В основу внутришкольного контроля положен компетентностный подход. Компетенция - результат овладения системой знаний и системой видов деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений в форме ценностных представлений личности - формируется в условиях открытой развивающей образовательной среды.
Содержание контроля
| Цель контроля
| Формы контроля
| Классы
| |
Уровень сформированности читательской компетенции школьников.
| | | | |
1.1. Начитанность школьника:
· знание текста произведений русской классики XIX и XX веков;
· умение соотносить произведения одного автора на основе проблемно-тематического подхода;
· умение соотносить произведения одного или разных авторов на основе проблемно-тематического и историко-литературного подходов.
| Выявление уровня
литературного развития школьников
и их начитанности.
| · вопросы и задания к тексту художественного произведения,
· тест;
· читательский дневник
|
5-11
5-9
10-11
| |
2. Уровень восприятия литературного произведения в единстве содержания и художественной формы:
· знание теории литературы как основы читательской деятельности школьника;
· умение выражать вызванные чтением чувства и переживания;
· умение объяснять субъективное эмоциональное переживание своеобразием авторского отношения к героям и событиям;
· умение давать личностную оценку прочитанному на основе анализа читательских впечатлений и авторской позиции;
· умение характеризовать тему, сюжет, героя, основную мысль художественного произведения и авторское отношение к героям и событиям,
· умение характеризовать тему, проблему, сюжет, особенности построения художественного произведения, взаимоотношения героев, идею художественного произведения и приемы выражения авторской позиции;
· умение характеризовать тематику, конфликт, проблематику, сюжет, композицию, систему образов, идею художественного произведения и способы выражения авторской позиции
| Выявление уровня
развития способности школьника к
эстетическому
восприятию художественного произведения.
| · тест;
· ответ на вопрос на литературную тему;
· отзыв о прочитанном;
· решение литературных задач или выполнение заданий на литературную тему;
· анализ эпизода;
· сочинение;
· рецензия;
· эссе
|
5-11
5-6
7-9
10-11
5-7
8-9
10-11
| |
3. Культуроведческий аспект
читательской компетенции выпускника школы:
· знание особенностей
историко-литературного процесса и умение оценивать художественное произведение в широком литературном контексте;
· историко-культурные знания
и умение характеризовать социокультурный контекст творчества писателя
| Выявление уровня
сформированности
целостного представления школьников о духовной культуре нации и МХК
| · развернутый ответ на вопрос историко-литературного, культуроведческого характера;
· творческая работа
на заданную тему
(сочинение);
· реферат
|
10-11
(профильный
гуманитарный)
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II. Уровень сформированности
коммуникативно-речевой компетенции школьников
| Выявление уровня
сформированности
коммуникативно-
речевой компетенции школьника
|
|
| |
1. Умение отвечать на вопрос
на литературную тему в устной
и письменной форме:
· полнота содержания ответа:
умение отбирать необходимый и достаточный материал; умение цитировать художественный текст и литературно-критическую статью;
· глубина содержания ответа:
умение формулировать тезисы,
· выдвигать аргументы и комментировать их;
· правильность, точность, выразительность, богатство,
эмоциональность авторской речи школьника
|
| · ответ на вопрос на
литературную тему;
· отзыв о прочитанном;
· решение литературных задач или выполнение заданий на литературную тему;
· анализ эпизода;
· сочинение;
· рецензия;
· эссе
|
| |
2. Умение строить самостоятельное речевое высказывание:
· рассуждение как доминирующий тип речи: умение строить свое высказывание в соответствии со структурой рассуждения, делать обобщения и выводы;
· свободная композиция высказывания: умение сочетать, соотносить с доминирующим типом речи другие типы речи.
|
| · ответ на вопрос на
литературную тему;
· отзыв о прочитанном;
· решение литературных задач или выполнение заданий на литературную тему;
· анализ эпизода;
· сочинение;
· рецензия;
· эссе
|
| |
3. Умение выразительно читать текст художественного произведения
· передавать эмоциональный тон произведения (фрагмента),
· выделять интонацией слова
и выражения, несущие основную смысловую нагрузку,
· сохранять ритм литературного текста,
· интонировать текст в соответствии с авторскими знаками
4. Умение вести диалог (полилог):
· анализировать иную точку зрения в процессе слушания,
· определять свое отношение к высказыванию,
· высказывать свое мнение, суждение о прочитанном с использованием эмоционально-оценочных средств выражения мысли,
· формировать собственную позицию по отношению к предмету беседы, аргументам обоих сторон,
· оценивать культуру ведения диалога,
· понимать ведущую тему полилога,
· выбирать близкую точку зрения и следить за ее развитием,
· формировать собственную точку зрения на основе анализа иных.
|
| · выразительное чтение художественных произведений (фрагментов)
· инсценирование художественного произведения
· театральные постановки
· учебный диалог на уроке,
· семинар
· круглый стол,
· дискуссия,
· конференция,
· литературная гостиная
|
| |