Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





С именем Чкалова в бой. Экскурсия)



С именем Чкалова в бой

(Экскурсия)

Кочнева Виктория,

сотрудник мемориального музея В.П. Чкалова,

г.Чкаловск

 «…Настанет час, — взлетят над облаками

Товарищи его. Помчатся в грозный бой.

Друзья! Пусть имя Чкалов между нами

Звучит отныне клятвой боевой»

Виктор Гусев

 

Имя Чкалова, дерзновенного летчика, патриота своей Родины, одного из самых любимых народом героев, до сих пор овеяно легендами. А ведь легенды и слава не стареют только в том случае, если человек оставил после себя действительно что-то значительное, большое. 

Всегда чего-то ищущий, всегда атакующий, Чкалов оставил в авиации неизгладимый след, богатое наследство многим поколениям летчиков…

Еще при жизни Валерия Павловича чкаловский стиль воздушного боя получил широкое признание.

«Я должен быть всегда готов к будущим боям и к тому, чтобы только самому сбивать неприятеля, а не быть сбитым, - писал В. Чкалов, будучи летчиком – истребителем. – Для этого нужно себя натренировать и закалить в себе уверенность, что я буду победителем. Победителем будет только тот, который с уверенностью идет в бой».                 

Не довелось великому лётчику лично участвовать в боях Великой Отечественной войны, он погиб 15 декабря 1938 года при испытании нового истребителя И – 180 Николая Николаевича Поликарпова, но его огромная слава, его громкое имя работали на Победу.

 В Мемориальном музее Валерия Павловича Чкалова хранится особый альбом «Традиции В.П. Чкалова в Великой Отечественной войне», в котором оформлено и аккуратно подклеено множество вырезок из газет военного времени .

Пожелтевшие от времени заметки, воспоминания и статьи. Их авторы – генералы и рядовые летчики, командиры и работники авиачастей. Сами за себя говорят заголовки статей: «Традиции Чкалова», «Учиться летать по-чкаловски», «Пример для на Чкалов и Гастелло» и многие другие…

Только благодаря лётчику-испытателю Чкалову вышел в серийное производство самолёт-истребитель И-16, конструкции Николая Николаевича Поликарпова .

Первыми Героями в Великой Отечественной войне в июне 1941 года стали летчики – истребители П.Т. Харитонов, М.П. Жуков и С.И Здоровцев. Они летали на И-16. На И – 16 в августе 1941 года В.В. Талалихин осуществил первый в мире ночной таран. На этом самолете участвовал в воздушных боях первый дважды Герой Советского Союза Б.Ф. Сафонов .На его счету было 224 боевых вылета, 30 лично уничтоженных машин противника и 3 подбитых в групповом бою. На И – 16 воевали дважды Герои Советского Союза Г.П. Кравченко, С.И. Грицевец, А.В. Ворожейкин.

Вырезка из газеты «Горьковская Коммуна» от 17 августа 1941 года: «Изумительный подвиг совершило на днях авиасоединение капитана Шубикова.Разрушен им один из крупнейших в мире Черноводский железнодорожный мост через реку Дунай».

Авиасоединение капитана А.В. Шубикова – это так называемое «звено», в состав которого входили тяжелый бомбардировщик ТБ-3 и два истребителя И – 16. Так называемое «звено Вахмистрова», путевку в жизнь которому, работая в НИИ ВВС, дал и В.П. Чкалов.

Лишь только в марте 1943 года поликарповские «ишачки» были сняты с вооружения, но советские летчики на различных фронтах продолжали сражаться с именем Чкалова.

11 декабря 1942 года в газете «Сталинский путь» был опубликован призыв-обращение чкаловских колхозников к трудящимся области, в котором говорилось: «…Обсудив на собрании патриотический почин колхозников Тамбовской области, собравших 40 миллионов рублей, мы решили подхватить их инициативу и организовать сбор средств на строительство авиаэскадрильи имени В.П. Чкалова» Призыв получил отклик и в адрес Горьковского авиационного завода № 21 стали поступать средства, на которые изготовили свыше 60 истребителей.

Уже в январе 1943 года на фронте появились первые партии самолётов «Валерий Чкалов». Это были новые Ла-5, истребители конструктора Семена Алексеевича Лавочкина.

