Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сфера духовной культуры» 8 класс



 «Сфера духовной культуры» 8 класс

Вариант 1

При выполнении задания с кратким ответом 21-25 запишите ответ так, как указано в тексте задания

21Ели­за­ве­та учит­ся в 9 клас­се об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной школы, после го­су­дар­ствен­ной (ито­го­вой) ат­те­ста­ции она пла­ни­ру­ет про­дол­жить обу­че­ние в стар­ших клас­сах гим­на­зии.

Срав­ни­те две сту­пе­ни об­ра­зо­ва­ния: ос­нов­ную школу и стар­шую школу. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:

1) воз­мож­ность вы­бо­ра про­фи­ля обу­че­ния; 2) со­блю­де­ние пра­вил по­ве­де­ния;

3) воз­мож­ность по­ступ­ле­ния в вуз; 4) по­лу­че­ние об­ще­го об­ра­зо­ва­ния.

Черты сход­ства

Черты раз­ли­чия

       
       

22Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми и об­ла­стя­ми (фор­ма­ми) куль­ту­ры: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

ХА­РАК­ТЕР­НЫЕ ЧЕРТЫ ОБ­ЛА­СТИ (ФОРМЫ) КУЛЬ­ТУ­РЫ
A) ло­гич­ность и до­ка­за­тель­ство вы­во­дов; 1) ре­ли­гия;
Б) тео­ре­ти­че­ски си­сте­ма­ти­зи­ро­ван­ные взгля­ды на окру­жа­ю­щий мир; 2) наука.
В) вера в сверхъ­есте­ствен­ное;  
Г) стро­гое сле­до­ва­ние ри­ту­а­лам;  
Д) объ­ек­тив­ное от­ра­же­ние дей­стви­тель­но­сти.  

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

A Б В Г Д
         
Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания 23-24

В стра­не Z в 2010 г. было про­ве­де­но со­цио­ло­ги­че­ское ис­сле­до­ва­ние. Со­вер­шен­но­лет­ним граж­да­нам за­да­ва­ли во­прос: «Бы­ва­ет ли так, что в об­суж­де­нии со сво­и­ми род­ны­ми и зна­ко­мы­ми каких-либо про­блем вы ссы­ла­е­тесь на мне­ния уче­ных, на­уч­ные факты?» Ре­зуль­та­ты опро­са (в про­цен­тах от числа от­ве­чав­ших) пред­став­ле­ны в гра­фи­че­ской форме.

23Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке вы­во­ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа­грам­мы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Ни­ко­гда не об­ра­ща­ют­ся к на­уч­ным фак­там при об­суж­де­нии раз­лич­ных про­блем около по­ло­ви­ны опро­шен­ных.

2) Редко об­ра­ща­ют­ся в об­суж­де­нии про­блем к на­уч­ным фак­там мень­ше опро­шен­ных, чем те, ко­то­рые де­ла­ют это часто.

3) За­труд­нил­ся в от­ве­те на во­прос каж­дый де­ся­тый опро­шен­ный.

4) Редко ис­поль­зу­ют на­уч­ные факты при об­суж­де­нии про­блем менее трети опро­шен­ных граж­дан.

5) Часто ссы­ла­ют­ся на мне­ния уче­ных мень­ше опро­шен­ных, чем те, ко­то­рые не де­ла­ют этого ни­ко­гда.

24Ре­зуль­та­ты опро­са, от­ра­жен­ные в диа­грам­ме, были опуб­ли­ко­ва­ны и про­ком­мен­ти­ро­ва­ны в СМИ.

Какие из при­ве­ден­ных ниже вы­во­дов не­по­сред­ствен­но сле­ду­ют из ре­зуль­та­тов опро­са?

За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) На­уч­ное зна­ние мало свя­за­но с обы­ден­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми людей.

2) До­сти­же­ния науки не­из­вест­ны зна­чи­тель­ной части на­се­ле­ния.

3) На­уч­ное зна­ние слабо при­ме­ни­мо в по­все­днев­ной жизни че­ло­ве­ка.

4) Мно­гие люди не­до­оце­ни­ва­ют зна­че­ние на­уч­но­го зна­ния.

5) Наука не изу­ча­ет про­бле­мы по­все­днев­ной жизни людей в об­ще­стве.

25Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но со­от­вет­ству­ю­щей бук­вой.

 (А) Со­сто­яв­ший­ся не­дав­но кон­гресс пред­ста­ви­те­лей науки не оправ­дал ожи­да­ний. (Б) Мно­гие из­вест­ные уче­ные не при­ня­ли в нем уча­стие. (В) От­дель­ные до­кла­ды были по­верх­ност­ны­ми и без­до­ка­за­тель­ны­ми.

