|
|||
Революция 1905 года. Отказ от символизмаРеволюция 1905 года События 1905 года очень повлияли на творчество поэта. Революция вырвала его из привычного восприятия мира, она напоминала стихию, непостоянство природы и это отразилось на его поэзиях. Прекрасная Дама отошла на второй план, вместо нее появилась метель, вьюга, бродяжничество. Блок обращается к образам Снежной Маски, Фаины, Незнакомки. Любовная лирика сама по себе начала играть второстепенную роль. Именно в то время Блок серьезно увлекся театром и даже стал писать пьесы. Дебютной работой в этом направлении стала пьеса «Балаганчик», которую режиссер Всеволод Мейерхольд поставил в 1906-м на сцене театра Веры Комиссаржевской. Александр всегда относился к своей жене с обожанием, однако не запрещал себе влюбляться в других женщин. В 1906 году он встретил Н.Волохову, актрису театра Комиссаржевской, и воспылал к ней пламенной страстью. Ее образ вскоре появился в его новых философских поэзиях – цикле «Фаина», книге «Снежная Маска». Она стала прототипом героинь в пьесах «Король на площади» и «Песня Судьбы». Ближе к концу 1900-х Блок отошел от любовной лирики. Теперь в его поэзии преобладает социальная направленность, отношения интеллигенции с простым народом. Стихи того времени ясно показывают, что его индивидуум переживает кризис и упорно пытается найти свое место в этом реальном мире. В его стихотворениях Родина ассоциировалась с любимой супругой, поэтому патриотизм его произведений ставал особым, личностно-индивидуальным.
Отказ от символизма В 1909 году Блока ждало несколько потрясений. В этом году не стало его отца, отношения с которым он поддерживал много лет. Потом умер его первенец, не прожив и нескольких дней. Отец оставил сыну приличное наследство, благодаря которому поэт мог не задумываться о хлебе насущном, и полностью предаваться творчеству. В том же 1909-м Блок путешествовал по Италии, и эта поездка вызвала у него бурю новых эмоций. Он сумел пересмотреть все, что ранее представляло для него большую ценность. Этот процесс ярко прослеживается в цикле стихов под названием «Итальянские стихи» и прозаических очерках, собранных в книге «Молнии искусства». После долгих метаний Александр сделал вывод, что больше не черпает вдохновения от символизма, что ему просто необходимо самоуглубление и духовная диета. В 1910-м Блок вынашивал идею создания эпической поэмы «Возмездие». Он начал работу над ней, но так и не довел ее до конца. В 1912-1913-м годах поэт сочинил пьесу под названием «Роза и Крест». В 1911-м Александр выпустил собрание сочинений в 3-х томах, куда вошли его произведения из написанных ранее пяти книг. Впоследствии этот трехтомник переиздавался несколько раз.
|
|||
|