Около половины учащихся (успешно успевающие, а также из малообеспеченных семей) получали жалованье. В Екатеринбурге для иногородних школьников был открыт пансион. Специальная работница готовила пансионерам пишу, стирала их белье. Правда, суммы, которые от
Около половины учащихся (успешно успевающие, а также из малообеспеченных семей) получали жалованье. В Екатеринбурге для иногородних школьников был открыт пансион. Специальная работница готовила пансионерам пишу, стирала их белье. Правда, суммы, которые отпускались на питание из казны, оказывались очень скромными — основу стола составляли каша и ржаной хлеб. После отъезда Татищева из Екатеринбурга в 1737 г. дело начинает потихоньку сворачиваться. Закрылся пансион, затем латинская школа. Прекратили существование почти все арифметические школы на казенных заводах. Правда, во второй половине XVIII столетия возникают школы при частных заводах; всего их к концу века было 3. Среди них выделялась горная школа при Нижнетагильском заводе Н. А. Демидова, открытая в 1765 г. Принимали в демидовскую школу в основном детей заводских служителей (приказчиков, конторщиков). Казенных горных школ к началу нового века существовало 9. При всем том основную роль в распространении грамоты продолжало играть обучение в семьях и у частных учителей — церковнослужителей, мелких чиновников, отставных военнослужащих, грамотных вдов, ссыльных, старообрядцев и пр. Эти люди обычно у себя дома или у кого-либо на квартире занимались с группами в 3, 5, 10, 20 учеников. Купцы, мещане, ремесленники, крестьяне, казаки, даже государственные служащие предпочитали отдавать детей не в казенные училища, а в домашние школы. Сказывались и привычка, и то, что частные учителя брали сравнительно небольшую плату, а обучали практической грамоте значительно быстрее, чем казенная школа; опасались также родители дурного влияния последней на нравственность ребенка. Официальной школе еще предстояло завоевать доверие населения уральского региона.
Наука и техника
|