|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования и науки Алтайского краяМинистерство образования и науки Алтайского края краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Тальменский технологический техникум»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ГРУППА ПСО -201 и 202
Преподаватель: Меркелова Л.Ф.
Календарно-тематический план по дисциплине ОУД.08 АСТРОНОМИЯгруппа ПСО - 201 и 202 курс 1
1 курс, 2 семестр | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение. Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. Практическая работа №1 Связь астрономии с другими науками | сентябрь | Комбинированный урок
| Презентация «Предмет астрономии» Видео: Телескоп-рефрактор; Телескоп-рефлектор | Астрономия. Учебник. Под ред. Т.С.Фещенко. Стр 3-19 | Подготовить сообщения: «Значение астрономии в практической деятельности людей» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
История развития астрономии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Астрономия Аристотеля как «наиболее физическая из математических наук». Космология Аристотеля. Гиппарх Никейский: первые математические теории ви-димого движения Солнца и Луны и теории затмений. Птолемей (астрономия как «математическое изучение неба»). Создание первой универсальной математической модели мира на основе принципа геоцентризма. Звездное небо (изменение видов звездного неба в течение суток, года). Практическая работа №2 Подвижная карта звездного неба. | сентябрь | Комбинированный урок | Презентации: «Изменение вида звездного неба в течение суток», «Изменение вида звездного неба в течение года», «Основы измерения времени», «Античные представления о строении Вселенной». Подвижная карта звездного неба. | Стр.20-43 | Подготовить сообщения: «Гиппарх – величайший наблюдатель древности»; «Птолемей – величайший теоретик астрономии в древности»; | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Летоисчисление и его точность (солнечный и лунный, юлианский и григорианский календари, проекты новых календарей). Оптическая астрономия (цивилизационный запрос, телескопы: виды, характеристики, назначение). Изучение околоземного пространства (история советской космонавтики, современные методы изучения ближнего космоса). Астрономия дальнего космоса (волновая астрономия, наземные и орбитальные телескопы, современные методы изучения дальнего космоса). Практическая работа №3 Характеристики телескопов | сентябрь | Комбинированный урок | Презентация«Основы измерения времени», Методы астрономических наблюдений» Плакаты: Радиоастрономия; Спектральные исследования; Космические полеты; Астрономические наблюдения и телескопы. | Стр.44-85 | Подготовить сообщение; «Календари в России» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Устройство Солнечной системы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система «Земля—Луна» (основные движения Земли, форма Земли, Луна — спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Луны (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Практическая работа №4 Характеристика лунного затмения | сентябрь | Комбинированный урок | Презентация«Система Земля-Луна», «Природа Луны» Плакаты:Солнечные и лунные затмения; Земля в космическом пространстве. МодельТеллурий | Стр.91-115 | Подготовить сообщения: «Значение Луны для развития человеческой цивилизации»; «Пилотируемые космические исследования Луны» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс; общая характеристика атмосферы, поверхности). Практическая работа №5 Сравнительная таблица планет земной группы | октябрь | Комбинированный урок | Презентация«Планеты земной группы». Видео: Венера, Меркурий, Марс. | Подготовить сообщение6 «Возможна ли жизнь на Марсе?» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Практическая работа №6 Сравнительная таблица планет-гигантов | октябрь | Комбинированный урок | Презентация «Планеты –гиганты и их спутники». Видео: Юпитер, Уран, Сатурн. | Стр.116-122 | Подготовить сообщение: «Исследование Титана зондом «Гюйгенс» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Астероиды и метеориты. Закономерность в расстояниях планет от Солнца. Орбиты астероидов. Два пояса астероидов: Главный пояс (между орбитами Марса и Юпитера) и пояс Койпера (за пределами орбиты Нептуна; Плутон — один из крупнейших астероидов этого пояса). Физические характеристики астероидов. Метеориты. . | октябрь | Комбинированный урок | Видео: Малые тела Солнечной системы. Презентация | Стр.123-131 | Подготовить сообщения «Карликовые планеты и их характеристики» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки). Понятие об астероидно-кометной опасности. Практическая работа №7 Сравнительная характеристика малых