Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТЕМА № 8. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (ЧАСТЬ I)



ТЕМА № 8. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (ЧАСТЬ I)

I. ИСТОКИ ВОЗРОЖДЕНИЯ:

- Термин «Возрождение» (фр. – ренессанс, итал. – ринашименто) появился в 16 веке для определения эпохи, сменившей Средневековье, и подчёркивал возвращение культурных идеалов Античности.

- Культурный смысл эпохи: расцвет культуры, переворот в культуре, переходный этап, восстановление античных идеалов. Их комплекс образует качественно новую ступень в культуре.

- Человек осознаёт себя «высшим» и духовным существом, наделённым даром творчества. Мировоззрение Ренессанса – это светлая, позитивная, эстетическая реакция на мир, природу, быт, идеи.

- Возрождение – это культура свободных городов, третьего сословия. Идеал Возрождения – образ универсального человека, создающего самого себя.

- Зарождение капиталистических социально-экономических отношений, но культура развивается не ради денег, а ради красоты.

- Возрождение было во всей Европе, но в Италии оно стало всеобъемлющей эпохой:

· конец 13 – 14 века – предвозрождение; · 15 век – раннее Возрождение; · кон. 15 – перв. треть 16 века – Высокое Возрождение; · 40-е годы 16 века – позднее Возрождение.  

II. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ РЕНЕССАНСА:

- Знание подчинено исследованию творений рук человеческих. Люди изучают вместо Священного Писания философию, науку и поэзию античности. Развиваются гуманитарные науки: грамматика, риторика, история, педагогика, этика. Возникают научные и географические открытия: Коперник, Бруно и др. Исследуют вопросы, связанные с человеком. Насколько ценен человек? Велик он или ничтожен? Какое место занимает человек в мире?

- Падение авторитета церкви в повседневной жизни человека, стремление к свободе личности, к красоте в быту, в одежде, в пище.

III. ЛИТЕРАТУРА:

Философская

· Данте Алигьери «Божественная комедия»

· Франческо Петрарка «Канцониере»

· Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

· Мигель де Сервантес «Дон Кихот»

Развлекательная

· Джованни Боккаччо «Декамерон»

IV. ТЕАТР: Народный · бродячий · итальянская комедия масок (del arte) Профессиональный · балет · пастораль Драматурги · Лопе де Вега (1562-1635) «Собака на сене» · Уильям Шекспир (1564-1616) «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь», «Магбет», «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Гамлет» и др.

 

V. МУЗЫКА:

- преобладание мажора;

- развитие инструментальной музыки;

- новые жанры – мадригал, баллада, канцона (ит.), шансон (фр.), романс (исп.)

 

VI. АРХИТЕКТУРА:

Стремление дать человеку почувствовать себя личностью великой, возвышенной, современной. Идея праздничности, торжественности.

Сочетание греко-римских традиций и готического стиля.

· Филиппо Брунеллески (1377-1446) – Палаццо Дожей (Венеция), Собор Санта Мария дель Фьоре (Флоренция), Капелла Пацци (Флоренция)

· Леон Батиста Альберти (1404-1472) – Палаццо Ручеллаи (Флоренция), церковь Сант Андреа (Мантуя)

· Донато Браманте (1444-1514) – проект Собора Святого Петра (Ватикан), достраивали Рафаэль, Перуцци, Микеланджело

 

VII. СКУЛЬПТУРА:

Вера в Бога, духовность, стремление к совершенству человеческого тела, души и разума тесно взаимосвязаны.

 

· Донателло (1386-1466) – Святой Георгий

· Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – Умирающий раб, Давид, Пьета (Оплакивание Христа)

 

 

ВОПРОСЫ:

1) Назовите отличительные черты искусства итальянского Возрождения (хотя бы 5)?

2) Что такое «Высокое Возрождение» в Италии?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.