Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Музыка как средство эстетического воспитания школьников»



 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филологический факультет

Направление музыка

Кафедра педагогики

 

Доклад на тему:

«Музыка как средство эстетического воспитания школьников»

 

 

Выполнила:

студентка очной формы обучения

филологического факультета, 2 курс

профиль «Музыка»

Куранова Алина Владимировна

Руководитель:

Иванова Г.В.

 

Коломна 2020

Можно отметить, что музыка представляет собой эффективное средство эстетического воспитания ребенка, позволяющее сформировать идеально высокоразвитую личность.

Эффективное воздействие музыки на человека начинается с раннего периода жизни (период детства, который частично совпадает периодом обучения ребёнка в школе). Важным условием в работе со школьниками является организация процесса эстетического воспитания ребёнка не только в специализированных учреждениях (учреждения образования и культуры), но и в учреждениях дополнительного образования (досуга и творчества).

В современном мире, всё большее влияние на развитие личности человека и на весь процесс её жизнедеятельности оказывает музыка. Именно она формирует внутренний эмоционально-чувственный мир личности, её вкусовые предпочтения и жизненные приоритеты. Поэтому музыку по праву можно считать богатым, наиболее эффективным средством эстетического воспитания личности.

Рассматривая содержание понятия «эстетическое воспитание», следует отметить, что оно представляет собой уникальный целенаправленный процесс развития способностей не только воспринимать, но и чувствовать и понимать искусство и то прекрасное, что заключено в нём.

Эстетические чувства людей играют огромную роль в их жизни. Умение видеть, понимать и создавать прекрасное делает духовную жизнь человека богаче, интереснее, дает ему возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. От того, как человек понимает, чувствует, переживает прекрасное и отвратительное, возвышенное и низкое, комическое и трагическое, во многом зависит его поведение в обществе.

На человека воздействует не только искусство, но и эстетические стороны действительности: труд, общественные отношения, окружающая социальная среда, поведение, быт, природа. Через красоту действительности и искусства он познает и укрепляет в собственном сознании общественные идеалы, облагораживает себя, свои взаимоотношения с людьми.

В жизни человека прекрасное всегда выступает как мощный духовный стимул. С раннего детства ребенку свойственно стремление к красоте. Школьники стремятся к общению с теми взрослыми и сверстниками, которые обладают эстетически ценными качествами.

Поэтому необходимо, чтобы каждый ребенок научился адекватно эмоционально и рационально реагировать на подлинную красоту, на нетерпимое, безобразное, пошлость и ложную красивость, на явления, заслуживающие осмеяния, на события, требующие глубокого сопереживания. Нравственное воспитание сегодня нельзя представить вне эстетического переживания и оценки. Нравственные представления, переживания, искания, порожденные общественными отношениями в жизни и отраженные в произведениях искусства, оказывают эффективное влияние на формирование убеждений и жизненного идеала.

С. П. Баранов в качестве главной цели эстетического воспитания определяет «воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. Оно предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов, убеждений, обеспечивающих удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным».

Стоит отметить, что эстетическое воспитание позитивно влияет на развитие личности на любом временном этапе её жизни. Особенно в гармоничном музыкально-эстетическом воспитании нуждаются дети дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку эстетические свойства личности являются приобретенными (а не врождёнными), развиваясь с самого раннего возраста в рамках социально-культурной среды. Огромную роль играют первые музыкальные впечатления, которые навсегда остаются в памяти человека, оказывая существенное влияние на его эмоционально-чувственный мир, определяют всю дальнейшую жизнь и возможный творческий путь.

Подтверждение данного утверждения можно найти в работах ряда исследователей,таких как: Н. А. Ветлугина, В. А. Деркунская, Б. Т. Лихачев, А. И. Моисеенко, А. Ж. Овчинникова, Г. А. Праслова, Б. Р. Сулейменова и многих другие. Работы данных авторов объединяет мысль о необходимости комплексного изучения личностью каждого ребенка трёх базовых видов искусства (музыка, живопись и литература), самым эмоциональным из которых является музыка. Авторы подчеркивают глубокую ценность знакомства ребёнка с миром музыки для полноценного, гармоничного эстетического развития именно на раннем этапе жизни. При этом отмечается, что музыка не только обогащает восприятие произведений других видов искусства, но помогает правильно понять и проанализировать их содержание; кроме того она развивает эстетические чувства и формирует представления о духовно-нравственных ценностях путем преобразования внутреннего эмоционально-чувственного мира ребенка.