Опре­де­ли­те, какие по­ло­же­ния тек­ста:

1) от­ра­жа­ют факты;

2) вы­ра­жа­ют мне­ния.

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих по­ло­же­ний.

A Б В
     

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части 26-31используйте отдельный лист. Используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2 Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Прочтите текст и выполните задания 26-31

Культуру часто опре­де­ля­ют как «вторую природу». Куль­ту­ро­ве­ды обычно от­но­сят к куль­ту­ре всё рукотворное. При­ро­да создана для человека; он же, не­устан­но трудясь, со­тво­рил «вторую природу», то есть про­стран­ство культуры. Од­на­ко в таком под­хо­де к про­бле­ме присутствует некий изъян. Получается, будто при­ро­да не так важна для человека, как культура, в ко­то­рой он сам себя выражает.

Культура, пре­жде всего, при­род­ный феномен, хотя бы потому, что её тво­рец — че­ло­век — био­ло­ги­че­ское создание. Без при­ро­ды не было бы культуры, по­то­му что че­ло­век творит на при­род­ном ландшафте. Он поль­зу­ет­ся ресурсами природы, рас­кры­ва­ет собственный при­род­ный потенциал. Но если бы че­ло­век не пе­ре­сту­пил пределов природы, он остал­ся бы без культуры. Культура, следовательно, есть акт пре­одо­ле­ния природы, вы­хо­да за гра­ни­цы инстинкта, со­тво­ре­ние того, что может над­стро­ить­ся над природой.

Человеческие тво­ре­ния возникают пер­во­на­чаль­но в мысли, духе и лишь затем во­пло­ща­ют­ся в знаки и предметы. И по­это­му в кон­крет­ном смысле есть столь­ко культур, сколь­ко творящих субъектов. По­это­му в про­стран­стве и вре­ме­ни существуют раз­лич­ные культуры, раз­ные формы и очаги культуры.

Как че­ло­ве­че­ское творение куль­ту­ра превосходит природу, хотя её источником, ма­те­ри­а­лом и ме­стом действия яв­ля­ет­ся природа. Де­я­тель­ность человека не дана при­ро­дой всецело, хотя и свя­за­на с тем, что при­ро­да даёт сама по себе. При­ро­да человека, рас­смат­ри­ва­е­мая без этой ра­зум­ной деятельности, огра­ни­че­на только спо­соб­но­стя­ми чувственного вос­при­я­тия и инстинктами. Че­ло­век претворяет и до­стра­и­ва­ет природу. Куль­ту­ра — это де­я­тель­ность и творчество. От ис­то­ков и до за­ка­та своей ис­то­рии был, есть и будет толь­ко «человек культурный», то есть «человек творящий».

(По П. С. Гуревичу)

26Со­ставь­те план тек­ста. Для этого вы­де­ли­те ос­нов­ные смыс­ло­вые фраг­мен­ты тек­ста и оза­главь­те каж­дый из них.

27О каком под­хо­де к опре­де­ле­нию куль­ту­ры идёт речь в тек­сте? В чём, по мне­нию ав­то­ра, за­клю­ча­ет­ся не­до­ста­ток этого под­хо­да?

28Как автор ха­рак­те­ри­зу­ет связь при­ро­ды че­ло­ве­ка и его де­я­тель­но­сти? Ка­ко­во, по его мне­нию, со­дер­жа­ние и ре­зуль­тат де­я­тель­но­сти?

29По­че­му, по мне­нию ав­то­ра, «без при­ро­ды не было бы куль­ту­ры»? При­ве­ди­те два от­ве­та ав­то­ра и про­ил­лю­стри­руй­те их при­ме­ра­ми.

30Пи­са­тель решил со­здать роман о жизни своих со­вре­мен­ни­ков. Сна­ча­ла он не­сколь­ко ме­ся­цев вы­стра­и­вал ос­нов­ную сю­жет­ную линию. После того как пи­са­тель опре­де­лил­ся с об­ра­за­ми своих ге­ро­ев, он при­сту­пил к ра­бо­те, и через год роман был издан. Какая фраза тек­ста объ­яс­ня­ет эту по­сле­до­ва­тель­ность дей­ствий? Какой вид ис­кус­ства пред­став­лен в дан­ном при­ме­ре?

31Автор упо­треб­ля­ет сло­во­со­че­та­ние «че­ло­век куль­тур­ный» в ши­ро­ком смыс­ле. Ка­ко­го че­ло­ве­ка в со­вре­мен­ных усло­ви­ях, на Ваш взгляд, можно на­звать куль­тур­ным? Что, по Ва­ше­му мне­нию, долж­ны де­лать ро­ди­те­ли, чтобы их ребёнок вырос куль­тур­ным че­ло­ве­ком? (При­вле­кая об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, ука­жи­те одну любую меру и крат­ко по­яс­ни­те своё мне­ние.)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.