тел солнечной системы | октябрь | Комбинированный урок | Плакат: Малые тела солнечной системы | Подготовить сообщения: «Астероидно-кометная опасность для Земли» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Исследования Солнечной системы. Межпланетные космические аппараты, используемые для исследования планет. Новые научные исследования Солнечной системы. Практическая работа №8 Законы Кеплера | октябрь | Комбинированный урок | Презентации:«Определение расстояний до тел Солнечной системы», «Развитие представлений о Солнечной системе», «Солнце и жизнь на Земле». Плакаты: Солнечная система; Планеты; Спутники планет. | Стр132-147 | Подготовить сообщения: «Солнце – ближайшая звезда»; «Солнце и жизнь на Земле». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа №9 С помощью картографического сервиса (Google Maps и др.) посетить раздел «Космос» и описать новые достижения в этой области. https://hi-news.ru/tag/kosmos | ноябрь | ЛПЗ | Интернет-сервис Google Maps https://hi-news.ru/tag/kosmos | отчет | Подготовка к практической работе. Научиться пользоваться картографическим сервисом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Практическая работа №10 Используя сервис Google Maps, посетить: 1) одну из планет Солнечной системы и описать ее особенности; 2) международную космическую станцию и описать ее устройство и назначение. | ноябрь | ЛПЗ | Интернет-сервис Google Maps https://hi-news.ru/tag/kosmos | отчет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Строение и эволюция Вселенной |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Практическая работа№11 Связь единиц измерения расстояний в астрономии | 3 | ноябрь | Комбинированный урок | Презентация «Звезды и созвездия», «Звездное небо». Демонстрационная карта звездного неба. | Стр.156-160 | Подготовить сообщение: «Учение Гиппарха о звездных величинах» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд(диаграмма «спектр — светимость», соотношение «масса — светимость», вращение звезд различных спектральных классов). Практическая работа №12 Сравнение диаграммы Герцшпрунга- Рассела из интерета с диаграммой в учебнике. | ноябрь | Комбинированный урок | Плакаты: Диаграмма спектр-светимость; Строение основных типов звезд; | Стр.161-165 | Подготовить сообщение: «Жизнь и смерть массивных звезд» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определенных масс звезды из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Открытие экзопланет — планет, движущихся вокруг звезд. Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые). Практическая работа №13 Сравнительная таблица нейтронных звезд и черных дыр. | 1 | ноябрь | Комбинированный урок | Плакаты:Двойные звезды; Переменные звезды; | Стр.166-173 Стр.227-230 | Подготовить сообщение: «Удивительные свойства пространства-времени вблизи черных дыр» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наша Галактика (состав — звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля). Строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней. Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики. Радиоизлучение Галактики. Загадочные гамма-всплески. Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары и сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик). Практическая работа №14 Классификация галактик по основным физическим характеристикам | декабрь | Комбинированный урок | Презентация«Наша Галактика» Видео: Звездные скопления. Плакаты: Млечный путь; Различные типы галактик. | Стр.176-182 | Найти в словаре значение слов «галактика», «гало», «балдж». Подготовить сообщение 6 «Межзвездная пыль: природа и свойства» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза «горячей Вселенной», космологические модели Вселенной, открытие ускоренного расширения Метагалактики). Происхождение и эволюция звезд. Возраст галактик и звезд. Практическая работа №15 Методы определения расстояний до галактик | 1 | декабрь | Комбинированный урок | Презентации: «Метагалактика», «Эволюция звезд». | Стр.197- 224 | Подготовить сообщение: «Вселенная Фридмана» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет). Практическая работа №16 Сравнительная характеристика теорий И.Канта, П.Лапласа. О.Шмидта о происхождении планет. | декабрь | Комбинированный урок | Презентация | Стр.86-91 | Подготовить сообщения: «Теории о происхождении жизни на Земле»; «История поиска внеземных цивилизаций» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций). Дифференцированный зачет. | декабрь | Комбинированный урок | Стр.212 | Подготовить сообщение: Перспективы развития астрономии и космонавтики. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВСЕГО | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|