|
|||
Тема урока: Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…»
Тема урока: Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…» 1. Сегодняшний урок мы начнем с прослушивания музыкального фрагмента. (Звучит музыка (прослушать фрагмент) - прилагается) Что услышали в музыке? Что почувствовали? Это звучала музыка Глазунова А.К. «Симфоническая картина». Вы догадались, что я совсем не случайно поставила эту запись. Сегодня мы будем продолжать говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, о людях, которые слагали стихи об этом удивительном времени года, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэту рассказать, как красива наша природа.
2. Сегодня мы познакомимся со стихотворением одного замечательного русского поэта ХIХ века. Это Фёдор Иванович Тютчев (1803- 1873). Его имя золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы. Поэтическим мастерством его восхищались, перед талантом его преклонялись. И.С.Тургенев писал: « кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». А.Фет обращался к нему так: «Мой обожаемый поэт…» и называл его «поклонником вечной красоты». Одно поколение сменяет другое, а его стихи живут и не стареют с течением времени. Творчество Тютчева – это поэтическая повесть о жизни природы со всеми оттенками красок и звуков, с грозными стихийными взрывами и умиротворяющей тишиной. Так хорошо ведомы поэту тайны природы.
3. Первичное чтение произведения.
«Зима недаром злится…» Что вы представили, услышав название этого стихотворения? Закройте глазки и постарайтесь представить себе эту картину. Чтение стихотворения взрослым. Что увидели? Впечатления? Что удивило, запомнилось? ( В стихотворении Тютчев рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне, происходит столкновение времен года, оно представляется в виде сказочного сражения, мы видим картину наступления весны.)
Прочитайте стихотворение самостоятельно. Найдите слова, значение которых вам неизвестны. Нудит - принуждать, заставлять.
4.Работа с произведением. Назовите главных героев стихотворения. Что напоминает стихотворение? (сказку, т.к. Зима и Весна – как живые существа). Поэт – волшебник совершил чудо, и времена года превратил в людей, поэтому их имена , как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они и ведут себя как люди. Перечитайте стихотворение и докажите это их действиями.
Сначала читаете все, что говорится о действиях Зимы. Потом все, что говорится о действиях Весны.
Что он таким образом делает? (одушевляет, делает их живыми) Как называется этот прием? (олицетворение)
5. Взгляните на эти портреты. Кто из них Зима, а кто Весна? Докажите это словами из текста.
(Красная девушка – это Весна .Она румяная, веселая, в зеленом платье. За ней летят птицы. Она улыбается и зовет с собой птиц.) (Зима – ведьма злая, некрасивая. Она летит, её белое платье развевается. И там, где она пролетает, снег, метели. Вот-вот налетит на весну.) Почему поэт представил весну в образе молодой девушки? (Начинает пробуждаться природа от зимнего сна) А Зима – в образе старухи? (Зима заканчивается, жить ей осталось недолго). Кто победил в этом поединке? Как поэту удалось передать торжество, победу Весны над Зимой? (При помощи красочных, умело подобранных слов и выражений).
6. Прочитайте стихотворение выразительно.
7. Два образа- два настроения. На чьей стороне симпатии автора? (Поэту симпатична весна, он радуется ей и осуждает зиму за то, что она не уходит). Какое же время года, по-вашему, лучше? Неправильно, если мы будем думать, что зима плохая, а весна хорошая. Ведь и зима была по-своему хороша. Всему свое время, говорят в народе. Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и происходит это постепенно, не в одночасье. И каждое время года по-своему прекрасно и любимо.
8. Анализ произведения.
На сколько частей разделили стихотворение? (5) Сколько продолжительных пауз?
1ч. Почему Зима злится? Замените близким по значению слово недаром. (Напрасно, т.е. у Зимы есть причины злиться на Весну). Как понимаете последние 2 строчки? Какие слова здесь главные? Прочитайте эту часть выразительно.
2ч. О каких признаках весенней природы можете сказать словами автора? Как понимаете слова: Все засуетилось? Отсюда, каков темп чтения этой части? Какие слова здесь главные? Прочитайте эту часть выразительно.
3 ч. Прочитайте и найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны. Какие слова здесь главные? Как шумит Весна? Что значит «пуще»? Прочитайте эту часть выразительно.
4 ч. Прочитайте и выберите из текста в доказательство того, что Зима так просто не уходит. Эти слова являются основными в этой части. Как называет поэт Зиму? А Весну? Нарисуйте картинку, как взбесилась Зима. (В тетради) Прочитайте, передайте отношение автора к Зиме и Весне.
5ч. Как отреагировала Весна на проказы Зимы? В стихотворении есть слово «умылася» - это свойственно автору. А как мы говорим? Что значит «наперекор»? Прочитайте, изображая голосом, что Весна не унывает.
Прочитайте все стихотворение выразительно вслух. Каким тоном надо его читать? (Бодро. т.к.весна побеждает).
9. Итог урока.
Давайте вспомним, чем же мы сегодня занимались на уроке? Для чего мы учимся читать стихи выразительно? (Чтобы создать у слушателей весеннее, солнечное настроение.)
10. Домашнее задание - выразительное чтение стихотворения, выполнить задания в рабочей тетради. Выполненное задание выразительного чтения стихотворения отправить в виде видео в личном сообщении.
|
|||
|