Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





I. Тема. Обобщение. Русская литература от середины XVIII в. до середины XIX в.



 

I. Тема. Обобщение. Русская литература от середины XVIII в. до середины XIX в.

 

СОНЕ:

К этому тексту небольшие портреты: Ломоносов, Фонвизин, Державин, Радищев, Крылов, Жуковский, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь с годами жизни.

 

Перед чтением текста обратитесь к вступительной статье учебника 9 класса. Найдите в ней ответы на вопросы:

Каковы особенности развития русской литературы XVII-XVIII вв.?

Что такое направление, течение, стиль в литературном процессе?

Эта информация понадобится вам для правильного и глубокого понимания представленного текста.

Вы можете найти ответы на указанные вопросы в энциклопедии или интернете.

Если перечисленные источники информации вам недоступны, воспользуйтесь приведенным ниже рефератом-резюме статьи «Литература как искусство слова» в из учебника 9 класса.

 

Начиная с XVII-го в. главными явлениями в литературном процессе стала смена литературных течений, направлений и стилей, основными из которых являются классицизм (XVII-XVIII вв.), сентиментализм(вторая половина XVIII в.), романтизм (конец XVIII – первая половина XIX вв.) и реализм (XIX-XX вв.).

Направлениеимеет теоретически сформулированную эстетическую программу, (как, например, в классицизме), течениееё не имеет, что характерно для сентиментализма, который появился как реакция на классицизм, противопоставляя изображение в литературе чувств ориентации на разум. Стиль, помимо идеологии и мировоззрения, предполагает и систему художественных приёмов и средств.

В XVIII в. русская литература вступила в новый этап своего развития. В основе этого процесса лежало обогащение церковной, духовной литературы мотивами, отражающими явления мирской, светской жизни. Русский фольклор оставался источником образов, тем и идей для литературы нового времени (XVIII–XIX вв.), жанрово-стилевая система литературного процесса формировалась на традициях древнерусской литературы, развивая достижения ее ведущих жанров. Большую роль для становления самобытной русской литературы сыграли лучшие произведения западноевропейской литературы, представлявшие современный литературный процесс.

Среди замечательных писателей XVIII в. выделяются М.В.Ломоносов, поэт, развивавший жанр оды и систему русского стихосложения, создавший теорию литературных стилей, Г.Р.Державин, автор оды нового типа и лирик, драматург Д.И.Фонвизин, написавший бессмертнуюкомедию«Недоросль», и А.Н.Радищев, гражданский писатель, автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву», разоблачавшей пороки современного ему общественного устройства жизни России. Эти писатели творили в эпоху Просвещения, ведущим литературным стилем времени являлся классицизм. В середине XVIII в. в Европе набрало силу литературное направление сентиментализма, утверждавшего превосходство чувства над разумом. В русской литературе самым ярким представителем сентиментализма в конце XVIII – начале XIX вв. был писатель, просветитель Н.М.Карамзин, автор новаторскойповести «Бедная Лиза», ценной для просвещения русского общества книги «Письма русского путешественника» и 12-томного труда, послужившего источником многих сюжетов в русской литературе, – «История государства Российского».

