Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Межгрупповые конфликты



 

Временные границы конфликта — это продолжительность конфликта, его начало и конец. От того, считать ли конфликт начавшимся, продолжающимся или уже закончившимся, зависит юридическая оценка действий его участников в тот или иной момент времени, в частности правильная оценка роли присоединившихся к конфликту лиц.

Начало конфликта определяется объективными (внешними) актами поведения, направленными против другого участника (конфликтующей стороны), при условии, что последний осознает данные акты как направленные против него и им противодействует. Это означает, что конфликт будет признан начавшимся, если:

  • первый участник сознательно и активно действует в ущерб второму участнику (своему противнику); при этом под действиями понимаются как физические действия, так и передача информации (устное слово, печать, телевидение и т.д.);
  • второй участник (противник) осознает, что указанные действия направлены против его интересов;
  • второй участник предпринимает активные ответные действия, направленные против первого участника. Этот момент можно считать началом конфликта.

Пространственные границы конфликта определяются территорией, на которой происходит конфликт. Эта территория может быть самой разной — от минимального пространства (например, жилой площади) и кончая всем земным шаром (ссора на коммунальной кухне и мировая война). Четкое определение пространственных границ конфликта важно главным образом в международных отношениях, так как тесно связано с проблемой притязаний участников конфликта. В недавней истории подобная задача возникала неоднократно в этнических конфликтах — в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и других местах, где следовало четко определить территориальные границы зоны конфликта для осуществления превентивных мер.

Внутрисистемные границы конфликта определяются исходя из того, что любой конфликт происходит в конкретной системе — семье, группе сослуживцев, государстве, международном сообществе и т.д. Конфликт между сторонами, входящими в одну систему, может быть более глубоким и обширным или частным, ограниченным. Например, в межгосударственных конфликтах велика опасность распространения обостренных взаимоотношений не только в территориальном аспекте, но и в социальном, национальном, политическом; такой конфликт может затронуть самые широкие слои общества.

Функции конфликта:

А. Диагностическая.

Б. Конструктивная.

В. Деструктивная.

Г. Регулятивная.

Д. Защитная.

Е. Контрольная.

Ж. Нормотворческая.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ. Она заключается в том, что конфликт проис­ходит именно по тем поводам, по которым сознательно или бессознательно когда-либо были приняты ошибочные решения. Причем характерно это и для межгрупповых и для межлич­ностных конфликтов. Конфликт вскрывает именно то противоречие, которое не могут раз­решить самостоятельно его участники. И чем больше масштаб ошибочных решений, тем серьезнее и масштабнее протекает конфликт. Ошибка может быть допущена в построении организационной структуры коллектива, когда допустим у руководителя в непосредствен­ном подчинении оказывается непомерно много сотрудников. Кто-то из них будет обяза­тельно выпадать из поля зрения начальника и не получать объективной оценки своего труда. Таким образом, создается конфликтная ситуация между руководителем и подчинен­ным в силу неверно выбранной организационно-штатной структуры коллектива.

КОНСТРУКТИВНАЯ ФУНКЦИЯ. Она проявляется в тех случаях, когда конфликт играет положительную роль в формировании взаимоотношений. Так, выяснение отношений противоборствующих в конфликте сторон, нередко помогает сформировать деловые, добропорядочные отношения после разрешения конфликта. Оппоненты при этом не выходят за рамки деловых аргументов, направляя усилия на достижение компромиссного решения, не ущемляющего интересов обеих сторон.

Полной противоположностью по характеру является ДЕСТРУКТИВНАЯ ФУНКЦИЯ конфликта. Неконструктивный межличностный конфликт возникает тогда, ко­гда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и уничтожая его в глазах окружаю­щих. Обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, межличностные отношения разрушаются. Участники такого конфликта затрачивают всю свою энергию на то, чтобы тщательно контролировать друг друга или оказывать друг другу противодейст­вие по всем направлениям.

РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ конфликта заключается в упорядочении и стаби­лизации всей системы взаимосвязей в коллективе. Здесь конфликт выступает регулятором взаимоотношений, определяя, крайние, полярные зоны противостояния оппонентов, по­скольку именно конфликт указывает на границы допустимых вариаций в поведении. Межличностные и межгрупповые связи в конфликте оказываются под воздействием личностей оппонентов и их аргументов. Степень авторитетности личности ("ранг оппонента") и убеди­тельность его аргументов регулируют построение структуры взаимоотношений в коллективе и характер взаимодействия всех членов данного коллектива. При этом взаимосвязь оп­ределяется, как правило, положительным, нейтральным, либо отрицательным отношением к каждому из оппонентов.

Конфликт может выполнять еще и ЗАЩИТНУЮ ФУНКЦИЮ, то есть оказывать сопротивление воздействию внешних факторов с целью изменения существующей системы взаимоотношений. Попытка изменить внутренние нормы жизни и взаимоотношений в группе с помощью вмешательства со стороны порождает конфликт, который поначалу предупреждает о возможных последствиях. Затем конфликт становится оборонительным средством от воздействия извне, и в последней стадии выполняет защитные функции по отношению к данной группе. Группа или коллектив может принять новую форму поведения, но не под давлением обстоятельств или постороннего лица, а самостоятельно. Здесь кон­фликт защищает группу (точнее, взаимоотношения в ней) от случайных влияний среды.

КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ конфликта, с помо­щью которой выявляется и фиксируется порядок выполнения должностных обязанностей структурными элементами и отдельными членами коллектива. В процессе реализации этой функции конфликт определяет качество и полноту выполнения должностных обязанностей членов коллектива и его подразделений. Он способствует оптимизации процесса совмест­ной деятельности и перераспределению функций внутри коллектива.

В процессе конфликтных взаимодействий вырабатываются нормы разрешения од­них конфликтов и избегания других. Следовательно, конфликты в данном случае выполняют еще и НОРМОТВОРЧЕСКУЮ ФУНКЦИЮ.

Конструктивные (позитивные) функции конфликта. К ним относятся:

  • функция разрядки напряженности между антагонистами, “выхлопного клапана”;
  • «коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе осуществления которых, люди могут проверить друг друга и сблизиться;
  • функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;
  • функция содействия формированию социально необходимого равновесия;
  • гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых изменений;
  • оказания содействия в переоценке прежних ценностей и норм;
  • оказания содействия по усилению лояльности членов данной структурной единицы.

Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. условия, мешающие достижению целей. Это такие как:

  • неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда;
  • уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций;
  • абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации;
  • представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;
  • сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;
  • увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;
  • смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;
  • возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.

Специфика юридического конфликта заключается в том, что против кого бы ни предпринимались противоправные действия (личности, группы, социального института), «нарушитель» автоматически становится оппонентом (противником) государственно-правовой системы общества. Это обусловлено тем, что самим фактом противоправного действия субъект конфликта (нарушитель) как бы ставит под сомнение легитимность существующих в обществе норм права, призванных защищать интересы всех граждан[1]. При этом как в ходе расследования юридического конфликта (задержание, изолирование правонарушителей), так и в процессе исполнения принятого судебного решения правоохранительные органы имеют юридические основания применять различные виды насилия.

Юридический конфликт — это противоборство субъектов права, связанное с применением, нарушением или толкованием правовых норм. В узком смысле юридический конфликт имеет различные основания.

Он связан:

— с противоречиями между нормативно-правовыми актами;


— между нормой нормативно-правового акта и практикой реализации права;


— между двумя или несколькими нормативно-правовыми решениями;


— с противоречием между различным толкованием права, правовых норм.

Межгрупповые конфликты



Межгрупповые конфликты менее распространены между людьми, но они тяжелы по своим последствиям.
Например, в службе занятости может наблюдаться противоборство между группой безработных и сотрудниками в случае несвоевременной выплаты пособия по безработице, наличии нездоровой психологической обстановки в коллективе центра занятости.

Основные участники конфликта – это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее активная роль в его возникновении и развитии. Они являются главными действующими лицами конфликта, и противоречие именно их интересов лежит в основе противоборства

Противоборствующими сторонами, участниками (субъектами) конфликта можно назвать лишь тех, кто совершает активные (наступательные или оборонительные) действия друг против друга.

Это могут быть как индивиды, так и социальные группы, совершающие активные (наступательные или оборонительные) действия друг против друга. В социологии выделяют:

  • первичных участников (оппонентов, которые непосредственно участвуют в конфликте)
  • вторичных участников (тех, кто контролирует ход конфликта, не участвуя в нем)
  • и третьи силы (заинтересованные в том или ином разрешении конфликта).

Подстрекатель — это лицо, организация или государство, подталкивающее другого участника к конфликту. Подстрекатель может в этом конфликте и не участвовать; его задача ограничивается тем, чтобы спровоцировать, развязать конфликт между другими лицами (группами). Древний принцип «разделяй и властвуй» по сути олицетворяет такую практику разделения общества (группы) на конфликтующие группы, каждая из которых заинтересована в поддержке власти.

Пособник — лицо, содействующее конфликту советами, технической помощью и другими способами. При групповых конфликтах, в которых участвует неопределенный круг лиц, многие присутствующие фактически выступают как пособники основных участников — противоборствующих сторон. Одни выкрикивают лозунги, другие угрожающе размахивают палками и бросают камни, третьи подают советы, возбуждают окружающих. В большинстве случаев довольно трудно дифференцировать активных участников, пособников и пассивных наблюдателей происходящего. Однако такая задача всегда возникает перед органами правосудия, когда рассматриваются дела о массовых беспорядках, драках или групповом хулиганстве.

Организатор — лицо (группа), планирующее конфликт, намечающее его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников и др. Организатором может быть одна из противоборствующих сторон («теневая») или самостоятельная фигура. Пример последнего — Яго из трагедии Шекспира «Отелло»: Яго сам не участвует в трагическом конфликте Отелло и Дездемоны, но тщательно организует его.

Посредников можно в определенной степени считать участниками конфликта, особенно тех, которые пытаются не просто разобраться в причинах и обстоятельствах происходящего (что делают и судьи), но предотвратить, остановить, разрешить конфликт. В связи с развитием множества национальных конфликтов в мире все чаще прибегают к посредничеству миротворческих сил, в том числе войск ООН. В Конго, Сомали, Косово среди посредников были убитые и раненые, хотя их целью является прекращение конфликта, по возможности ненасильственным путем.

 

 

Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:

  • разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;
  • неравное положение людей в императивно-координированных ассоциациях (одни — управляют, другие — подчиняются);
  • разлад между ожиданиями и поступками людей;
  • недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;
  • недостаток и некачественность информации;
  • несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.

Универсальный источник конфликта состоит в несовместимости претензий сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.