же­ние лич­ной по­зи­ции ав­то­ра в про­из­ве­де­нии.  

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

  A Б В Г  
           

Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания 23-24

           

В 2010 г. Все­рос­сий­ский центр изу­че­ния об­ще­ствен­но­го мне­ния про­вел со­цио­ло­ги­че­ский опрос. Пред­ла­га­лось от­ве­тить на во­прос: От­ку­да, из каких ис­точ­ни­ков вы чаще всего узна­е­те о том, что про­ис­хо­дит в стра­не и мире (участ­ни­ки могли вы­би­рать не более двух по­зи­ций)? По­лу­чен­ные срав­ни­тель­ные дан­ные (в %) пред­став­ле­ны в таб­ли­це.

23. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве таб­ли­цы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Ос­нов­ным ис­точ­ни­ком ин­фор­ма­ции для мо­ло­де­жи вы­сту­па­ет Ин­тер­нет.

2) Пе­чат­ная прес­са, как ис­точ­ник ин­фор­ма­ции, для по­жи­лых важ­нее, чем для мо­ло­дых.

3) Глав­ный по­тре­би­тель ра­дио­ин­фор­ма­ции — люди стар­ше 60 лет.

4) Све­де­ния из рас­ска­зов близ­ких чер­па­ют более всего люди стар­ше 25 лет.

5) Зна­че­ние те­ле­ви­де­ния как ис­точ­ни­ка ин­фор­ма­ции на­и­ме­нее зна­чи­мо для мо­ло­де­жи.

24.Ре­зуль­та­ты опро­са, от­ра­жен­ные в таб­ли­це, были опуб­ли­ко­ва­ны и про­ком­мен­ти­ро­ва­ны в СМИ. Какие из при­ве­ден­ных ниже вы­во­дов не­по­сред­ствен­но вы­те­ка­ют из по­лу­чен­ной в ходе опро­са ин­фор­ма­ции? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Роль те­ле­ви­де­ния как ис­точ­ни­ка ин­фор­ма­ции по срав­не­нию с преды­ду­щим пе­ри­о­дом су­ще­ствен­но воз­рос­ла.

2) Ин­тер­нет оста­ет­ся ма­ло­до­ступ­ным ис­точ­ни­ком ин­фор­ма­ции для людей по­жи­ло­го воз­рас­та.

3) Зна­че­ние пе­чат­ных из­да­ний как ис­точ­ни­ков ин­фор­ма­ции сни­жа­ет­ся из-за удо­ро­жа­ния газет и жур­на­лов.

4) В бли­жай­шем бу­ду­щем Ин­тер­нет вы­тес­нит пе­чат­ные сред­ства мас­со­вой ин­фор­ма­ции.

5) Глав­ным ис­точ­ни­ком ин­фор­ма­ции для всех воз­раст­ных ка­те­го­рий на­се­ле­ния яв­ля­ет­ся те­ле­ви­де­ние.

25. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го от­ме­че­но бук­вой.

 (А) Со­вре­мен­ная наука утвер­жда­ет, что жизнь на пла­не­те Земля по­яви­лась около 4,7 млрд лет назад. (Б) Пер­вые люди на пла­не­те по­яви­лись около 3 млрд лет назад. (В) При­ня­то счи­тать, что че­ло­век не мог стать твор­цом окру­жа­ю­ще­го его мира.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста:

1) от­ра­жа­ют факты;

2) вы­ра­жа­ют мне­ния.

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих по­ло­же­ний.

A Б В
     

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части 26-31используйте отдельный лист. Используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2 Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Прочтите текст и выполните задания 26-31

Культура — это все, что не природа; все, что че­ло­век искусственно со­здал сам. Но в то же время куль­ту­ра всегда раз­вер­ты­ва­ет­ся и су­ще­ству­ет только на ос­но­ве природы. Если на­звать культуру мозгом, то при­ро­да — это тело культуры. Мы долж­ны хранить и обе­ре­гать это тело, если хотим остать­ся живыми. В со­став культуры вхо­дит и от­но­ше­ние человека к природе.

С дав­них времен су­ще­ство­ва­ли два под­хо­да к окру­жа­ю­ще­му миру — тео­ре­ти­че­ский и мифопоэтический. По­след­ний ярче всего вы­ра­жен в искусстве, од­на­ко вовсе не яв­ля­ет­ся его монополией. Мифопоэтическое вос­при­я­тие мира было гос­под­ству­ю­щим в ар­ха­и­че­ской и ан­тич­ной культурах.

Можно ви­деть окружающий нас мир, землю как склад по­лез­ных ископаемых, как хра­ни­ли­ще энергии, и это будет тео­ре­ти­че­ски вполне разумным, но не куль­тур­ным отношением. Куль­тур­ный человек видит в при­ро­де не про­сто мертвую материю, не про­сто землю как ис­точ­ник урожаев, но еще и землю как мать. Это не на­ив­ная ошибка, а глу­бо­кое проникновение в суть природы. Если мы не можем оце­нить его, то не потому, что вы­рос­ли и стали умными, а потому, что стали лю­дь­ми односторонними, плос­ки­ми и в этом смыс­ле малокультурными. «Однажды ве­сен­ним утром, — рас­ска­зы­вал известный есте­ство­ис­пы­та­тель Г. Фехнер, — я вышел прогуляться. Поля зеленели, птицы пели, роса блестела... на всех вещах лежал свет как бы не­ко­то­ро­го преображения. Это был толь­ко маленький ку­со­чек Земли; это было толь­ко одно мгно­ве­ние ее существования; и все же по мере того, как мой взор охва­ты­вал ее все боль­ше и больше, мне пред­став­ля­лось не столь прекрасным, но столь вер­ным и ясным, что она есть ангел, ангел столь пре­крас­ный и свежий, и по­доб­ный цветку, и при этом столь неуклонно, столь со­глас­но с собою дви­жу­щий­ся в небесах, об­ра­ща­ю­щий все свое живое лицо к Небу, и не­су­щий меня вме­сте с собой в это Небо, — что я спро­сил самого себя, как могут люд­ские мнения быть до такой сте­пе­ни отчуждаемы от жизни, что люди счи­та­ют Землю толь­ко сухой глыбой...».

(По ма­те­ри­а­лам энциклопедии для школьников)

26. Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

27. Ка­ки­ми сло­ва­ми автор объ­яс­ня­ет связь куль­ту­ры и при­ро­ды? При­ве­ди­те любые две фразы.

28. Какие два под­хо­да к окру­жа­ю­ще­му миру при­ве­де­ны в тек­сте? Крат­ко объ­яс­ни­те суть каж­до­го из них.

29. Про­ил­лю­стри­руй­те тремя при­ме­ра­ми по­ло­же­ние тек­ста: «Куль­ту­ра — это все, что не при­ро­да; все, что че­ло­век ис­кус­ствен­но со­здал сам».

30. В тек­сте при­ве­ден фраг­мент рас­ска­за из­вест­но­го есте­ство­ис­пы­та­те­ля Г. Фех­не­ра. Ка­ко­му из двух под­хо­дов к окру­жа­ю­ще­му миру со­от­вет­ству­ет этот рас­сказ? Под­твер­ди­те свое мне­ние фраг­мен­том тек­ста.

31. Как свя­за­ны внут­рен­няя куль­ту­ра и от­но­ше­ние че­ло­ве­ка к при­ро­де? С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния при­ве­ди­те два объ­яс­не­ния.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.