|
|||||
Ход занятия.. I. Вводная часть.
ГАПОУ СМПК
Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему «Знакомство детей с рассказом Пришвина М.М. «Берестяная трубочка»
Стерлитамак, 2021 Возрастная группа:подготовительная группа. Тема:знакомство детей с рассказом М. М.Пришвина «Берестяная трубочка » Цель: учить внимательно, слушать художественное произведение, понимать тему и содержание сказки, отвечать на вопросы. Задачи: Образовательные: - Формировать умение правильно изменять слова по формам, употреблять существительные в различных падежах. - Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению; - Формировать у учащихся критическое мышление, умение предугадывать события, выражать свое мнение, обогащать словарный запас школьников; - Ввести учащихся в художественный мир рассказа, учить видеть и понимать окружающую природу; Развивающие: - Развивать фонематический слух, зрительное, слуховое восприятие, память, мышление. Воспитательные: -Воспитывать бережное отношение к природе. - Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, умение слушать товарища, не перекрикивать. Создание развивающей предметно-пространственной среды: демонстрационный материал:портрет писателя Михаила Михайловича Пришвина; текст сказки «Берестяная трубочка»; Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова. Ход занятия. I. Вводная часть. В: Послушайте высказывание, как вы его понимаете? Хочешь увидеть – стань невидимым. Хочешь услышать – стань неслышным. Хочешь узнать – затаись… В: - Где нужно пользоваться этими правилами? (На природе, в лесу) - Мы знаем, что наблюдательный человек найдёт много удивительного в обычном. Тогда отправляемся в путешествие. Куда, вы узнаете, отгадав загадку: Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом. Чудеса увидишь в нем. (Лес) - А какой это лес, попробуйте догадаться сами. II. Основная часть. В: Послушайте слова. Попробуйте объяснить, что их объединяет: Берёза, берёзонька, берёзка, березняк, берёста, берестяная. После обсуждения в группах - проверка задания. Слова (березняк, берёза, берёзонька и берёзка - всё о берёзе). Проблема: - Непонятно значение слов берёста и берестяная. Работа в словаре (Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова, с. 44; словари лежат на столе в каждой группе). Вывод: - Берёза - большое дерево. - Берёзка - ласковое название берёзы или маленькое дерево. - Берёзонька – ласковое название дерева. - Березняк - берёзовый лес. - Берёста - верхний слой берёзовой коры - Берестяная - сделанная из коры берёзы или из берёсты. - В какой лес мы отправимся? (в берёзовый лес или березняк) - А для чего нужна берестяная трубочка? (выслушать предположения детей) В: Ребята, хочу вас познакомить с Михаил Михайлович Пришвин (показ портрета).
В: Он родился в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Михаил Михайлович Пришвин много бродил по лесам, много путешествовал, собирал фольклор. Все впечатления от путешествий, записанные им тогда, легли в основу его книг. И сегодня я вам прочитаю один из этих сказок. Сказка называется «Берестяная трубочка». В: Ребята давайте сначала мы с вами отдохнем и поиграем. Физминутка « Мы в лесу» Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.) Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.) Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.) Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.) В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.) Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.) Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.) Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.) В: Молодцы ребята! В: - Рассмотрите рисунок. Как вы думаете, о чем или о ком пойдет речь в рассказе? (Предположения: Мальчик сделал трубочку из берёзовой коры. Мальчик нашёл берестяную трубочку.) В: - Для чего ему нужна трубочка? (Он через неё смотрит, как через подзорную трубу. Возможно что-то есть внутри, и он рассматривает.) -Что же скрывает берестяная трубочка? - Проверим наши предположения?
Я нашёл удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь. Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке. И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. Вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал? «Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, — подумал я. — Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее свёртываться и всё крепче прихватывать орех, чтоб не выпал». Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть украв из гнезда белки. Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие: под прикрытием ореха поселился — кто бы мог подумать! — паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой.
В: - Удалось ли нам предугадать, о чем пойдет речь в рассказе? - А почему Михаил Пришвин назвал берестяную трубочку удивительной? - Когда у березы появляются такие трубочки? (Человек вырезает себе бересту на березе, а остальная часть бересты свертывается в трубочку) - А как кора на березе могла туго свернуться? (Береста высыхала на солнышке, на ветру.) - А чем так могла заинтересовать берестяная трубочка автора и нас с вами? (Нет ли в этой трубочке чего – нибудь?) - А как вы думаете, что могло быть в трубочке? - А может быть, она пустая? (высказывания детей) - Удалось ли нам отгадать, что находится внутри трубочки? - Почему так трудно было достать орех? - А вы не забыли, в каком мы лесу? (В березовом) - Разве на березах растут орехи? Где они растут? (В орешнике) - Как же оказался орех в трубочке? (Воткнула птица ореховка) - Как называется птица? (Ореховка) - Для чего птица ореховка спрятала орех в трубочку? (Использовала трубочку как опору, чтобы расколотить орех, но вместо этого острым клювом загнала орех внутрь трубочки.) - Как вы думаете, что еще можно найти в берестяной трубочке? - Кто оказался жителем берестяной трубочки? (Паучишко) - Каких размеров был паучок? (Маленький) - Как догадались? (Сказано, что не паук, а паучишко) - Почему он поселился в трубочке? - Как вы понимаете «всю внутренность трубочки затянул паутинкой?» 7. Итог урока. Рефлексия. - Кто смог найти ответы на все вопросы? - Кто испытал затруднение? Вернёмся к словам Н. Сладкова Хочешь увидеть – стань невидимым. Хочешь услышать – стань неслышным. Хочешь узнать – затаись… - Какие слова можно добавить к этим словам? (Ответы детей)
|
|||||
|