В конце XVIII-го в. в европейских литературах появляется новый литературный стиль – романтизм, поглотивший в своем развитии сентиментализм. Помимо чувствительности, определявшей характер отношения к миру в сентиментализме, романтизм утверждает ценность человеческой личности во всех сферах жизни, особенно сильно воздействовал романтизм в литературе на изображение отношений любви и дружбы, а также общественной позиции романтического литературного героя. Первым русским романтиком в литературе начала XIX в. стал поэт В.А.Жуковский, кроме переводов романтической европейской поэзии, создавший шедевры национальной лирики в жанрах элегии и баллады. Известный критик В.Г.Белинский метафорически назвал Жуковского «Колумбом» открывшим для России «Америку романтизма». Русская лирика получила свое дальнейшее развитие в поэтических творениях А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и поэтов Пушкинской поры: К.Н.Батюшкова, Е.А.Боратынского, К.Ф.Рылеева и других. Жанры элегии, баллады и поэмы, ставшие традиционными для поэтики романтизма, получили в русской лирике дальнейшее развитие. Национальная поэзия приобретала самобытный характер, становилась более разнообразной в жанровом и стилевом отношении: например, распространенным был жанр послания, возник жанр думы – особый жанр гражданской лирики. В начале XIX в. новый импульс к развитию благодаря творчеству И.А.Крылова получает жанр басни. Большая часть из них представляет собой переводы классических басенных сюжетов, однако есть и оригинальные русские произведения; однако все басни Крылова настолько талантливы и самобытны, богаты по языку, точны по передаче народной мудрости, что кажутся пришедшим из отечественного фольклора. Традиции комедиографии Д.И.Фонвизина поддерживаются в многочисленных комедиях, среди которых наиболее художественными значительными считаются комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» и Н.В.Гоголя «Ревизор». В них художники подвергают обличению и осмеянию недолжные порядок жизни общества и нравы своих современников.

Особое место в русской литературе занимают три великие произведения: роман в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, роман «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова и поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». В «Евгении Онегине» центральными являются темы героя времени, любви и России, в романе М.Ю.Лермонтова главными оказываются вопросы смысла жизни назначения человека. Содержание «Мертвых душ» Н.В.Гоголя обусловлено нравственно-религиозной проблематикой и острым сатирическим обличением крепостного права в России.

 

 

1. Что в прочитанном тексте показалось вам трудным? Почему? Как удалось преодолеть трудности? Какая информация вам уже известна? Что показалось интересным? Что, по вашему мнению, безусловно понадобится для изучения литературы в 10 классе?

2. Назовите основные вопросы, на которые отвечают авторы этого текста. Будьте внимательны: необходимо сформулировать именно вопросы. Дайте краткие, обобщенные ответы на сформулированные вами вопросы, опираясь на прочитанный текст.

3. Дополните статью: раскройте выделенные в тексте утверждения, иллюстрируя свой ответ примерами из произведений.

4. Вспомните, что такое род литературы и жанр. При необходимости обратитесь к справочной литературе или интернету. Подчеркните в прочитанном тексте названия всех упомянутых жанров. Соотнесите их с литературным родом. Результаты работы можно оформить в виде таблицы:

Роды литературы

------------------------ ---------------------------- ----------------------------

Жанры

  ---------------------------------- ---------------------------------- ---------------------------------- ----------------------------------       ---------------------------------- ---------------------------------- ---------------------------------- ----------------------------------     ---------------------------------- ---------------------------------- ---------------------------------- ----------------------------------  

 

Сделайте вывод из своих наблюдений: жанры какого рода (родов) литературы преобладали в русской литературе XVIII в. -- середины XIX в. Почему?

5. Проведите самостоятельное исследование: докажите, опираясь на творчество двух-трех представленных в данном тексте писателей, что они были современниками. Перед началом выполнения задания необходимо выделить и обосновать, что в содержании и художественных особенностях литературного произведения свидетельствует о его принадлежности той или иной эпохе. Задание можно выполнять в паре. Результаты исследования представьте письменно или устно (по вашему выбору).

6. Организуйте научно-практическую конференцию «Встречи русских писателей XVIII в. -- середины XIX в., судьбоносные для литературы». Подготовьте сообщения об известных в истории литературы фактах встреч, бесед, переписки авторов, об их откликах на произведения современников. Главной в вашем сообщении должна стать информация: как итог этих взаимоотношений повлиял на развитие литературы (появились новые произведения, новые темы и т.п.). Сообщение можно сопроводить компьютерной презентацией.

Обязательно выделите ведущего конференции, который будет направлять обсуждение, подведёт итоги.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.