Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Образование. Творчество



Образование

Поскольку в Российской империи в то время существовало положение, по которому в гимназии принималось не более десяти процентов евреев, Мендель Гликберг окрестил сына и сам поменял свое имя на Михаила. Так, Александр, которому на тот момент исполнилось девять лет, стал учеником белоцерковской гимназии.

Учение давалось способному мальчику легко, но на него очень давила остановка в семье, поэтому в пятнадцать лет он сбежал из дома. Его взяла на воспитание родная тетка, которая увезла его в Петербург, где он стал обучаться в гимназии на полном пансионе. Здесь выяснилось, что у юноши совершенно отсутствуют способности в изучении математики, по этой причине он был исключен из учебного заведения.

Родители совершенно не интересовались судьбой сына и, можно сказать, отреклись от него. Александру же приходилось испытывать такие лишения, как постоянный голод, который заставлял его просить подаяние на улицах.

Помог случай. Начинающий журналист Александр Яблонский однажды разместил в газете «Сын Отечества» статью о бедном юноше. Ее прочитал поэт и филантроп из Житомира Константин Роше. Эта драматическая история настолько взволновала его, что он решил пригласить Александра к себе. Попытка завершить гимназическое образование и на этот раз закончилась провалом. Саша разругался с директором гимназии, который немедленно исключил его и выдал «волчий билет» без права продолжать образование.

Творчество

Двадцатилетнему юноше ничего не оставалось, как уйти вольнонаемным в армию на два года. Уже после службы, работая в таможне на австро-венгерской границе, он начал свои первые литературные опыты. Житомирская газета «Волынский вестник» в 1904 году опубликовала его первое произведение «Дневник резонера». Дебют оказался настолько удачным, что Саше предложили стать штатным фельетонистом этой газеты. К сожалению, через некоторое время издание было закрыто, и Александр взял направление на Петербург.

Саша использовал разные псевдонимы при подписании своих произведений: Гейне из Житомира, Сам по себе и ряд других. Черным он стал, потому что его так называли в детстве, чтобы не путать с родственником блондином, которого также звали Саша.

Впервые этот псевдоним он использовал в 1905 году в произведении «Чепуха», опубликованном в журнале «Зритель». Прочитавшие стихотворение, были ошеломлены смелостью автора, который острым языком сатиры прошелся не только по министрам и Государственной Думе, но и по самому императору. Журнал немедленно закрыли, а Саша с этой минуты стал настолько популярным, что такие издания как «Молот» и «Альманах» с удовольствием печатали его работы.

В 1906 году вышел сборник стихов Саши Черного. Однако цензура посчитала его вредоносным в политическом плане, и тираж подвергся аресту. Такое же наказание ждало и автора, но Черному удалось скрыться в Германии, в Гейдельберге, где он стал вольнослушателем университетских лекций.

В 1908 году Саша вернулся в Петербург. В течение последующих трех лет он публиковался в «Сатириконе». В это время вышли сборники его стихотворений «Всем нищим духом», «Невольная дань», «Сатиры». Выросла известность Черного и как детского писателя, автора книг «Тук-Тук», «Живая азбука» и других. Популярность его росла пропорционально количеству его произведений. От читателей и критиков можно было услышать только восторженные отзывы. В 1912 году судьба свела его с М. Горьким, который в то время проживал на Капри. Известный писатель посоветовал Саше попробовать себя в прозе.

В начале Первой мировой войны Александра призвали в армию. Сначала он служил в госпитале в Петербурге, потом его направили в полевой лазарет. Война плохо отразилась на его психологическом состоянии, на него навалилась столь тяжелая депрессия, что потребовалась врачебная помощь. Отчасти помогало справиться с ней его творчество, которое в это время было направлено на написание детских книг.

С выходом произведений для детей, ребятам открывался в них целый мир. В его книгах сквозила искренняя любовь к детям. Они были для него не просто маленькими читателями, но и героями его произведений, что можно увидеть на примере «Домика в лесу».

Но в стихотворениях для взрослых едкая сатира перемежалась с его душевным пессимизмом. Черный категорически не принял приход к власти большевиков и поторопился покинуть Россию. Сначала он едет в Литву и проживает с женой на хуторе, затем перебирается в Ковно (сегодняшний Каунас) и там, в 1920 году получает визу в Германию.

После Германии он переехал в Италию, и последним пунктом его жизни и творчества стала Франция. Супруги облюбовали местечко Ла Фавьер, купили земельный участок и построили небольшой уютный домик. Здесь, вдали от родины, Саша окончательно определил характер своего творчества – прозу. Работа его велась по трем направлениям.

Первое – это переиздание сборников его стихотворений, написанных в России. Написание новых стихотворных произведений в традиционной для него сатирической манере. Несмотря на то, что он сочинил несколько поэм, поэзия все-таки начинает уступать прозе и отходит на второй план.

Второе направление – так называемая эмигрантская проза, главной темой которой была покинутая Россия, воспоминания о прошлых годах, ироническое описание необустроенного эмигрантского быта. Эти темы были общими для всех русских писателей, навсегда простившихся с родиной.

Третьим направлением было написание стихов и рассказов для детей. Русский поэт-сатирик Дон-Аминадо в воспоминаниях о Саше Черном написал так: «Но сам автор отходил от сатиры все больше и больше. Тянуло его к зеленым лугам, к детям, к простым и вечным сияниям еще не постигших, не прозревших, невинно открытых миру сердец и глаз, ко всему, что он так удачно и без вычуров и изысков назвал «Детским островом».

В 1928 году был опубликован сборник прозы «Несерьёзные рассказы», в 1929 году вышла повесть наше «Чудесное лето». Из детских прозаических произведений можно выделить книги: «Детский остров», «Сон профессора Патрашкина», «Румяная книжка», «Кошачья санатория» и другие.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.