На истребителе Ла-5 № 75 с надписью «Валерий Чкалов» дрался с фашистами трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб .

…Новаторские идеи Чкалова способствовали развитию военно-авиационной мысли. Чкалов первым в России, вторым в мире осуществил полеты вверх колесами. На предельно малых высотах летал вдоль просек, над полотном железной дороги.  В.П.Чкалов первым из летчиков ввел меткую стрельбу по воздушным целям при любом положении самолета, перевернутом полете, то есть при полете вверх колесами. Свои полеты он осуществлял не в благоприятных условиях аэродрома, а в той среде, в какой и может только происходить реальный воздушный бой, то есть в условиях города, леса, железной дороги.

Чкалов дерзал не ради дерзости, проявлял безумную отвагу не ради удовлетворения личного тщеславия. Весь он был устремлен к одной цели: быть готовым к схватке и победе над врагом. Чкалов не раз утверждал, что кроме него есть еще очень много молодых летчиков, которые способны не только повторить его достижения, но и увеличить их…

…Чкалов впервые в мире исследовал и осуществил на практике такие фигуры высшего пилотажа, которые в дальнейшем стали широко использоваться в воздушных боях .Несколько витков восходящего штопора принадлежат Чкалову. Он первый поразил летчиков фигурой, которая названа «медленной бочкой». Все эти новинки обогатили нашу авиацию. И в суровое военное время советские пилоты, вспоминая Чкалова, успешно применяли их, чтобы лучше громить врага. В качестве примера можно привести отрывки из статьи М. Ланского «Традиции Чкалова живут в советской авиации», напечатанной в газете «Ленинская правда» 15 декабря 1942 года: «Гитлеровцы просчитались. Уже в первые дни боев с Красной Армией они столкнулись с теми непонятными для них чертами чкаловского русского характера, которые выпадали из их расчетов и выкладок. Когда ленинградские летчики Жуков, Харитонов, Здоровцев, израсходовав боеприпасы, не уходили с поля боя и своими самолетами таранили проклятые «Юнкерсы» и «Хейнкели», - они были уверены: так бы на их месте сделал Чкалов. Когда Гастелло, Михайлов, Черных, сидя в машинах, охваченных пламенем, не выбрасывались с парашютом, а вели корабли на вражеские танковые и автомобильные колонны, - они знали: так бы поступил Чкалов. Когда летчик Покрышкин , дважды Герой Советского Союза, вступает в бой с восьмеркой новейших «Фоке-Вульфов», двух из них поджигает и остальных обращает в бегство, - он знает: так бы дрался Чкалов».

Сразу после войны уже Трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин посчитал своим долгом побывать на родине легендарного летчика, в музее В.П. Чкалова. В книге отзывов он записал тогда: «Над поверженным рейхстагом мы сделали в день Победы каскад твоих фигур высшего пилотажа. Мы, летчики, плыли домой по матушке Волге и зашли к тебе, наш дорогой друг и товарищ, чтобы поделиться с тобой ратными делами».

В боях Великой Отечественной войны традиции Чкалова использовали и приумножали и его земляки – летчики-горьковчане . Из 310 горьковчан Героев Советского Союза – 72 летчика. Генерал-лейтенант В.Г. Рязанов и генерал-майор А.В. Ворожейкин  удостоены этого звания дважды.

В годы войны имя Чкалова присваивалось частям советской авиации, экипажам, эскадрильям. Думаю, что не многие знают о том, что в лесах Белоруссии геройски сражалась в годы войны партизанская бригада имени Чкалова…

…Образ Валерия Чкалова, дерзновенного и бесстрашного, в котором чудесно соединены несгибаемая воля, концентрированная сила, отвага и высокое мастерство, служил неоспоримым примером. Чкаловское умение, упорство и настойчивость в преодолении трудностей, в достижении поставленной цели нашли свое выражение в бессмертных подвигах, совершенных в годы Великой Отечественной войны тысячами и тысячами советских воинов…

…Есть подвиги, которые не умирают, есть люди, которые со смертью не уходят, а умножаются в новом поколении, обретая высшее бессмертие в думах и делах народа. Таков и Чкалов. Он продолжает жить, жить среди нас…И ушедший от нас – он в боевом строю. Чкаловские традиции, Чкаловский дух живет среди народа…


 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.