|
|||
Конспект урока по черчению для 8 классаКонспект урока по черчению для 8 класса Тема урока:Нанесение размеров с учетом формы предмета. Новый материал Основные правила нанесения размеров вам уже известны. Рассмотрим теперь на примере чертежа предмета — опоры -некоторые дополнительные сведения о нанесении размеров. Как определить, какие размеры и где необходимо нанести на чертеже предмета? Узнать это нам поможет анализ формы предмета (см. 11). Предмет, изображенный на рисунке, можно мысленно разделить на параллелепипед с кубическим отверстием и цилиндр Их размеры и наносят на чертеже: для параллелепипеда и кубического отверстия — длину, ширину и высоту; для цилиндра — диаметр основания и высоту. Теперь размеры каждой части указаны. Но достаточно ли их для изготовления предмета? Нет. Необходимо еще нанести размеры, определяющие взаимное положение частей предмета, т. е. координирующие размеры: 16, 18, 5 и б мм. Размеры 16 и 18 мм определяют положение цилиндра относительно параллелепипеда, являющегося основанием предмета. Размеры 5 и 6 мм определяют положение куба относительно параллелепипеда. Заметьте, что размеры, определяющие высоту цилиндра и кубического отверстия, в данном случае наносить не нужно. Высота цилиндра определяется как разность между общей высотой предмета (36 мм) и толщиной параллелепипеда (14 мм) и равна 22 мм. Высота кубического отверстия определяется высотой основания, т. е. она равна 14 мм.
На чертежах обязательно наносят габаритные размеры. Габаритными называют размеры, определяющие предельные (наибольшие и наименьшие) величины внешних (и внутренних) очертаний изделий. На рисунке это размеры 67, 32, 36. Вы знаете, что при нанесении размеров меньшие размеры располагают ближе к изображению, а большие— дальше. Так, размер 14 на главном виде находится ближе к изображению, а 36 — дальше. Благодаря соблюдению этого правила удается избежать лишних пересечений размерных и выносных линий. Таким образом, габаритные размеры, которые всегда больше других, располагают дальше от изображения, чем остальные. Без габаритных размеров чертеж не закончен. На рисунках, расположенных ниже, приведены два примера нанесения размеров детали типа вал. Во втором случае правильное, в первом — неудачное, с ошибками. Ошибки выделены синим цветом. Размеры надо наносить так, чтобы удобно было читать чертеж и при изготовлении детали не выяснять что-либо путем подсчетов. На втором чертеже длина детали—100 мм — видна сразу. На первом - ее надо подсчитывать. Размеры, определяющие длину цилиндров — составных частей детали, во втором случае нанесены с учетом изготовления детали. Как вы эту деталь будете изготавливать в мастерских? Сначала проточите цилиндр диаметром 40 мм на длину 45 мм, а затем диаметром 20 мм на длину 25 мм. То же с другой стороны. В первом случае это при нанесении размеров не учтено. Размеры наносят, как правило, вне контура изображения и так, чтобы размерные линии по возможности не пересекались между собой. Цифры пишут над размерными линиями, тогда чертеж удобно читать. На рисунке А это не везде выдержано. Размеры 30, 40, 20 (справа) расположены внутри контура изображения. Размеры 20 нанесены под размерной линией. Размер 50 вынесен далеко вправо, что привело к пересечению многих выносных линий и осложнило понимание чертежа. В данном случае его удобней нанести, как на рисунке Б
А)
Б) Осевая (штрихпунктирная) линия должна выходить за контур изображения примерно на 3 мм и не пересекать размерное число. На рисунке А это не выдержано. Неудачно проведены и выносные линии, они не выходят за размерные линии или проведены слишком далеко. У деталей, имеющих форму тел вращения, часто торцовые кромки срезают на конус. Этот элемент называют фаской. Ее назначение — облегчить сборку деталей, защитить кромки от повреждения, а руки рабочего от порезов. Наиболее часто встречаются фаски под углом 45°. Их размеры наносят записью, например 2 X 45°, где 2— высота фаски. Если встречается несколько одинаковых фасок, их размер наносят один раз с указанием количества Размеры фасок под другими углами указывают линейным и угловым размерами, а не надписью. Домашнее задание: 1 Читать стр. 68-71 2 Ответьте на вопросы (письменно): 1. Как анализ формы предмета помогает определить размеры, необходимые для нанесения на чертеже детали? 2. Какие размеры наносят на чертеже цилиндра, конуса, прямоугольного параллелепипеда? 3. Благодаря каким знакам можно изобразить в одной проекции цилиндр и конус? призму с квадратным основанием? 3 Постройте по аксонометрической проекции три вида детали и нанесите размеры (в тетради)
Подготовьтесь к графической работе.
|
|||
|