|
||||||||||||||||||||||||
Лабораторная работа №12. Изучение электрических свойств полуповодников»Лабораторная работа №12 «Изучение электрических свойств полуповодников» (Сделать конспект теории(Односторонняя проводимость полупроводникового диода) и по данным таблицы построить график зависимости силы тока(ось Y) от напряжения(ось Х) все переписывать не нужно… Тема:Электрический ток в различных средах. Наименование работы:Изучение электрических свойств полупроводников. Время выполнения: 2 часа. Цель:изучить основные свойства электронно-дырочного перехода в диодах и триодах. Теория.Полупроводники характеризуются отличной от проводников проводимостью: собственной, дырочной (р-типа) и электронной (n-типа). Если в монокристалл полупроводника (например, германия), обладающего проводимостью n-типа, впаять каплю полупроводника (например, индия) с проводимостью р-типа, то в области, примыкающей к месту контакта полупроводников, образуется запирающий слой (р-n-переход; см. рис.), который хорошо проводит ток в одном направлении (прямом от рк n) и практически не проводит ток в другом направлении (обратном). Это свойство используется в полупроводниковой технике. Оборудование:источник электрической энергии (2 шт.), миллиамперметр, амперметр, диод, транзистор, резисторы (постоянное сопротивление), потенциометр, провода соединительные, ключ (2 шт), вольтметр на 4 В. Ход работы. Ход работы I. Проверка односторонней проводимости диода. 1.Составить цепь по схеме, изображённой на рисунке 1. 2. Диод включить в прямом (пропускном) направлении: отметка «+» должна быть обращена к полюсу источника ЭДС. Замкнуть цепь и отметить показания миллиампера. Цепь разомкнуть. 3. Диод включить в обратном (запорном) направлении. Цепь замкнуть и убедиться в отсутствии тока в цепи. Цепь разомкнуть. 4. По результатам наблюдений сделать соответствующий вывод. II. Снятие вольт-амперной характеристики диода. 1. Составить цепь по схеме, изображенной на рис.2. Диод включить в пропускном направлении. 2. Замкнуть цепь. Подобрать положение движка потенциометра так, чтобы вольтметр показал самое малое напряжение. Снять показания измерительных приборов.
3. Перемещать постепенно движок потенциометра и снять не менее семи значений напряжения и силы тока. Цепь разомкнуть. 4. Результаты измерений записать в таблицу 1. Таблица 1
5. По результатам измерений построить график зависимости силы тока от напряжения, откладывая по оси ординат силу тока в миллиамперах, а по оси абсцисс — напряжение в вольтах. III. Проверка односторонней проводимости триода 1. Собрать цепь по схеме, изображенной на рис. 3. Вывод от базы должен быть обращен к «—» источника тока. 2. Клемму Включа соединить с эмиттером Этриода и на короткое время замкнуть цепь, отметить показание миллиамперметра. 3. Клемму Включа соединить с коллектором Ктриода и на короткое время замкнуть цепь, отметить показание миллиамперметра. 4. Проверить работу триода в обратном направлении. Для этого
вывод базы соединить с зажимом «+» источника электрической энергии, а клемму Аключа — с зажимом «—» (рис. 3, б ). 5. Повторить п. 2 и 3. 6. По результатам наблюдений сделать соответствующий Контрольные вопросы: 1. В чём различие проводимости проводников и полупроводников? 2. Как объяснить уменьшение удельного сопротивления проводника при увеличении температуры? 3. Что является в схеме триода входной цепью и что – выходной? 4. Как следует включить в цепь транзистор, чтобы он действовал и как диод в прямом направлении? 5. Что показывает вольт-амперная характеристика диода? 6. Почему сила тока в проходном направлении с увеличением напряжения растёт очень быстро, в запирающем же направлении – очень мала и почти не меняется с ростом напряжения? Умения и навыки: 1. Сборка электрической цепи. Включение в цепь диодов и триодов. 2. Объяснение свойств электронно-дырочного перехода в полупроводниках. 3. Построение вольт-амперной характеристики диода в выбранном масштабе. Литература: 1. Жданов Л.С. Учебник по физике. - §24.1-24.6 2. Мякишев Г.Я. и другие Физика 10. - §111-113, 115-119
|
||||||||||||||||||||||||
|