Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Виды конкуренции.



Виды конкуренции.

По мере осуществления
                                                                                                                                                                                            

                                                                            ценовая

                                                                            неценовая

 

По отраслевой принадлежности
По степени свободы  
конкуренция
                                                                            внутриотраслевая

                                                                            межотраслевая

 

                                                                             совершенная

     

                                                                      несовершенная

 

Ценовая конкуренция — это борьба между товаропроизводителями за потребителя. Такая конкуренция предусматривает продажу однородных и, приблизительно, одинаковых по качеству товаров и услуг по более низким ценам, чем у конкурентов, с целью привлечения большинства покупателей, даже за счёт временной потери части прибыли.

Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

Внутриотраслевая конкуренция - это экономическая борьба между различными товаропроизводителями, которые действуют в одной отрасли экономики, производящие и реализующие одинаковые товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность, но имеют различия в производственных затратах, качестве, цене, и тому подобное.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между товаропроизводителями разных отраслей экономики за более выгодное вложение капитала и присвоение большей прибыли.

Совершенная (чистая) конкуренция означает, что на рынке действуют много продавцов и покупателей какого-либо подобного товара, существует свободный доступ товаропроизводителей к любой экономической деятельности. При этом каждый отдельный продавец или покупатель в этих условиях не может серьезно влиять на уровень рыночных цен товаров и услуг. Совершенная (чистая) рыночная конкуренция обеспечивает экономический успех тем производителям, которые беспокоятся о том, чтобы расширить производство, усовершенствовать его техническую базу, технологию и организацию, повысить производительность труда, улучшить качество продукции, ее ассортимент, снизить издержки производства.

Несовершенная конкуренция - это конкуренция между крупными фирмами и средними и мелкими фирмами. При такой конкуренции лишь несколько крупных фирм производят основную массу определенного товара, имеют возможность влиять на установление цены, существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых товаропроизводителей.

Несовершенная конкуренция имеет 3 вида:

1) чистая монополия;

2) олигополия;

3) монополистическая конкуренция.

Чистая монополия – это конкурентная борьба между монополиями - экономическими союзами товаропроизводителей в определенной отрасли экономики, с целью устранения конкуренции других, чтобы контролировать рынок сбыта, и получения монопольно высокой прибыли.

При чистой монополии на рынке всего один продавец.

Иногда монополизм неизбежен (производство денежных знаков, атомного оружия и т.д.). Поэтому их называют естественными монополиями.

Примеры: электрические и газовые компании, водоснабжение, связь, телевидение, банковская система и т. д.

Олигополия (одноотраслевая монополия). Олигополистическая конкуренция (термин "олиго" в переводе с греческого языка означает "малый, несколько продавцов") возникает, когда на рынке действует не один монополист-продавец однородных товаров, а несколько (три, четыре) больших продавцов.

Примеры: сталелитейные, алюминиевые компании, автомобильная, авиационная промышленность и т.д.

Монополистическая конкуренция характеризуется большим числом продавцов, которые предлагают однотипные, но несколько различающиеся товары. Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен.

Примеры: пищевая промышленность, легкая промышленность, книги, сфера услуг, бытовые товары и т.д.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.