Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Прочтите текст и выполните задания.



 

Прочтите текст и выполните задания.

 

       Постижение истины – объясняется это бесконечной сложностью мира, его неисчерпаемостью и в большом, и в малом – не может быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идёт через относительные истины, относительно верные отражения независимого от человека объекта, к истине абсолютной, точному и полному, исчерпывающему отражению этого же объекта. Можно сказать, что относительная истина – это ступень на пути к истине абсолютной.

Относительная истина содержит в себе зёрна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперёд добавляет в знание об объекте новые зёрна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею. Итак, истина одна – она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, так как не даёт исчерпывающего знания об объекте. Больше того, будучи истиной объективной, она содержит в себе и частицы, зёрна истины абсолютной, является ступенью на пути к ней. И в то же время истина конкретна, поскольку сохраняет своё значение лишь для определённых условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность.

Что является критерием истины? Поиск такого надёжного критерия идёт в философии издавна. Рационалисты Декарт и Спиноза считали таким критерием ясность. Вообще говоря, ясность годится как критерий истины в простых случаях, но критерий этот субъективен, а потому и ненадёжен: ясным может представляться и заблуждение, особенно потому, что это моё заблуждение. Другой критерий – истинно то, что признаётся таковым большинством. Этот подход кажется привлекательным. Разве не пытаемся мы решать многие вопросы

по большинству голосов, прибегая к голосованию? И тем не менее и этот критерий абсолютно ненадёжен. В науке вообще проблемы истины не могут решаться большинством голосов.

Но почему практика может выступать в роли критерия истины? Дело в том, что в практической деятельности мы соизмеряем, сопоставляем знание с объектом и тем самым устанавливаем, насколько оно соответствует объекту. Практика выше теории, поскольку она обладает достоинством не только всеобщности, но и непосредственной действительности, так как в практике воплощено знание, а вместе с тем она предметна. <…> Практика как критерий истины и абсолютна, и относительна. Абсолютна, так как иного критерия в нашем распоряжении нет. Но этот критерий и относителен в силу ограниченности практики в каждый исторический период.

Ф.З. Файзуллин

 

21. В чём заключается объективность истины? Как связаны относительная и абсолютная истины? Почему истина конкретна? (Ответы на вопросы даются только с опорой на текст.)

22. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «критерий истины». Какой критерий истины, предложенный Декартом и Спинозой, назван в тексте? В чём, по мнению автора, выражается относительность практики как критерия истины?

23. Объясните, как Вы понимаете мысль автора о том, что «постижение истины есть процесс». Привлекая обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте своё суждение на примере: а) самопознания индивида; б) научного познания.

24. Во время дискуссии на уроке обществознания было высказано мнение о том, что получение объективного знания в социальном познании невозможно. Используя текст и обществоведческие знания, приведите два аргумента в обоснование и два аргумента в опровержение этого мнения (всего приведите четыре аргумента).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.