|
||||||
ТЕМА № 8. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (ЧАСТЬ I)ТЕМА № 8. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (ЧАСТЬ I) I. ИСТОКИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: - Термин «Возрождение» (фр. – ренессанс, итал. – ринашименто) появился в 16 веке для определения эпохи, сменившей Средневековье, и подчёркивал возвращение культурных идеалов Античности. - Культурный смысл эпохи: расцвет культуры, переворот в культуре, переходный этап, восстановление античных идеалов. Их комплекс образует качественно новую ступень в культуре. - Человек осознаёт себя «высшим» и духовным существом, наделённым даром творчества. Мировоззрение Ренессанса – это светлая, позитивная, эстетическая реакция на мир, природу, быт, идеи. - Возрождение – это культура свободных городов, третьего сословия. Идеал Возрождения – образ универсального человека, создающего самого себя. - Зарождение капиталистических социально-экономических отношений, но культура развивается не ради денег, а ради красоты. - Возрождение было во всей Европе, но в Италии оно стало всеобъемлющей эпохой:
II. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ РЕНЕССАНСА: - Знание подчинено исследованию творений рук человеческих. Люди изучают вместо Священного Писания философию, науку и поэзию античности. Развиваются гуманитарные науки: грамматика, риторика, история, педагогика, этика. Возникают научные и географические открытия: Коперник, Бруно и др. Исследуют вопросы, связанные с человеком. Насколько ценен человек? Велик он или ничтожен? Какое место занимает человек в мире? - Падение авторитета церкви в повседневной жизни человека, стремление к свободе личности, к красоте в быту, в одежде, в пище. III. ЛИТЕРАТУРА: Философская · Данте Алигьери «Божественная комедия» · Франческо Петрарка «Канцониере» · Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» · Мигель де Сервантес «Дон Кихот» Развлекательная · Джованни Боккаччо «Декамерон»
V. МУЗЫКА: - преобладание мажора; - развитие инструментальной музыки; - новые жанры – мадригал, баллада, канцона (ит.), шансон (фр.), романс (исп.)
VI. АРХИТЕКТУРА: Стремление дать человеку почувствовать себя личностью великой, возвышенной, современной. Идея праздничности, торжественности. Сочетание греко-римских традиций и готического стиля. · Филиппо Брунеллески (1377-1446) – Палаццо Дожей (Венеция), Собор Санта Мария дель Фьоре (Флоренция), Капелла Пацци (Флоренция) · Леон Батиста Альберти (1404-1472) – Палаццо Ручеллаи (Флоренция), церковь Сант Андреа (Мантуя) · Донато Браманте (1444-1514) – проект Собора Святого Петра (Ватикан), достраивали Рафаэль, Перуцци, Микеланджело
VII. СКУЛЬПТУРА: Вера в Бога, духовность, стремление к совершенству человеческого тела, души и разума тесно взаимосвязаны.
· Донателло (1386-1466) – Святой Георгий · Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – Умирающий раб, Давид, Пьета (Оплакивание Христа)
ВОПРОСЫ: 1) Назовите отличительные черты искусства итальянского Возрождения (хотя бы 5)? 2) Что такое «Высокое Возрождение» в Италии?
|
||||||
|