Тема урока:
«Народы России»
Да, тема нашего урока: «Народы России» и наша главная цель: изучить особенности национального состава населения России.
Но, достаточно лишь просто знать, какие народы проживают на территории нашей страны?
Действительно, нашей целью будет так же узнать, где проживают народы, что у них общего и чем они отличаются. А так же ответим на вопрос: влияют ли условия места проживания народа на формирование его культуры.
Эпиграфом нашего урока я выбрал слова: « Мы вместе- в этом наша сила. Мы разные- в этом наше богатство».
1 Изучение нового материала.
1А)Учитель:
Россия многонациональная страна, на ее территории проживает более 150 народов. Итак, еще раз посмотрите на иллюстрации представителей разных национальностей, попробуйте ощутить их внутренний мир, прислушайтесь к каждому из них……
А говорят народы, каждый на своем языке, который является его визитной карточкой. По родству языка народы объединяются в языковые семьи. Народы России относятся к четырем языковым семьям: индоевропейская-89%, алтайская-7%, кавказская-2%, уральская-2%. Семьи в свою очередь делятся на группы (таблица раздается каждому учащемуся). Анализируется таблица в учебнике стр. 299-303
Индоевропейская семья
| Алтайская семья
| Кавказская семья
| Уральская семья
| Славянская группа
| Тюркская группа
| Монголь-ская группа
|
| Финно-угорская группа
| Русские, украинцы, белорусы
| Татары, чуваши, башкиры, казахи, азербайджанцы, тувинцы, алтайцы, ногайцы, карачаевцы и др.
| Буряты, калмыки
| Аварцы, даги, лакцы, кабардинцы, чеченцы, ингуши, адыгейцы, грузины
| Мордва, удмурты, карелы, коми, ханты, манси
| Вывод: Одни народы широко расселились за пределами своей республики- татары, мордва; а другие живут в пределах своей республики.
В)Ознакомление с новыми терминами (новые понятия учащиеся записывают в тетрадь).
Титульный народ- народ, по названию которого называется республика. Татары- Татарстан, карелы- Карелия.
Титульный народ, как правило, не составляет большинство населения республики. Интенсивные контакты между народами привели к процессу «ассимиляции».
Ассимиляция- растворение одних народов среди других.
Г)Первичное закрепление новых знаний.
Анализ статистического материала. О чем говорят данные таблицы?
Таблица: «Особенности населения республик России».
Республика
| Коренная национальность (%)
| Доля русских (%)
| 1.С преобладанием коренного населения.
| Дагестан
| 80,2
| 9,2
| Чеченская
| 70,7
|
| Чувашия
|
|
| Кабардино-Балкария
| 57,6
|
| Северная Осетия (Алания)
|
| 29,9
| 2.С равенством коренного и русского населения.
| Татарстан
| 48,5
| 43,3
| Марий-Эл
| 43,3
| 47,5
| Карачаево-Черкесия
| 40, 9
| 42, 4
| 3.С преобладанием русского населения.
| Карелия
|
|
| Башкирия
|
|
| Адыгея
|
|
| Коми
| 23,4
|
| Бурятия
| 32, 5
| 60,8
| Удмуртия
| 30,9
| 50,3
| Алтай
|
|
|
3 Итог урока.
Учитель:Сегодня на уроке вы совершили удивительные открытия не только для себя, но и для меня, так как показали свой внутренний мир, знания, эрудицию. Вместе мы ответили на главный вопрос нашего урока.
Я лишь объединю все ваши ответы:
Россия – страна огромная, с великолепным разнообразием природы. Каждый народ многонациональной России, является неотъемлемой частицей мозаики, иллюстрирующей все богатство, силу и красоту нашей великой страны.
|