Как отмечал В. Г. Белинский, у человека есть два пути познания окружающего его мира: познание с помощью объективной науки и познание посредством знакомства с великим Искусством. Он говорил о том, что учёный использует только точные и объектив- ные научные факты и понятия, художник же апеллирует образами и символами, но говорят они об одном и том же. Однако, по мнению автора, искусство (музыка в том числе) способно сказать нечто большее, что никогда невозможно передать словами, тем самым её влияние на процесс развития и совершенствования личности человека ничуть не меньше, чем влияние точной науки.

Целесообразность включения музыки всистему образования подчеркивал ещё Аристотель, отмечая высокую ценность этического воспитания души человека и формирования её нравственности при помощи музыкального искусства.

Именно поэтому в современном мире огромное внимание в процессе организации обучения детей школьного возраста уделяется урокам музыки и изобразительного искусства, которые несут в себе цель не только эстетического воспитания ребенка, но и выявления его художественных и музыкальных способностей, развития таланта. Кроме того, высокая сила искусства заключается в формировании и развитии общей познавательной активности личности, её самосознания, взглядов и убеждений.

Большую роль в процессе эстетического воспитания школьников играют внеклассные и внешкольные формы работы с учащимися, позволяющие продемонстрировать и получить публичное признание творческих успехов каждого ученика. Большую роль в организации эстетического воспитания играют такие формы дополнительного образования как музыкальные кружки и студии; хоровые и вокальные коллективы художественной самодеятельности; творческие встречи с различными деятелями музыкального искусства, мастер-классы, художественно-творческие конкурсы, смотры, фестивали, олимпиады и т. д. Школа, закладывая основы формирования личности ребенка, воспитывает из них не только сознательных граждан и хороших специалистов, но и людей с развитым эстетическим вкусом. Склонность к эстетическому восприятию действительности у детей проявляется довольно рано. В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям».

Стоит отметить, что в процессе эстетического воспитания школьников очень важно использовать различные приемы, которые пробуждают и стимулируют интеллектуальную активность ребёнка. Например, достаточно часто при изучении произведений различных видов искусства используется приём сравнения, который позволяет не только более конкретно определить выразительные возможности каждого из них, но и найти существенную взаимосвязь, которая их объединяет. Постановка различного рода проблемных вопросов при знакомстве с музыкальными произведениями обостряет восприятие ребёнка, пробуждает у него интерес к высказыванию и обоснованию собственных мыслей и суждений. Именно поэтому в школьной практике в последнее время широкое распространение получило написание различного рода аналитических работ (рецензий, сочинений, рефератов, создания мультимедиа презентаций и т. д.) с целью развития и углубления эстетических взглядов школьников.

Важным условием организации процесса эстетического воспитания любой личности,в том числе и личности ребёнка, является прямая трансляция тесной связи искусства со всеми сферами человеческой жизнедеятельности. Ориентируясь на данное условие, знаменитый композитор Д. Б. Кабалевский предлагал на уроках музыки изучать музыкальные произведения сквозь призму отражения в них в художественной форме явлений жизни, знакомства с нравственным, эмоционально-чувственным миром музыки, способствующим формированию эстетически развитой личности школьников.

В процессе контакта с великим миром музыкального искусства ребенок осваивает и усваивает главные нормы эстетической культуры, формирует уровень своего эстетического восприятия, а также систему эстетических ценностей, интересов и чувств. Знакомство с искусством не только повышает умственную активность школьника, но и наполняет его эмоционально-чувственный мир, является стимулом для развития воображения, фантазии и творческих способностей.

В заключении я хотела бы сказать, что эстетическое воспитание, формируя отношения к действительности и искусству, вносит свой вклад в осуществление других видов воспитания и всестороннего развития. Своим содержанием оно способствует формированию нравственности человека. Расширяет его познания о мире общества и природы. Многообразные творческие занятия детей в художественной самодеятельности способствуют развитию их мышления и воображения, формированию трудовых навыков и умений, нравственных качеств: целеустремленности, воли, мужества, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Вовлечение детей в импровизацию формирует у них творческий подход к любому виду деятельности, критический взгляд на привычные представления, продукты творческого труда.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.